Перейти к материалам
медуза

«Что случилось»: как запустить ежедневный новостной подкаст и пропустить всего два дня из 105

Источник: Meduza
медуза

«Что случилось»: как запустить ежедневный новостной подкаст и пропустить всего два дня из 105

Источник: Meduza

Рассказывают авторы подкаста: ведущий Владислав Горин и редактор Наташа Кондрашова.

Как появился подкаст «Что случилось»

Первые подкасты появились на «Медузе» в начале 2017 года, а летом 2019-го мы запустили свою студию подкастов в Москве. За это время вышли более 15 подкастов на самые разные темы, но ни один из них не выходил каждый день.

Зимой мы наконец запустили «Что случилось». В его основе — старый еженедельный подкаст «Медуза в курсе». Но концепцию обновили. Если раньше журналисты «Медузы» обсуждали несколько событий недели, то теперь подкаст должен был быть посвящен одной большой теме, достойной подробного разговора. Потом добавилась еще одна «небольшая» поправка (тут я нервно смеюсь) — решили, что подкаст должен выходить не раз в неделю, а раз в день. Почему мы приняли такое решение? На момент выхода «Медузы в курсе», подкастов в России было сравнительно мало — а сейчас их много, в том числе еженедельных новостных. А вот ниша ежедневных новостных подкастов все еще почти свободна. Ну и вообще как-то естественно, что у ежедневного новостного издания с собственной студией подкастов есть новостной ежедневный подкаст.

Еще пара слова про «Медузу в курсе». Наш канал в Slack, где мы обсуждаем текущие дела «Что случилось», по-прежнему называется vkurse. Но не это самая важная часть наследства: «Что случилось» получил от «Медузы в курсе» фиды в агрегаторах подкастов. А значит, и подписчиков в Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox и на других платформах. 

Название

Нынешнее название подкаста — «Что случилось» — это самый частый первый подзаголовок в карточках «Медузы». Вот, например. То есть когда нужно что-то объяснить, это же первое, что вообще стоит сказать, — случилось вот что. А уже потом идти дальше. Это название предложил Максим Новиков — коммерческий директор агентства «Продано!», которое эксклюзивно продает рекламу в «Медузе». До этого рабочей версией был вариант «Вечернее шоу». Но поняли, что «Что случилось» звучит по-медузовски, а «Вечернее шоу» — это что-то с шутками в исполнении Ивана Урганта, Конана ОʼБрайена, Джимми Киммела, Стивена Кольбера и др. 

Хотя с телевидением у нашего подкаста есть связь. «Что случилось» отсылает слушателей к золотому времени классического телевидения 80-х и 90-х. Именно поэтому наш джингл, который как раз передает настроение и интонацию подкаста, чем-то напоминает репертуар «Нашего радио». Или заставку программы «Взгляд» — смотря какие у кого ассоциации.

Особенности ежедневного новостного подкаста

«Что случилось» быстро стал чуть ли не самым популярным в нашей линейке. Первые 90 эпизодов (с 19 февраля и до 30 июня 2019 года) собрали более 3 миллионов 670 тысяч прослушиваний. Если цифры такие классные, то в чем подводные камни именно ежедневного новостного подкаста? И почему их не так часто делают?

Во-первых, это сложно и требует много ресурсов. Ты не можешь запустить ежедневный подкаст, а потом не выпускаться каждый день. При этом интервал планирования тоже короткий — никогда не знаешь наверняка, какая новость будет самой главной сегодня. Нужно всегда быть мобилизованным и постоянно читать совершенно разные СМИ — от Financial Times до «Комсомольской правды». 

Наташа Кондрашова, редактор подкаста «Что случилось»: В начале моей работы (я присоединилась не сразу, подкаст к тому моменту выходил полтора месяца) я подписалась на рассылки десятков изданий — российских, зарубежных, причем преимущественно региональных. Это помогает мне понять, какие темы в повестке, можем ли мы из частной истории сделать общую и наоборот. Ежедневно я читаю новости перед летучкой и в конце рабочего дня, чтобы отследить, что мы могли упустить и какую тему еще мы можем отработать. Мы стараемся, чтобы в понедельник был примерный план эпизодов на неделю. Конечно, может появиться что-то срочное и тогда придется его менять, а от некоторых эпизодов и вовсе отказываться из-за потери их актуальности, но попытка структурировать работу помогает все делать четко и быстро. 

