Перейти к материалам
медуза

В 2020 году мы выпустили 580 эпизодов подкастов. Они собрали 22 миллиона прослушиваний! Это правда много? Отчет о работе студии подкастов «Медузы»

Источник: Meduza

Нас часто спрашивают: сколько прослушиваний у подкастов «Медузы»? Короткий ответ: много — по крайней мере, по меркам подкастинга в России. Мы решили наконец опубликовать наши данные — и, кажется, открытой отчетности такой глубины по подкастам пока на рынке нет. Для этого материала мы изучили статистику по эпизодам, которые вышли в 2020 году, в сумме они набрали около 22 миллионов прослушиваний. Почти половина из них приходится на наш флагманский продукт — ежедневный новостной подкаст «Что случилось». А общее число скачиваний всех подкастов «Медузы» выросло с 730 тысяч в 2017 году до 58 миллионов к концу 2020-го.

Вопросы, связанные со статистикой, беспокоят не только создателей подкастов, но и рекламодателей, а иногда и слушателей. Подкастерам важно понимать размер аудитории, спонсорам эти данные помогают оценить эффективность рекламы, а слушатели с помощью статистики могут понять, насколько популярно их любимое шоу. Проблема в том, что подкасты распространяются сразу на нескольких платформах, которые считают по-разному. Ну и что с этим делать?

Что мы считаем?

В первую очередь мы смотрим количество прослушиваний (их еще называют скачиваниями, загрузками или обращениями к файлу — все это примерно одно и то же). В некоторых приложениях можно также посмотреть число подписчиков. Но такие данные есть не везде, поэтому на них сложно ориентироваться. К тому же не все слушатели — даже постоянные — обязательно подписываются на подкасты, которые слушают.

Как мы считаем?

Все подкасты «Медузы» хранятся на сервере, который через RSS отдает информацию в стриминги (подробнее о том, зачем подкасту RSS, мы писали в этой инструкции). Когда вы в своем приложении для подкастов включаете, например, очередной эпизод «Историй кино», система с помощью RSS обращается напрямую к серверу, где лежит изначальное аудио. Такое обращение к файлу мы и считаем прослушиванием. Все данные, приведенные в этой статье, основаны только на счетчиках нашего сервера.

Но если бы все платформы обращались к RSS при каждом воспроизведении, это был бы рай! Конечно, и тут есть свои нюансы.

«Яндекс.Музыка», SoundStream, «ВКонтакте» и некоторые другие приложения сначала скачивают эпизод себе на сервер и только после этого отдают файл слушателям. То есть мы на своей стороне фиксируем одно прослушивание, хотя в самом подкаст-приложении могут быть сотни и тысячи прослушиваний, которые в нашей общей статистике не отражаются.

Чтобы понять, сколько загрузок у нас на этих площадках, надо идти в личный кабинет каждого такого сервиса и потом вручную прибавлять их цифры к данным нашего сервера. Это не очень удобно, к тому же принципы подсчета на этих платформах иногда вызывают вопросы. Поэтому повторим еще раз простую, но важную мысль: все данные, приведенные в этой статье, основаны только на счетчиках нашего сервера. Но мы считаем, что это достаточно точные сведения.

Что там с 22 миллионами прослушиваний?

В 2020 году на «Медузе» выходило 15 подкастов, включая новые сезоны старых шоу и, конечно, премьеры. Каждую неделю мы выпускали 8–12 новых эпизодов — в зависимости от времени года и сетки выхода. Некоторые дни получались особенно насыщенными: иногда у нас выходило четыре эпизода сразу.

За год мы опубликовали 580 выпусков. Все они в сумме к концу 2020-го собрали около 21 миллиона 800 тысяч прослушиваний. В это число мы не включили десятки тысяч прослушиваний, которые продолжают собирать эпизоды, опубликованные в 2017–2019 годах.

Очевидный лидер по прослушиваниям — «Что случилось». Подкаст, который мы запустили в феврале 2020-го, к концу года суммарно послушали почти 10 миллионов раз!

«Что случилось» помогает нам объяснять новости, о которых каждый день пишет «Медуза», и уже трудно представить, как мы жили без него. Он выходит пять раз в неделю — каждый день, кроме выходных; плюс специальные поводы. Самый популярный эпизод «Что случилось» — «Самый тяжелый кризис со времен распада СССР. Разговор с ректором РЭШ Рубеном Ениколоповым, одним из авторов обращения экономистов по поводу эпидемии» — набрал 93 200 прослушиваний (в среднем один выпуск «Что случилось» набирает 45 тысяч прослушиваний).

Самый тяжелый кризис со времен распада СССР. Разговор с ректором РЭШ Рубеном Ениколоповым, одним из авторов обращения экономистов по поводу эпидемии
00:0036:49

Остальные наши подкасты по общему числу прослушиваний в 2020 году можно разделить на две категории. Первая группа — от 900 тысяч до двух миллионов за год («Книжный базар», «Калькулятор», «Сперва роди», «Розенталь и Гильденстерн», «Ты же мать», «Текст недели» и «Истории кино»). Вторая — до 400 тысяч («Намочи манту», «Чего бы посмотреть», «Сложные щи», «Перемотка», «Творческие планы», The Naked Pravda, «Так и будет»).

