Деми Мур получила «Золотой глобус» за «Субстанцию» — удивительно, но это первая серьезная награда за всю ее карьеру. А вот «Аноре» не досталось ничего Антон Долин подводит итоги кинопремии
В Лос-Анджелесе прошла 82-я церемония вручения премии «Золотой глобус». Мюзикл о трансгендерном переходе «Эмилия Перез» получил четыре награды, монументальный фильм об архитекторе «Бруталист» — три. Как ни удивительно, приз Деми Мур за главную роль в «Субстанции» — ее первая престижная премия за всю карьеру. А еще «Золотой глобус» впервые достался фильму из Латвии — анимационному Flow. Кинокритик «Медузы» Антон Долин подводит итоги премии и рассказывает, у кого теперь выросли шансы на «Оскар».
Пресса и индустрия вынесла вердикт единогласно: после пяти лет пандемии, забастовки сценаристов и актеров, да и собственного профессионального кризиса «Золотые глобусы» вернули себе негласное звание важнейшей кинопремии после «Оскара». Точнее — до «Оскара», предсказателем которых традиционно считаются, хотя и не каждый год становятся.
Главная новость призового вечера — громкий проигрыш «Аноры» Шона Бейкера, которую многие считали основным фаворитом сезона. Впрочем, симпатии профессионалов в этом году более-менее равномерно распределились между аж шестью картинами. Кроме горько-сладкой драмеди Бейкера это напряженный ватиканский триллер немца Эдварда Бергера «Конклав», сатирический боди-хоррор француженки Корали Фаржа «Субстанция», парадоксальный мюзикл француза Жака Одиара «Эмилия Перез» о трансгендерном переходе, напыщенная и многозначительная эпическая драма Брэди Корбета «Бруталист» и добавившаяся в ноябре к гонке бродвейская музыкальная сказка Джона Чу «Злая. Часть первая». Случилось практически неизбежное — равноправных кандидатов было так много, что кто-то обязан был остаться ни с чем. Жребий выпал «Аноре».
Если искать причины, одной из них может быть и без того высокий (многие сказали бы «завышенный») статус этой вывернутой наизнанку «Золушки» или анти-«Красотки» о неудачном браке стриптизерши с сыном русского олигарха: в конце концов, картина уже завоевала «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. В художественном смысле эта сказка о невероятной любви — самая традиционалистская из всех шести. Может статься, что Голливуд сегодня жаждет чуть более современного, хоть в чем-то новаторского взгляда на окружающую реальность. Хотя настоящий ответ на вопрос дадут «Оскары», где «Анора» вполне еще может взять реванш.
Не стоит переживать за Юру Борисова, ведь для молодого российского артиста сам факт номинации — сенсация, которая изменит его карьеру навсегда (в истории современной России Борисов — первый актер, номинированный на «Золотой глобус»). К тому же получивший приз как лучший актер второго плана Киран Калкин в «Настоящей боли» Джесси Айзенберга в этом году как никто другой заслужил эту награду, сыграв выдающуюся роль — грустного паяца-шлимазла, совершающего паломничество в Польшу, где во время Холокоста чудом выжила его бабушка.
«Оскаровская» гонка после «Золотых глобусов» стала лишь чуть яснее — даже тем, кто по-прежнему верит, что они предвещают итоги главной кинопремии. Лидеров двое, ведь на «Глобусах» лучший фильм определяется в двух категориях — драма и комедия/мюзикл. Каждый из двух победителей выглядит солидно.
«Эмилия Перез» вырвалась вперед с четырьмя статуэтками: не только лучший мюзикл (комедией его при всем желании не назвать), но и лучший международный фильм (Одиар снимал свою мексиканскую картину в Европе, с американскими звездами и на испанском), плюс премия для Зои Салданы (роль второго плана) и приз за лучшую песню «El Mal». Зато у «Бруталиста» в придачу к «лучшей драме» и актерскому трофею Эдриена Броуди (это первый «Глобус» актера, вышедшего на сцену растроганным до слез) — режиссерский приз Корбету, что делает шансы картины более весомыми.