Время выхода эпизода варьируется. Некоторые выпуски могут быть опубликованы и в 16:00, другие в 20:00 — это зависит от сложности темы и ее срочности.

У нас очень высокая планка качества, мы не можем подвести слушателей. Если монтаж эпизода вызывает сомнения, если мы обнаружили ошибки, которые оперативно нельзя исправить, нам приходится отказаться от публикации выпуска. На моей памяти такое случилось лишь раз — мы планировали выпустить эпизод о женщинах Кремниевой долины после фильма Юрия Дудя. Когда он был готов, поняли, что интонационно он звучит не так, как нам бы хотелось. Поэтому от него пришлось отказаться. Думаю, что этой проблемы удалось бы избежать, если бы мы записывались в студии, все вместе, но из-за коронавируса это невозможно.

Владислав Горин, ведущий подкаста «Что случилось»: А иногда мы что-то путаем (я, конечно; я что-то путаю) и времени исправиться нет, или ошибка обнаруживается слишком поздно. Последний пример — в подкасте про Кирилла Серебренникова его проект «Платформа» назван «фестивалем» (что неверно). Можно, конечно, перезаписать файл и залить снова, но «хвост» уже отрублен, абсолютное большинство нашей аудитории эпизод уже послушали — остается только извиниться и пообещать исправиться. 

Иногда мы специально делаем исключительно «вечнозеленые» (в наименьшей степени привязанные к новостной повестке) выпуски. Например, 12 июня у нас был подкаст про Перестройку. А к моему отпуску заранее подготовили несколько тем… Так что в отпуск уйти все-таки удается. Но как только случилось дело Ивана Сафронова, пришлось все переделывать. Команда мобилизовалась и выпустила подкаст без меня. 

Во-вторых, обычные подкасты — довольно долгоиграющий формат. Они набирают прослушивания сравнительно долго — неделями, даже месяцами. Слушатель, если хочет повысить свою финансовую грамотность, посмеяться над историями о воспитании детей или услышать суждения Галины Юзефович, может нажать на «плей» хоть сегодня, хоть через неделю, хоть через год. «Хвост» дослушиваний в подкастах — это нормально, это хорошо. 

А в ежедневном подкасте мы этот «хвост» каждый день рубим — тем, что выпускаем новый эпизод. Мы обсуждаем темы, которые остаются интересными сравнительно недолго. Конечно, я каждый выпуск по два раза — в приветствии и на прощание — повторяю мантру: «„Что случилось“ — это подкаст о новостях, которые еще долго останутся важными». И да, мы правда стараемся любую тему развернуть так, чтобы даже спустя время слушать эпизод было интересно. Но проведите небольшой мысленный эксперимент. Вот прямо сейчас вам интересно про то, как пошутила про чернокожих Ксения Собчак на Comment Out? Это ведь было сравнительно недавно. А интересно, что по этому поводу думает Владимир Маркони, ведущий ютьюб-шоу, в которое приходила Собчак? То-то и оно, при том, что Маркони — интересный, остроумный и временами ядовитый. 

Как мы делаем подкаст 

Каждое утро, в 10 часов, у нас ежедневная летучка. Сейчас она в онлайн-формате. Обязательные участники — шеф-продюсер студии подкастов Александр Садиков, продюсер Алексей Юртаев, редактор Наташа Кондрашова и я, Владислав Горин. Первое время — на стадии запуска — к нашей ежедневной утренней летучке присоединялись главный редактор Иван Колпаков и генеральный директор «Медузы» Галина Тимченко. Но она выступала не как гендиректор, а как генеральный продюсер подкаста.

Александр Садиков, Алексей Юртаев, Наташа Кондрашова, Владислав Горин
Семен Кац для «Медузы»; архив Алексея Юртаева; архив Наташи Кондрашовой

Как в любой редакции, мы обсуждаем темы, выбираем одну и начинаем работу. 

Если ничего экстренного в течение дня не происходит, основная часть нагрузки ложится на нас с Наташей: она договаривается с собеседниками, а я беру у них интервью. Затем (если это не разговор по типу вопрос-ответ) составляю себе текст и записываюсь. Если случается что-то срочное или просто все летит к чертям, мы просим помощи у Саши с Лешей. 

