Перейти к материалам
медуза

Что общего у боли и манту? Как пишется «шиншилла»? И куда бежит голый человечек? Рассказываем, как мы придумываем обложки для подкастов

Источник: Meduza
медуза

Что общего у боли и манту? Как пишется «шиншилла»? И куда бежит голый человечек? Рассказываем, как мы придумываем обложки для подкастов

Источник: Meduza

Этот текст написала арт-директор «Медузы» Настя Яровая.

Моим первым большим (а потому сложным) проектом в качестве арт-директора были аудиоплеер и обложки подкастов. Тогда я не думала, что подкасты вырастут в такое огромное производство, и обложки к ним мне казались чем-то недолговечным. Но тогдашний издатель «Медузы» Илья Красильщик настоял, что обложка подкаста — это полноценный логотип. Это была правильная идея: теперь мы запускаем по новому подкасту раз в пару месяцев — и любой из них можно легко узнать по обложке.

Наши подкасты появляются в самых разных местах: на сайте, в нашем приложении, на платформах вроде Spotify или YouTube, в профильных приложениях для прослушивания подкастов. И главная проблема большинства платформ в том, что под обложки на них выделено довольно мало места. Поэтому мы стараемся найти чистый и яркий образ, чтобы даже на квадрате со стороной 20 пикселей (примерно сантиметр на сантиметр) можно было что-то распознать.

В самом начале мы, конечно, не подозревали, насколько масштабным в «Медузе» окажется производство подкастов. Но уже тогда мы все-таки сообразили, что их будет несколько. Поэтому начали искать какой-то ход, который будет объединять подкасты. Так появился шаблон обложки, от которого мы практически не отходим, меняется только графика.

Слева — шаблон, справа — почти все наши подкасты, включая один пока не вышедший

Я стараюсь не начинать работать над обложкой, пока у меня не будет финального названия — оно часто подсказывает основное решение. Перед тем, как сесть за работу, я прошу нашего издателя Галину Тимченко и авторов подкаста максимально подробно рассказать, о чем будет шоу, с какой интонацией и настроением. Еще лучше, если можно послушать пилотный выпуск. А дальше — как повезет. Иногда все складывается удачно и уже на этапе брифа я понимаю, что будет на обложке.

Так было с подкастом «Намочи манту». В макете был только один вариант. Но так получилось потому, что я нарисовала эту обложку за несколько месяцев до появления самого подкаста.

В 2019 году у нас выходил подкаст «История болезни», который мы делали совместно с компанией «Новартис». Поскольку это был партнерский подкаст, мы согласовывали обложку с партнером. Им категорически не понравились мои наброски, и я в итоге отрисовала метафору, которую предложили они. Вот эту:

Зато уже тогда мы предполагали, что у нас скоро появится свой медицинский подкаст — что логично, ведь с «Медузой» сотрудничают Даша Саркисян, Марианна Мирзоян и Ира Моргунова, ведущие медицинского телеграм-канала «Намочи манту». Поэтому мы сохранили обложку, которая не подошла к «Истории болезни», но ужасно нам понравилась: красное пятно на белом фоне.

Когда мы вернулись к идее своего медицинского подкаста, он назывался не «Намочи манту», а «Будет больно». Но красное пятно подходило и ему. Оно, на мой взгляд, вызывает сразу несколько ярких образов: так на простых схемах показывают место, где у человека что-то болит; так можно буквально нарисовать манту; и еще это капля крови. В общем, все, что нужно для медицинского подкаста. К финальному названию «Намочи манту» это красное пятно хорошо подходит.

А вот с подкастом про русский язык все было не так быстро. Хотелось сделать что-то очень простое и понятное, без избитых образов вроде буквиц. Пока я думала над этим подкастом, я рисовала элементы текстового редактора, карандаш, иконку блокнота и ручки, названия подкаста разными шрифтами, характерные буквы русского языка, какие-то типографические символы. Все казалось слишком банальным. Потом я случайно увидела мем про то, какой русский сложный, если речь идет о прописи. Мем стал ключом для обложки подкаста «Розенталь и Гильденстерн». Получилось что-то из школьной тетради по русскому языку. Красные почеркушки — это ручка учителя. На самом деле на обложке вы видите не просто почеркушки, а фрагмент сочетания букв в слове шиншилла

Если название подкаста меняется в процессе его придумывания, то, скорее всего, обложку нужно будет переделать. Так было, например, с подкастом «Калькулятор». Сначала он назывался «Большой куш» — в моем мудборде были золотые слитки, деньги и драгоценности. В итоге они слились в золотое яйцо — таким я увидела большой куш. Но название изменилось, и под «Калькулятор» я просто рисовала разные калькуляторы, пока не получились кнопки, которые всем понравились. Они оказались такими же золотыми, как яйцо и логотип «Медузы».