Остальные участники призового расклада получили по одной — но в каждом случае значительной — премии. «Конклав» отмечен за сценарий, основанный на бестселлере Роберта Харриса, но все равно поражающий набором шокирующих твистов в финале: для одних зрителей это оказывается достоинством картины, для других — недостатком.
«Субстанция» наконец принесла «Золотой глобус» Деми Мур — вероятно, это подлинное событие сезона. Отважная роль 62-летней актрисы, сыгравшей увядающую кинозвезду в фантасмагорической черной сказке, принесла ей первую награду (не только первый «Глобус», но и вообще первый престижный трофей) за 45-летнюю карьеру; раньше ее, по собственному признанию Мур, называли «попкорновой актрисой» и не считали, что она заслуживает награды.
Наконец, «Злую» назвали лучшей в категории «кинематографических и коммерческих достижений». В самом деле, этот яркий фильм — самый мейнстримный из участников гонки.
Еще одно невероятное событие — триумф латвийского мультфильма Flow в анимационной категории. Вторая лента 30-летнего Гинтса Зилбалодиса одолела таких голливудских тяжеловесов, как «Головоломка 2» и «Дикий робот», а также великую британскую студию Aardman с их новым очаровательным фильмом о Уоллесе и Громите. Бессловесная притча о животных, спасающихся в одной лодке от нового всемирного потопа, в полной мере выразила тревожный дух времени, впечатлив аудиторию неординарным замыслом и его виртуозным исполнением. Это первая подобная победа в кинематографической истории Латвии; до того Flow уже стал первым латвийским участником каннского «Особого взгляда», многократным лауреатом фестиваля в Аннеси и обладателем премии за лучший европейский мультфильм.
Также меняют предполагаемый расклад две актерские награды — женская в драматической категории и мужская в комедийной. Фернанда Торрес за роль в трагической, основанной на реальных событиях картине Вальтера Саллеса «Я все еще здесь» получила приз, за который состязалась с Анджелиной Джоли («Мария»), Кейт Уинслет («Великая»), Тильдой Суинтон («Соседняя комната»), Николь Кидман («Плохая девчонка») и Памелой Андерсон («Последняя шоугерл»). Она теперь первая актриса за всю историю Бразилии, заслужившая «Золотой глобус». Драма Саллеса, посвященная военной диктатуре в его родной стране, несомненно, звучит пророчески именно сегодня. Политические преследования и приговоры диссидентам напоминают обо всех современных диктатурах, включая российскую.
Себастиана Стэна наградили за роль в мрачном сюрреалистическом «Другом человеке», для которой на съемочной площадке его до неузнаваемости гримировали. Похожая история вышла с Колином Фарреллом, предсказуемо отмеченным за главную роль в сериале «Пингвин», где узнаваемые черты артиста похоронены под килограммами грима.
В целом телевизионные «Глобусы» выглядят гораздо более предсказуемыми, чем кинематографические. «Сегун» отмечен как лучшая многосерийная драма (также статуэтки присудили актерам Хироюки Санада, Анне Саваи и Таданобу Асано), «Хитрости» — как лучшая комедия (также наградили исполнительницу одной из двух главных ролей Джин Смарт), а «Олененок» — как мини-сериал (также приз получила актриса Джессика Ганнинг). Плюс отдельные актерские трофеи для Колина Фаррелла, Джоди Фостер («Настоящий детектив») и Джереми Аллена Уайта («Медведь»). За лучший стендап на телевидении награждена Али Вонг, звезда сериала «Грызня», который в прошлом году принес ей «Золотой глобус» как лучшей актрисе в мини-сериале.
Наименее же удивительным «Золотым глобусом» можно признать музыкальный, в который раз присужденный дуэту Трента Резнора и Аттикуса Росса — за динамичный электронный саундтрек к «Претендентам» Луки Гуаданьино. Среди современных кинокомпозиторов Голливуда им действительно нет равных.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!