Четвертый сезон «Настоящего детектива» — «Перевал Дятлова» с Джоди Фостер Какими получились серии, над которыми не работал создатель шоу Ник Пиццолатто
На телеканале HBO и в российской «Амедиатеке» вышли пять серий четвертого сезона «Настоящего детектива» — он называется «Страна ночи». Главные роли в нем исполнили Джоди Фостер и бывшая чемпионка мира по боксу Кали Рейс. Они сыграли полицейских, расследующих смерть шести полярников на Аляске. Это первый сезон шоу, над которым не работал Ник Пиццолатто — шоураннер «Настоящего детектива». «Медуза» разбирается, получилось ли у новых авторов повторить успех создателя шоу.
Внимание. В тексте есть спойлеры к первым пяти сериям четвертого сезона «Настоящего детектива», а также к первому сезону шоу.
О чем четвертый сезон «Настоящего детектива»
В городе Эннис на Аляске наступает полярная ночь. Исчезает не только солнце — на местной исследовательской станции «Цалал» вдруг пропадают все восемь сотрудников. В пустом здании (признаки жизни здесь подает только оставленный включенным телевизор) полиция находит одну улику — отрезанный язык.
За дело берется шеф местной полиции Лиз Дэнверс (Джоди Фостер) — неприятный и неудобный человек. В Эннисе она раздражает всех, включая свою падчерицу. При появлении Лиз жители города бормочут: «Черт возьми, только не она». Говорят так в том числе и женщины, чьи мужья изменили им с полицейской. Таких немало.
Напарницей Дэнверс становится инупиатка, то есть представительница одного из коренных народов Аляски, Эванджелин Наварро (ее играет бывшая чемпионка мира по боксу Кали Рейс). Патрульная жестока во время задержаний — особенно если дело касается домашнего насилия; на мужчинах, избивших женщин, она не оставляет живого места. Не нежничает Наварро и со своим бойфрендом — например, врывается к нему домой в любой час полярной ночи, чтобы предложить «потрахаться». В то же время Эванджелин пытается вылечить сестру с расстройством психики — и боится, что ее оно тоже настигнет.
Дэнверс раздражает Наварро даже сильнее, чем остальных жительниц города. Когда-то Эванджелин тоже была детективом, но шесть лет назад не смогла раскрыть дело об убийстве девушки из племени инупиатов. После этого героиня Фостер отправила Наварро работать в патруль, а та зациклилась на нераскрытом убийстве. Когда выясняется, что найденный на станции язык принадлежит той самой убитой девушке, Дэнверс и Наварро объединяются, чтобы найти убийц. В заговор, как и всегда в «Настоящем детективе», окажутся втянуты все — от местных политиков до потусторонних сил.
Кто делал новый сезон
Премьера четвертого сезона, вышедшего с подзаголовком «Страна ночи», совпала с круглой датой — первая часть с Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсоном вышла на HBO ровно десять лет назад. Над новыми сериями впервые не работал создатель и шоураннер «Настоящего детектива» Ник Пиццолатто — еще в 2020-м он ушел с HBO на Disney, оставшись в титрах проекта только в качестве исполнительного продюсера.
Весной 2022-го телеканал доверил проект Иссе Лопес — мексиканской сценаристке, режиссеру и продюсеру. Самый большой успех 52-летней Лопес — криминальный хоррор «Тигры не боятся» (2017), который получил несколько наград на фестивалях, но провалился в прокате.
По словам Лопес, она написала «Страну ночи» за три года до того, как ее пригласили стать шоураннером «Настоящего детектива». В детстве кинематографистка обожала боди-хоррор Джона Карпентера «Нечто» 1982 года и процедуралы о расследованиях — в своей работе она решила совместить эти жанры. Лопес представила свою идею продюсерам из HBO, предполагая, что это может быть самостоятельный сериал, но те попросили переписать сценарий — и сделать из него четвертый сезон «Настоящего детектива». Лопес предложили место креативного продюсера шоу и режиссера всех шести серий, несмотря на то, что это был ее первый англоязычный проект.
В одном из интервью Лопес обещала «вернуться к корням» первого сезона, в котором сверхъестественное переплеталось с детективной линией. Кроме того, новый шоураннер говорила, что первого «Настоящего детектива» критиковали за карикатурных женских персонажей, поэтому она собиралась в новом сезоне это исправить.