Но сравнивать эти шоу между собой по числу прослушиваний нам кажется бессмысленным: подкасты выходили в разное время, с разной периодичностью, у них разное число эпизодов. Например, у второго сезона «Перемотки» — всего шесть выпусков, у «Сложных щей» — 10, а у «Текста недели» — 47. Но главное, мы понимаем: бывают подкасты камерные, а бывают — блокбастеры. И мы рады, что наша студия умеет выпускать и те и другие.

У подкаста «Калькулятор» об инвестициях и финансовой грамотности больше всего прослушиваний набрал выпуск с ответами на вопросы слушателей. Эпизод «Сопротивление — это вы» послушали 114 тысяч раз.

В «Книжном базаре» на первом месте в 2020-м — тоже выпуск с ответами на письма. Эпизод «Прелесть чтения в том, что в этом занятии нельзя облажаться» собрал к концу года почти 90 тысяч прослушиваний.

Для подкаста «Сперва роди», который первым в России получил больше пяти тысяч оценок в Apple Podcasts, рекордным в 2020 году стал эпизод о том, как отвечать на детские вопросы о боге, смерти и сексе, — более 81 тысячи скачиваний.

Бог, смерть и секс. Дети задают вопросы на сложные темы — как на них отвечать?
00:0038:40

Около 62 тысяч прослушиваний — у эпизода «Розенталя и Гильденстерна» о мате в русском языке.

  • Ты же мать

«Это вообще не фунт изюма!» Премьера на «Медузе» — первый эпизод самого честного подкаста о материнстве — 56 880

  • Чего бы посмотреть

Главные сериалы 2020-го — выбор Егора Москвитина. 12 лучших шоу первого полугодия — 29 671

  • Истории кино

История о том, за что дают «Оскар» и почему мы всегда недовольны результатами — 55 076

  • Текст недели

«Путин дописывает последнюю главу о себе в учебнике». Подкаст о том, что происходит с Конституцией — 54 345

  • Намочи манту

Простуду можно не лечить, а кашель полезен. Что? Осенний выпуск про ОРВИ (последний в сезоне!) — 42 117

  • Так и будет

«Апокалипсис? Не сегодня». Эпидемии пытаются погубить человечество, но пока проигрывают. И вот почему — 16 302

  • Творческие планы

Монеточка и Витя Исаев — Леннон и Маккартни российской поп-сцены. Вот как они придумывают свои песни — 18 109

  • Сложные щи

«Вино без сыра — деньги на ветер». Ресторатор Ирина Ходзинская («Простые вещи») рассказывает, как у нее получилось сделать настоящую буррату из российского молока — 46 072 

  • Перемотка

«К окну — пулемет, пять человек нас с винтовками». Моряк — о Февральской революции 1917 года — 35 759

  • The Naked Pravda

«Constitutional Gymnastics»: Russiaʼs strange initiative to keep Vladimir Putin in office for years to come — 18 363

У подкастов, выходивших в конце 2020 года (второй сезон «Так и будет», премьера «Творческих планов»), сейчас относительно низкие цифры — но они еще не собрали свою аудиторию. Ведь подкасты продолжают скачивать спустя недели и даже месяцы после выхода, поэтому показатели у этих фидов еще будут расти.

Все эти десятки тысяч прослушиваний — это вообще много или мало?

Как мы уже написали выше, нам кажется, что это много. При этом мы понимаем, что такие оценки не могут существовать в вакууме, то есть в отрыве от статистики других подкастеров. Но тут есть проблема.

Да, рынок подкастов в России по-прежнему растет и наконец стал похож на индустрию: появляется больше новых шоу, качество звука в них все лучше, а рекламодатели охотнее покупают в подкастах рекламу. Однако объективной статистики по российским подкастам по-прежнему нет, и мы не можем посмотреть, как слушают наших коллег — если только они сами об этом не расскажут.

Для студии подкастов «Медузы» психологический рубеж (и мы нередко ориентируемся на него, оценивая эффективность подкастов на самом запуске) — это в среднем от 15–20 тысяч прослушиваний одного эпизода в первые недели после публикации. Успешным мы считаем эпизод, который в первые пару месяцев собрал 40–50 тысяч прослушиваний. А эпизоды, которые приблизились к отметке в 100 тысяч прослушиваний, — очень успешными.

Подкастеры пока не могут похвастаться миллионными охватами, которые есть, например, у видеоблогеров. Зато аудиошоу могут проникнуть туда, где видеоконтент не всегда уместен. Из многочисленных писем, которые приходят к нам в редакцию, и опроса читателей «Медузы» мы знаем, что наши подкасты для некоторых слушателей — первое, что они включают, когда просыпаются. Нас слушают, когда принимают душ, укачивают ребенка, по пути на работу, за рулем, на прогулке с собакой — люди впускают подкасты в свое личное пространство. Мы называем это интимным слушанием — и очень ценим возможность быть так близко к нашей аудитории.