Иногда могут подключаться коллеги из редакции — например, в качестве гостей мы можем позвать других журналистов «Медузы». Так было в эпизоде, когда редактор рубрики «Шапито» Максим Иванов рассказывал, почему релиз игры The Last of Us Part II — событие в гейм-индустрии, и чем он запомнится. Или, например, спецкор «Медузы» Андрей Перцев объяснял, как Кремль пережил голосование по поправкам к Конституции. Сотрудники «Медузы» могут помочь и в выборе гостей. В апреле-мае мы часто советовались с научным журналистом Александром Ершовым, кого можно пригласить в качестве эксперта по теме коронавируса. Это очень правильная тактика — спросить у тех, кто хорошо разбирается в теме, кого же пригласить в подкаст. 

Ну, и мы не справились бы без арт-дирекции. Нам придумали классную обложку. Арт-директор Настя Яровая отталкивалась от картинки on air (в эфире) в качестве референса. Только на фонаре вместо надписи наш логотип, ведь это запись нашего подкаста. А еще это мигающий тревожный фонарь, sos или красный фонарик записи на камере, фонарь маяка и вечернее освещение на каком-нибудь шоу. Кстати, тут можно почитать подробнее про то, как создаются обложки для подкастов. А недавно у нас появились «богатые картинки», то есть блоки эпизодов на главной странице «Медузы» — с плеером и фоновой картинкой на тему.

Наташа Кондрашова: Стандартный распорядок дня выглядит так: до 10:00 мы читаем новости, затем созваниваемся в Google Meets. Ровно в 10:04 под окнами Влада проходит поезд, шутим про него и приступаем к работе. На летучке обсуждаем тему дня и формируем список, на что еще можем обратить внимание. Какие-то темы записываем в «вечнозеленые», от других вовсе отказываемся. Иногда мне кажется, что интересных новостей столько много и мы могли бы делать еще и еще, но куда больше, если подкаст и так — ежедневный. Так что «эти новости здесь никогда не закончатся». После летучки (иногда она длится 5-10 минут, иногда полчаса и больше), я начинаю писать героям и приглашать их выступить в подкасте. Влад в это время читает несколько источников по теме, чтобы написать вопросы и свой текст. Иногда с вопросами или источниками помогаю я, если у меня остается время или вижу что-то интересное. 

Пока Влад записывает героев, я пишу описание к выпуску. До момента, когда появится аудиозапись, которую можно послушать, читаю другие СМИ, чтобы найти темы. После мы согласуем заголовок и описание и выпускаем эпизод. 

Поиск героев отличается в зависимости от темы. Иногда их приходится искать по соцсетям, как это было в эпизоде о людях, которые потеряли родителей из-за коронавируса. Если событие происходит в регионах, мы обращаемся к местным журналистам, которые разобрались в ситуации. Иногда выпуск требует участия экспертов, в таком случае мы стараемся выбирать людей из академической среды — преподавателей или исследователей. Часто обращаемся за помощью к сотрудникам некоммерческих организаций — они лучше всех ориентируются в социальной проблематике и могут посоветовать героев. 

Владислав Горин: Кстати, про поиск героев. У меня есть подозрение, что эпидемия коронавируса нам не только мешает, но и помогает. С ее началом многие эксперты стали охотней соглашаться на интервью, потому что сильно упростился их деловой график. Застаешь человека дома, а не в дороге. Командировки и отпуска тоже отменены. 

Еще одна моя карантинная находка — открытый шкаф. Режим самоизоляции в квартире повышается до режима ультрасамоизоляции: окна закрываются (там же ходят поезда), шторы задергиваются (так меньше эха), дверь в комнату закрывается (пока ребенок не уехал на каникулы к бабушке, нужно было отдельно договориться с ним), шкаф распахивается (его содержимое еще больше гасит эхо), и, сидя наполовину в платяном шкафу, в полумраке, я вещаю что-нибудь — про поправки в Конституцию или там про коронавирус. 

Читайте другие материалы о «Медузе» в нашем блоге. Послушать наши подкасты можно на этой странице.

Владислав Горин и Наташа Кондрашова