Перейти к материалам
медуза

Еще не слушали музыкальный подкаст «Творческие планы»? Почитайте, как создается это шоу, — и вам точно захочется

Источник: Meduza

Осенью 2020 года на «Медузе» появились «Творческие планы» — подкаст, в котором ведущий Александр Филимонов говорит с музыкантами об их последних релизах, не стесняется задавать по-настоящему стыдные вопросы и советует музыку для ваших плейлистов. Ничего подобного наша студия подкастов раньше не делала: проект требует сложного продюсирования, сложной редактуры и сложного саунд-дизайна одновременно. Зато каждый выпуск хочется переслушать — в том числе и нам самим. Как мы все это придумали? Каким образом делаются такие сложные выпуски? И какие наши творческие планы? Докладываем.

Как мы это придумали?

Идея сделать музыкальный подкаст появилась в редакции так давно, что уже даже сложно вспомнить, когда именно. Ведь музыкальных подкастов на русском языке все еще мало — и это при том, что в индустрии все время что-то происходит. Кроме того, «Медуза» много пишет о музыке и выпускает множество подкастов — но до сих пор почему-то не рассказывала о звуке в звуке; давно пора было это исправить.

Сначала появился ведущий. Мы сразу поняли, что шоу должен вести Александр Филимонов — человек, который отвечает в «Медузе» за еженедельные плейлисты, а о музыке пишет больше 15 лет.

Затем мы принялись искать партнера для подкаста: в этом тяжелом 2020 году мы стремились запускать проекты, которые сразу смогут начать зарабатывать. Кроме того, было очевидно, что проект потребует значительных ресурсов. Ведь ему нужны: сложное продюсирование (артисты — люди с безумным графиком), кропотливая работа со звуком (в подкасте о музыке звук должен быть идеальным) и тщательная редактура (чтобы музыка и разговор сочетались в нужных пропорциях). Наконец, для «Творческих планов», учитывая сложность этого подкаста, нужно было найти такого партнера, который доверится нам и не будет вмешиваться в производственный процесс.

Осенью такой партнер появился: им оказался Tic Tac, который к запуску Spotify в России представил свой плейлист с каверами на известные российские песни.

Как водится, несмотря на то, что мы носились с идеей нового подкаста несколько месяцев, стартовать пришлось в условиях катастрофической нехватки времени. С момента начала реальной работы над шоу и до премьеры трейлера прошло всего полтора месяца. За это время мы придумали структуру выпусков и название, спланировали первый сезон, выстроили процесс работы (длинный и сложный, но об этом ниже) и записали первые эпизоды.

Как мы докрутили идею?

Окей, мы нашли партнера и делаем музыкальный подкаст. Но каким он будет? Чтобы это понять, нам пришлось ответить на три главных вопроса.

О какой музыке этот подкаст? «Медуза» — новостное издание, которое рассказывает, как меняется мир вокруг нас прямо сейчас. Поэтому в «Творческих планах» мы решили говорить с авторами новых релизов, а не с музыкантами вообще. Конечно, каждую неделю появляется целое множество альбомов в самых разных жанрах. Из новой музыки мы выбираем не только ту, которая кажется важной, — но и ту, которую мы сами слушаем. У команды, создающей «Творческие планы», широкий музыкальный кругозор, так что свой выбор мы смело считаем экспертным.

«Творческие планы» пытаются стать антологией современной российской сцены? В подкасте можно услышать не только разговоры со звездами. Допустим, Илью Лагутенко, с которым мы сделали первый эпизод, знают все — а вот музыку Жени Горбунова (четвертый эпизод) найдешь далеко не в каждом плейлисте. На полную музыкальную антологию мы не претендуем, но хотим показать, что в России действительно много хорошей и интересной музыки и она бывает очень разной.

Это просто интервью разных артистов? С музыкантами, конечно, хотелось говорить не только об их новой музыке. Поэтому мы решили разбить разговор на три части. В первой — обсуждать новый альбом. Вторую посвятить музыкальным рекомендациям — чтобы ведущий и артисты советовали друг другу что-нибудь послушать. Третья часть — стыдные вопросы, главный из которых дал название всему подкасту.

Зачем все это нужно?

С первой же записи стало ясно, что трехчастная структура отлично работает. Во-первых, на самом деле не так уж часто с музыкантами говорят о музыке во всех нюансах. Как была придумана эта песня, о чем написана та или иная строчка, почему пластинка получилась именно такой. Мы не только говорим, но и даем послушать — и даже если вы потом не включите сам альбом, представление о нем точно получите (впрочем, альбом вы все-таки, скорее всего, включите).

