«Конклав» — триллер о выборах папы римского с Рэйфом Файнсом (он играет кардинала — организатора этих выборов) У актера будут все шансы получить «Оскар» за роль. Только вот сам фильм ближе к финалу все больше разочаровывает
В мировом прокате идет «Конклав» — триллер Эдварда Бергера, снявшего недавнюю экранизацию «На Западном фронте без перемен». В России фильм выйдет в прокат 21 ноября. После неожиданной смерти папы римского кардиналы срочно собираются выбрать нового понтифика — руководить процессом поручено Лоуренсу, роль которого безупречно исполнил британский актер Рэйф Файнс. Лоуренс узнает о заговоре среди высшего духовенства. Звучит как завязка идеального фильма, но что-то пошло не так — без лишних спойлеров кинокритик Антон Долин пытается объяснить, что именно.
В «Конклаве» есть абсолютно все составляющие прекрасного фильма — неудивительно, что многие считают его именно таким. Режиссер-оскароносец — австрийско-швейцарский лауреат множества премий за «На Западном фронте без перемен» Эдвард Бергер. Отличная литературная основа — одноименный роман британца Роберта Харриса («Призрак», «Офицер и шпион»). Увлекательная предпосылка — выборы папы римского после скоропостижной смерти предыдущего понтифика. Тщательность выделки. Блестящий актерский состав. Неожиданная концовка. Что могло пойти не так? Тем не менее, когда наступают финальные титры, трудно стереть ощущение дискомфорта и неловкости от этой эффектной картины.
Схожие чувства испытывает ее главный герой. Британский кардинал Томас Лоуренс — декан Коллегии кардиналов — озабочен сложной и ответственной миссией: ему поручено курировать выбор коллег и не допустить, чтобы церковь возглавил циник или негодяй. Таковым опытный и вдумчивый Лоуренс, представитель либерального крыла, считает ретрограда и расиста Тедеско. Проблема в том, что Тедеско, решивший покончить с толерантностью покойного понтифика, харизматичен, убедителен и имеет поддержку значительной части менее решительных коллег. Знакомая ситуация, не так ли?
Ажиотаж вокруг «Конклава» вызван идеальным, хоть вряд ли запланированным, совпадением описанной ситуации с нынешними выборами в США, да и много где политическая ситуация схожа. Ватиканские заговоры и лоббизм безупречно ложатся на электоральную интригу, неизбежную при «правом повороте». Слабые и растерянные демократы неспособны выдвинуть авторитетного лидера, тогда как крикливые популисты становятся в глазах избирателей чуть ли не мессиями.
В книге Харриса герой был старше, умудреннее, носил фамилию Ломели и был итальянцем. Несложно предположить, что главная причина изменений — выбранный на центральную роль Рэйф Файнс. Палитра эмоций и состояний, от сугубо британской чуть ироничной сдержанности до неожиданной пылкости истово верующего, разыграна впечатляюще. Сейчас у него самые веские шансы за всю карьеру наконец-то получить давно заслуженного «Оскара» (дважды ему не везло, хотя роли были сильные и в «Списке Шиндлера», и в «Английском пациенте»). Чуть обидно, что для изумительного итальянца Серджо Кастеллитто, играющего Тедеско, авторы смогли найти лишь грубые краски, превратив тонкого артиста в ходячую карикатуру.
Остальные претенденты раскрываются постепенно, у каждого своя — как правило, небанальная — сюжетная арка. Это касается и интеллектуала-резонера Беллини (Стэнли Туччи), и канадского умеренного консерватора Трембле (Джон Литгоу), и нигерийского прогрессиста-харизматика Адейеми (Лусиан Мсамати). У каждого из них своя тайна, которую рано или поздно раскроет придирчивый Лоуренс.
Почти детективная фабула позволяет найти баланс внутри разнообразного и яркого актерского ансамбля — но как в любой версии «Убийства в Восточном экспрессе» ведущим остается Пуаро, так и здесь никто не оспорит главенства Файнса. Мелькает среди авторитетов Ватикана и хорошо знакомый русскоязычному зрителю грузинский актер Мераб Нинидзе (кардинал Саббадин). Венчает впечатляющий состав гранд-дама итальянского и мирового кино Изабелла Росселлини, ради которой сценарист Питер Страун существенно расширил роль сестры Агнес — старшей из монахинь, молчаливо наблюдающих за выборами.
Правила приличия не позволяют пересказывать дальнейшее развитие сюжета: одни его повороты будут не слишком оригинальными, но действенными, другие — более удивительными, но менее правдоподобными. Так или иначе, замечательные артисты сделают все возможное, чтобы зритель им поверил, а французский оператор Стефан Фонтен позаботится, чтобы разворачивающееся в замкнутом пространстве действие не было скучным визуально (обратите внимание на кадр с зонтиками!).
В самом начале некоторое смятение в собрание вносит неожиданный гость. Кардинал Бенитес, родом из Латинской Америки, служит в Кабуле и не понаслышке знает, что такое война, нищета и горе: как выяснилось, покойный папа лично и тайно сделал его кардиналом (роль играет Карлос Диес, никому не известный актер с незабываемой внешностью). Нетрудно догадаться, что в последующих событиях он примет важное участие. Подобно его явлению, в развязке фильма судьбу папского престола определит шокирующий сюрприз. В старой драматургии такой прием называли deus ex machina, бог из машины, что в контексте «Конклава» звучит особенно уместно, хотя выглядит не слишком убедительно. Ведь безупречная логика характеров уступает сомнительным и неисповедимым путям провидения.
Слегка оживив ход действия, ленивое авторское решение неизбежно разочарует всех, кроме зашедшего в тупик Лоуренса. Оказывается, чтобы развязать гордиев узел интриги, необходимо прямое божественное вмешательство. В конце концов, недаром большую часть действия персонажи заседают в Сикстинской капелле и, сами того не замечая, пропитываются духом чуда. Мир не останется без папы римского, и зрители на площади Святого Петра увидят желанный белый дым.
Бергер — несмелый режиссер, привыкший к добротному телевизионному производству и никогда не снимавший авторского кино, — тушуется и пасует перед материалом. Очень быстро из «Конклава» пропадает даже намек на юмор, сходят на нет острые параллели между безжалостной предвыборной борьбой в настоящей политике и церковными конфликтами.
Начав с законных сомнений в безупречности претендентов, все три автора — Харрис, Страун и Бергер — принимаются с конфузливой серьезностью искать на роль мирового морального авторитета «хорошего человека из Ватикана». А поскольку сюжет «Конклава» никак не связан с реальностью, их ждет успех. Блажен, кто верует.
Фильм, обретя аллегорическую напыщенность, окончательно отступится от актуальности, но попытается компенсировать разрыв при помощи сугубо конъюнктурного приема. Поверит ли им публика в этот раз? Ну разве что только с божьей помощью.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!