Иногда я просто начинаю набрасывать что-нибудь сразу в макете, даже если не совсем сформировалась идея, играю с формой и цветом, пытаюсь поймать образ в процессе. Обложка для «Истории кино» как раз и появилась в результате бессознательного рисования. Это экран кинотеатра, ничего конкретного на нем нет — что-то загадочное и яркое на большом экране. Экран как образ появился довольно быстро, и я уже от него не отходила. 

Для подкаста «Ты же мать» я использовала свои детские рисунки. Все началось с другого родительского подкаста — «Сперва роди». Когда парни решили делать этот подкаст, я попросила одного из ведущих, Сашу Борзенко, прислать рисунки его детей. К сожалению, для обложки они не подошли, и я просто нарисовала ведущих так, будто это детские рисунки.

С подкастом «Ты же мать» я решила, что изначальный ход был придуман правильно и надо попробовать его реализовать. Два года назад я была у бабушки в Криушах в Ульяновской области. Там я нашла целую папку семейных писем и картинок и сняла их на телефон. На одной из картинок были нарисованы девицы — или мама с кем-то, или мои подружки. Правда, их было две, а ведущих подкаста три. Одну пришлось дорисовать.

Вообще, обложка подкаста должна быть такой, чтобы не пришлось объяснять, что на ней нарисовано. Отчасти поэтому сейчас мне сложно описывать даже процесс их придумывания: хочется верить, что каждая обложка сама рассказывает о себе — в шутку или в лоб. Это должен быть понятный и яркий образ. 

У нас есть подкаст про Латвию, где я живу. Я буквально нарисовала там то, что ассоциируется у меня с этой страной: сосны, небо и песок. Хотя на первой версии обложки можно увидеть еще и синюю скамейку, такие раньше стояли в Юрмале. Синяя скамейка очень узнаваема на фоне песка и неба, но я никому не стала показывать эту версию, потому что она слишком явно отсылала только к Юрмале, а подкаст мы придумали про всю Латвию. Финальная версия — это песчаная дюна и сосны. Такое можно увидеть только в Прибалтике. 

Слева — фото Юрмалы из интернета, посередине — первая версия обложки, справа — итоговая версия. Первая версия обложки больше похожа не на обложку подкаста, а на плакат — планирую его когда-нибудь распечатать

Или вот у нас есть англоязычный подкаст «The Naked Pravda» — понятно, что в нем не идет речь про обнаженку, но именно тут мне показалось смешным нарисовать голого человека, который то ли в ужасе, то ли от радости убегает, узнав какую-то «правду». Он получился озорным и очень мне понравился, потому что приятно придумать какого-то персонажа, а не просто нарисовать сосны и песок.

Моя любимая обложка — для подкаста, который еще не вышел. Он будет о женщинах, которые как-то связаны с Ленинградским рок-клубом. Галина Тимченко, которая придумала этот подкаст и сейчас им занимается, пришла ко мне уже с готовым названием, отсылающим к песне БГ, и довольно подробно рассказала про героинь. Могу точно сказать, что будет душевно. 

Сначала я думала просто про закулисье, где помимо музыкантов и сцены был еще какой-то секретный мир, населенный людьми, все время находящимися в тени. Потом к этому добавился букет. Но букет, предназначенный не для тех, кто на сцене, а для тех, кто за кулисами, для тех, кто никогда не получает его. Хотя и это мне показалось слишком простым: букет, девушка, занавес. Я хотела показать, что это еще и воспоминания, это что-то нежное и при этом слегка потертое временем и переживаниями. 

В итоге получился засохший между страниц цветок, аккуратно приклеенный скотчем к мятому листку бумаги. Для меня это афиша, которой никогда не было.

На создание этой обложки меня вдохновила моя знакомая Анисия Кузьмина и ее серия фотографий
Читайте другие материалы о «Медузе» в нашем блоге. Послушать наши подкасты можно на этой странице.