Во-вторых, блок с музыкальными рекомендациями помогает узнать героя еще лучше, а также пополнить свои плейлисты той музыкой, до которой, возможно, вы никогда бы не дотянулись. Говорим на собственном опыте: скажем, благодаря выпуску с Женей Горбуновым звукорежиссер Витя Давыдов и редактор Аня Чесова полюбили малоизвестную украинскую группу «Цукор біла смерть».

В-третьих, блок со стыдными вопросами помогает не относиться к разговору очень уж серьезно. С какого рубля — с учетом инфляции — открываются тайны в 2020 году? Какая песня о России лучшая? 1960-е или 2020-е? А реально плохая музыка бывает? Иногда хочется чего-то легкомысленного, и в последней части каждого выпуска мы позволяем себе расслабиться. 

Если стыдные вопросы вам неинтересны, зато про новый альбом музыканта вы хотите знать все (или наоборот), подкаст можно слушать частями. Для этого в описании каждого выпуска мы даем подробные таймкоды, чтобы можно было мотать. Они спрятаны под кнопкой, на которой так и написано: «Таймкоды здесь».

Почему «Творческие планы»?

Придумать подкасту удачное название действительно сложно. Оно должно быть не очень длинным и не очень коротким. Немного смешным и мгновенно узнаваемым, как хороший мем. И при этом сразу говорить слушателю, о чем подкаст. Чтобы родилось то самое название, для новых шоу мы обычно составляем длинные списки — десятки самых разных вариантов (к обсуждению принимаются даже самые безумные), которые бесконечно отбраковываются. 

Для музыкального подкаста мы придумали около трех десятков вариантов названий — в основном довольно нелепых. Название пришло вместе с идеей о стыдных вопросах. Тогда шеф-редактор студии подкастов (и редактор «Творческих планов») Анна Чесова вспомнила, что несколько лет назад в шутку придумала ютьюб-шоу, где музыканты должны были отвечать только на клишированные вопросы. Заканчиваться каждое интервью должно было вопросом про творческие планы — кажется, именно он ассоциируется у всех с не очень качественной музыкальной журналистикой. При этом каждому слушателю и правда хочется знать все о творческих планах любимого артиста.

Так в лонг-листе с вариантами названий появились самоироничные «Творческие планы» — и почти никому не понравились. Зато именно этот вариант поддержал главный редактор «Медузы» Иван Колпаков. Мы примерили название на записи трейлера и первого эпизода — и оно прижилось.

Команда

Над подкастом работают четыре человека.

Ведущий Александр Филимонов (в редакции все зовут его Фил) выбирает гостей для выпусков, придумывает вопросы для интервью и договаривается о записи с самыми сложными артистами. Скажем, вечно занятого Бориса Гребенщикова целых три недели ловил именно Фил. И поймал!

Редактор Анна Чесова придумывает, как превратить два часа разговора в часовой выпуск и чего бы в него добавить, чтобы он стал еще интереснее. Может, попросить журналиста Юрия Сапрыкина прочитать его старую музыкальную рецензию для выпуска с Ильей Лагутенко? Или связаться с ребятами из паблика «Дайте мем (!)» для выпуска с Дмитрием Мозжухиным из группы «Дайте танк (!)»? А еще редактор придумывает описания эпизодов и заголовки — обычно не меньше трех вариантов на выпуск, чтобы команда сообща могла выбрать лучший.

Звукорежиссер Виктор Давыдов — главный звуковой мозг процесса. Послушайте, как в этом эпизоде из разговора с Лагутенко буквально вырастает оркестровая аранжировка песни «Ему не взять тебя» (перемотайте на 31:58). Или как в этом выпуске кусочек интервью Ромы Либерова и Олега Нестерова идеально обрамлен треком «Летящая» (08:05). Все звуковые решения в «Творческих планах» — заслуга Вити.

Продюсер Алексей Юртаев договаривается об интервью и записывает дополнительные комментарии. Например, если бы не Леша, эпизод ко дню рождения БГ никогда не получился бы таким насыщенным: он поговорил со всеми молодыми музыкантами, которые там появляются. А еще уговорил Варю Краминову из «Хадн дадн» записать для нас эксклюзивный кавер на одну из песен БГ (ищите на 45:35). 

Отдельно хочется сказать про саундтрек. Музыку для музыкального подкаста должен написать хороший музыкант — это было ясно. Мы сразу подумали про Женю Горбунова («Интурист» и «ГШ» сейчас; NRKTK, Stoned Boys и Interchain в прошлом). Женя сразу согласился — и подготовил для «Творческих планов» шесть вариантов музыки. Выбирая, мы едва не поссорились — настолько сложно было определиться.