Где нас слушают больше всего?

Основные площадки — это сама «Медуза» (то есть наш встроенный плеер), Apple Podcasts, Castbox и Google Podcasts.

Доли, которые занимают эти платформы, в статистике каждого шоу немного различаются, но усредненная картина выглядит так. 20–25% всех прослушиваний — это сайт и приложение «Медузы». Еще 20% — Apple. Около 10% — Castbox (и только у «Чего бы посмотреть» доля этой платформы выше: в случае с этим подкастом на Castbox приходится около четверти прослушиваний). Еще примерно 4–6% — Google. Остальные скачивания распределяются по другим площадкам, включая «Букмейт», Overcast, Pocket Casts, Breaker, Deezer и так далее.

А еще у подкастов «Медузы» с февраля 2020 года есть ютьюб-канал (кстати, не забудьте подписаться, если вы этого еще не сделали). Мы понимаем, что это не главная площадка для подкастов, у которых нет видеоверсии, но мы настоящие фанаты подкастов и стараемся выкладывать их везде, где можно. Да, на ютьюбе у нас, как правило, сотни прослушиваний, однако мы поддерживаем канал, потому что есть аудитория, которой удобно слушать подкасты именно там (впрочем, некоторым эпизодам иногда удается собрать несколько тысяч просмотров и на ютьюбе: например, у «Что случилось» об убийстве «хозяина Выборга», бизнесмена Александра Петрова — 17 тысяч, а у «Текста недели» с историей Натальи Эйсмонт, пресс-секретаря Лукашенко, — 15 тысяч).

До сентября 2020 года все авторы подкастов, которые размещены на «Яндекс.Музыке», получали статистику от этой платформы раз в месяц — в виде экселевской таблички, из которой мало что было понятно. Там указывалось общее число прослушиваний каждого подкаста, но не было никаких данных о том, сколько собирают отдельные эпизоды. Нам такие цифры практически ничего не давали: мы только примерно представляли, как «Медузу» в целом слушают на «Яндексе», но картина была слишком нечеткой. Сведения по отдельным эпизодам приходилось напрямую запрашивать у редакции сервиса (и не всегда успешно).

Когда наконец осенью появился личный кабинет, где можно смотреть подробные данные по эпизодам, радость от этого инструмента сменилась некоторым недоумением. Команда «Яндекс.Музыки», по всей видимости, изменила принцип подсчета, и цифры всех шоу заметно просели. Даже если мы говорим о так называемых стартах — этим понятием на «Яндекс.Музыке» обозначается любое воспроизведение дольше секунды. Как новые данные соотносятся с теми, что были в экселевских табличках, не очень понятно.

Кроме того, прослушивания на «Яндекс.Музыке» во многом зависят от того, легко ли пользователю найти подкаст в этом приложении. Дело в том, что сервис периодически меняет структуру каталога подкастов и слушателям приходится каждый раз привыкать к новой конфигурации. Иногда, если шоу не продвигается дополнительно на главной странице и не попадает в редакторские подборки, его довольно сложно найти. Из-за этого возникают интересные коллизии со статистикой: например, эпизод подкаста «Творческие планы» с Монеточкой и Витей Исаевым был в одном из плейлистов на «Яндекс.Музыке», и его включили 17 тысяч раз — а вышедшее вскоре после этого интервью Бориса Гребенщикова, которое не попало в подборки, набрало только 426 прослушиваний.

Понятно, что редакция приложения ищет оптимальную форму и пробует разные варианты в поисках лучшего. Наверняка постепенно ситуация с цифрами на «Яндекс.Музыке» выровняется. Но пока при оценке наших подкастов мы учитываем данные с этой платформы в последнюю очередь.

Впрочем, общая статистика за 2020 год, которая сейчас отражается в личном кабинете, все равно выглядит внушительно: более трех миллионов прослушиваний. Если все-таки включить это число в общую сумму прослушиваний подкастов «Медузы», доля «Яндекса» составит около 10%.

Число прослушиваний — это и правда так важно?

Число прослушиваний — это важно, но это не самое главное. Мы гордимся, что у многих наших подкастов высокие показатели, и с радостью ими делимся; и все же прослушивания для нас не единственный и не всегда ключевой критерий.

Рынку нужны разные продукты — не только рассчитанные на массовую аудиторию, но и камерные, — потому что подкасты — это, среди прочего, способ достучаться до небольших сообществ, людей с особыми интересами, рассказывать что-то важное и интересное для них.

Однако какой бы ни была аудитория наших подкастов — маленькой или огромной, — все они сделаны с одинаковой тщательностью и любовью.

Хотите поделиться своими идеями по поводу подкастов «Медузы»? Напишите нам письмо: [email protected]

Шеф-продюсер студии подкастов Александр Садиков