Перейти к материалам
истории

«Ленинград», Гречка, «Громыка», RSAC, «НАИВ», «Комсомольск» и «Сансара» в трибьюте Егору Летову

Источник: Meduza

«Медуза» представляет трибьют «Без меня» к 55-летию со дня рождения Егора Летова. Идея проекта, продюсеры записи — Елена Савельева и Елизавета Коровина. Альбом вышел 10 сентября 2019 года на лейбле Universal Music.

Внимание! В некоторых песнях встречается нецензурная брань.
Слушать на всех цифровых платформах: Apple Music, Spotify, «ВКонтакте», «Яндекс.Музыка», YouTube Music

Елена Савельева: У Егора Летова никогда не было персонального трибьюта. Выходили два трибьюта «Гражданской обороне» в 2002 и 2003 годах, еще при жизни музыканта. Задумывая проект в год 55-летия Летова, мы интуитивно чувствовали нарастающую актуальность его песен. За семь месяцев работы релиз превратился буквально в бунтарский. Ярким отпечатком на нем останется протестное лето 2019 года. Тексты столь остры, что создается впечатление, что написаны только вчера. Радует, что выросло новое поколение, которое будет вдохновлено этими песнями, как и поколение 30 лет назад. Мы хотели привлечь молодых перспективных музыкантов и знаковых для нынешнего времени, уже состоявшихся артистов, — и дать возможность услышать эти песни тем, кто, возможно, ничего не знает про Летова, кроме того, что его именем хотели назвать аэропорт, и тем, кто хорошо знает Летова, но совсем не интересуется нынешней обоймой авторов. Мы благодарны всем музыкантам за отклик и подход к музыке и текстам Летова. Хотим выразить признательность за помощь и сотрудничество Фонду Егора Летова, Наталье Чумаковой, Сергею Летову, Сергею Попкову.

Выбор «Медузы»

Ploho «Мы — лед»

Для нас, как сибирской группы, творчество Егора Летова — неотъемлемая часть музыкальной реальности практически с детства. Поэтому когда мы получили предложение принять участие в этом проекте, над ответом долго думать не пришлось. «Мы — лед» — в первую очередь мощнейший боевик «Гражданской обороны», который, как и многие другие песни 1987 года, был записан весьма нехитро и имеет много воздуха в звуке. Этот воздух интересно использовать, как пространство для экспериментов, когда пропускаешь песню через призму своей группы, своего звучания. Песни Летова и «Гражданской обороны» в последнее время заиграли с новой силой не случайно. Актуальность некоторых песен и даже целых альбомов сейчас зашкаливает. «Русское поле экспериментов» в самом разгаре и игнорировать этот факт уже ни у кого не получается.

Гречка «Все идет по плану»

На мой взгляд, не поучаствовать в таком проекте было бы огромным упущением. Я хоть и не являюсь большим фанатом «Гражданской обороны», но с большим уважением отношусь к Егору Летову. Когда я наткнулась на его творчество, оно не перевернуло мою жизнь, но стало дословным описанием моих чувств. Словно кто-то наконец придумал те слова, которые могут выразить мысли в моей голове. Я безумно уважаю Летова как поэта. Он невероятно чуткий и проницательный, это видно с первых строк. И он как никто другой заслуживает той славы, которая у него есть сейчас. С песней «Все идет по плану» у меня многое связано — я ее часто играла под гитару на уличных выступлениях. Все ее любили и просили спеть по несколько раз. Она — что-то типа голоса улиц, народная песня. Давать некое «второе дыхание» легендарным песням — это просто нереально круто.

«Ленинград» «Винтовка это праздник»

«Громыка» «Слава психонавтам»

Скорее, именно эта песня выбрала нас, а мы сделали все возможное, чтобы максимально тактично сделать ее нашей на три минуты и восемь секунд. Интересный факт для любознательных: это первая в мире песня «Гражданской обороны», в которой звучат сразу три модели стилофона — 350S, Gen X-1 и Beatbox. Как известно, у «Громыки» с Игорем Федоровичем Летовым похожие предпочтения в музыке — от ранних Pink Floyd до советской песни. Обладая базовыми навыками психоделического воображения, многие вещи с альбома «Звездопад» несложно представить и в репертуаре «Громыки». С точки же зрения политастрономии, Россию 20-го века в масштабах Солнечной системы решительно представляют два Игоря Федоровича — Стравинский и Летов. Это знают все, у кого есть беспонтовый телескоп и приличные наушники.

«НАИВ» «Сияние»

«Гражданская оборона» и Егор Летов — это классика «русского рока», одни из его радикальнейших основоположников! Сейчас они не очень знакомы молодому поколению слушателей, поэтому участие в таком проекте по «возвращению имен» считаем для себя очень важным и благородным делом. Мы выбрали песню «Сияние» потому, что не хотелось брать на переработку самые известные песни «Гражданской обороны» — они и так у всех на слуху и все всегда делают на них кавера… Захотелось творчески переосмыслить более поздний период творчества Летова и менее популярную композицию. «Сияние» — идеальный трек именно для этой цели, да и вообще просто хорошая песня!

RSAC «Долгая счастливая жизнь»

«Комсомольск» «Снаружи всех измерений»

Мы нередко делаем каверы на тех, кого любим, и с «Гражданской обороной» лишних вопросов не возникало. «Снаружи всех измерений» — яркий пример того, насколько разной может быть группа вообще. Знаем, что многим сложно воспринимать «ГО» из-за жесткой подачи Егора (которая, вообще-то, сама по себе уникальна), но тут все звучит как мечтательная баллада в духе классических рок-хитов. Не сказать, что это наша самая любимая песня Летова, но одна из самых знаковых — точно. Вся деятельность Егора — от песен его многочисленных групп до политической активности — давно воспринимается как культурный феномен, отражение в чем-то радикальных, но всегда личных идей. Мы же всегда будем удивляться этому горящему взгляду на вещи: чужому, свободному, ни на что не похожему. Поэтому сложно приписать творчеству Летова характеристики — плохо или хорошо, актуально или нет. Оно есть — и вот тут, и вот там, и везде в вечности, физически и метафизически.

«Сансара» «Отряд не заметил потери бойца»

Александр Гагарин: Наша история проста. Дело в том, что «Отряд не заметил потери бойца» я всегда пел просто как колыбельную — сначала своей старшей дочери Марго, затем младшей Мире. Даже не помню, как так вышло. Понятно, что у меня есть своя длинная история отношений с творчеством Егора, любимые альбомы, периоды и прочее, но тут это абсолютно неважно. Мы пришли в студию втроем и попробовали, как могли, зафиксировать то, что являлось частью нашей личной жизни. И виолончель Искандеора Ханнанова пришлась весьма кстати. В сущности это очень интимный момент, но кроме того еще и тот редкий случай когда «отряд» оказался более чуток и внимателен.

Фото в анонсе: Александр Уткин / PhotoXPress