Вот, например, один из вариантов музыки, который мы (не без труда!) забраковали:

Процесс

«Творческие планы» — самый сложный в производстве подкаст «Медузы» прямо сейчас, и работа над эпизодом растягивается на всю неделю. Сначала, конечно, записывается сам разговор — самый долгий был с Ильей Лагутенко (больше двух часов), а самый короткий — с неуловимым Борисом Гребенщиковым (меньше часа). Потом запись отправляется в расшифровку, по которой делается первая монтажная сборка.

Правки в эту сборку вносятся в несколько этапов, потому что всегда хочется что-то сократить или улучшить. Причем команда постоянно обсуждает эти правки друг с другом и спорит. Например, редактору хочется что-то убрать, а звукорежиссер считает, что именно этот кусочек очень важный, зато хорошо бы выкинуть другой — который, конечно же, как раз очень нравится редактору.

Пока сам разговор редактируется, в выпуске намечаются места для музыкальных отрывков. Их помогает собрать Фил, который потом использует эти треки для плейлистов выпуска. Но собрать треки — это полдела. Каждый из них нужно внимательно послушать и понять, какие именно несколько секунд лучше всего подходят для характера беседы. А еще — в каком именно месте они должны появиться. Наложиться на слова? Или в конце фразы — там, где пауза? Все это может показаться необязательными мелочами, но на самом деле нет: в подкасте о музыке мы хотим использовать возможности музыки по максимуму.

Из-за обилия нюансов и правок первый вариант эпизода, который более или менее похож на окончательный, появляется только в четверг — за сутки до выпуска. После этого дорожка еще несколько раз меняется. Скажем, звукорежиссер Витя Давыдов может прислать три варианта одного и того же отрывка, чтобы выбрать идеальный. А редактор Аня Чесова в последний момент может все-таки захотеть отрезать ту фразу, которую вчера команда решила оставить. Поэтому чаще всего эпизод оказывается готов минут за пять до выхода — и к этому времени команда «Творческих планов» прослушала дорожку уже много-много раз. А после публикации садится слушать снова: вдруг там все-таки что-то не так.

Какие эпизоды мы уже сделали?

  • Выпуск с Ильей Лагутенко, в котором лидер «Мумий Тролля» травит байки об альбоме «Точно ртуть алоэ» (ему в 2020 году исполнилось 20 лет!).
  • Выпуск с Дмитрием Мозжухиным, в котором фронтмен «Дайте танк (!)» рассказывает, как решился уволиться с работы ради записи альбома, а еще поет под гитару.
  • Выпуск с Монеточкой и Витей Исаевым, в котором «Леннон и Маккартни российской поп-сцены» объясняют, как создавались легендарные «Раскраски для взрослых» и чем от них отличается новый альбом «Декоративно-прикладное искусство».
  • Выпуск с Евгением Горбуновым, в котором участник «Интуриста» и «ГШ» составляет для нас супермеломанский плейлист и импровизирует, используя семплы собственного голоса и звуков батареи из нашей подкастной студии.
  • Выпуск с Олегом Нестеровым, в котором лидер «Мегаполиса» рассказывает, как сплелись воедино интуитивная музыка, поэзия ХХ века и современный театр в альбоме «Ноябрь».
  • Выпуск с Борисом Гребенщиковым, в котором основатель «Аквариума» в свой день рождения делится грандиозными планами, а молодые музыканты признаются ему в любви.

Что еще можно почитать, посмотреть и послушать о музыке на «Медузе»?

Спецпроект «Без меня» о Егоре Летове

Спецпроект «Мы вышли из кино» ко дню рождения Виктора Цоя

Альбом «Опять будет сладко»

Пластинка рижского театрального режиссера Владислава Наставшева и московского музыканта Ивана Лубенникова, издателем которой стала «Медуза». Это модный синтипоп на стихи русских поэтов. А вот биография Владислава Наставшева, рассказанная критиком Антоном Хитровым.

Какие наши «Творческие планы»?

Как и фронтмен группы «Дайте танк (!)», мы не любим о них рассказывать. Но до конца 2020 года выйдут еще четыре эпизода. И кстати, некоторые из них будут не с музыкантами!

Подпишитесь на «Творческие планы», чтобы не пропустить новые выпуски. Помимо сайта и приложения «Медузы» подкаст есть в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Castbox, «Букмейте» и на других платформах.

И плейлисты!

А еще не забудьте подписаться на плейлисты «Медузы» в Apple Music, «Яндекс.Музыке» и Spotify. Тут мы собираем всю новую музыку из наших еженедельных подборок, которые составляет ведущий «Творческих планов» Александр Филимонов.

Вы читали «Медузу». Вы слушали «Медузу». Вы смотрели «Медузу» Помогите нам спасти «Медузу»

Анна Чесова и Александр Филимонов

Реклама