Что особенного в первом сезоне «Настоящего детектива»
Десять лет назад Ник Пиццолатто сломал традиции криминального телесериала. В то время типичный детектив рассказывал о следователе (или нескольких), который в каждом эпизоде раскрывал одно дело. Такие шоу, вроде «C.S.I.: Место преступления», шли десятилетиями, при этом главные герои почти не менялись, что выглядело предельно нереалистично. В руках Пиццолатто детектив превратился в реалистичную и вязкую историю одного убийства — ужасную, как у Говарда Филлипса Лавкрафта. К тому же ограниченную лишь восемью сериями.
Это сочетание оказалось настолько свежим и непривычным, что смутило американских зрителей. Некоторые из них были уверены, что смотрят мистический сериал, — и разочаровались из-за приземленного финала. Спустя десять лет подчеркнутый реализм — основа криминального жанра на ТВ: например, в том же стиле сняты хиты «Мейр из Исттауна» (2021) Брэда Ингелсби и «Охотник за разумом» (2017–2019) Дэвида Финчера.
До Пиццолатто и HBO никому в принципе не удавалось завлечь на телеэкран кинозвезду уровня Мэттью Макконахи (через несколько месяцев после премьеры он получил «Оскар» за роль в картине Жан-Марка Валле «Далласский клуб покупателей»). В те годы кинопрокат захватили клишированные блокбастеры и однообразная супергероика, и успех «Настоящего детектива» переманил в сериалы других голливудских звезд, сценаристов, режиссеров и продюсеров, которые хотели рассказывать более глубокие истории.
Об авторском кино в «Настоящем детективе» напоминал не только подход к кастингу, но и другие составляющие: долгие панорамы Луизианы, мрачные рассуждения о свете, тьме и религии, брутальное повествование, фолк и альтернативный рок в саундтреке. Изначально Пиццолатто хотел снять инди-фильм, но его агент и продюсеры HBO убедили растянуть историю на несколько серий — и познакомили его с режиссером Кэри Фукунагой, чей взгляд сыграл огромную роль в успехе проекта.
Именно Фукунага поставил один из самых ярких эпизодов шоу — кровавую и пугающую сцену побега Раста Коула из гетто, снятую одним дублем. Все, что зрители знают об этом детективе, — он пьет, у него умерла дочь, и он долгое время работал в бандах под прикрытием. Решение этой сцены без слов показало, на что способен герой Макконахи, чем именно он занимался, притворяясь бандитом, и почему стал меланхоличным мизантропом.
«Настоящий детектив» разобрали на цитаты, мемы, плейлисты и референсы для других проектов по всему миру. Он стал предельно популярен, и у Пиццолатто не получилось повторить этот успех во втором и третьем сезонах.
Что не так с четвертым сезоном
Увы, «Страна ночи» не удивляет ни историей, ни персонажами. Она состоит из банальностей, упрощений и заимствований.
Лопес игнорирует киноязык — герои просто озвучивают проблемы, причем лозунгами. «Ты взялась за дело полярников, потому что они белые мужчины!» — предъявляет инупиатка Наварро Дэнверс. Главные героини постоянно разжевывают в диалогах все детали, не оставляя зрителю шанса догадаться о мотивации персонажей самостоятельно: «Помнишь то дело об убийстве девушки, что я расследовала шесть лет назад, но не смогла закрыть, а после этого ты меня отправила меня в патруль?» — «Да».
Герои первого сезона были живыми, вели себя естественно. В «Стране ночи» мужчины начинают махать кулаками именно в тот момент, когда патрульная Наварро выходит из-за угла. Детективная линия тоже состоит из удобных совпадений. Найти тела полярников полицейским помогает deux ex machina — призрак отца Раста Коула из первого сезона. Пиццолатто уже назвал эти отсылки к первой части «тупыми».
«Страна ночи» цитирует и другие удачные телепроекты. Линия женщины-детектива с молодым помощником, которую ненавидят все, включая дочь, была в недавней «Мейр из Исттауна» того же HBO. Ситуация с исчезновением полярников — прямой оммаж «Нечто» Карпентера. Убийство коренной жительницы севера, которая связалась с приезжими вахтовиками, расследовали в «Ветреной реке» (2017) Тейлора Шеридана.
Пока детективы изучают смерзшиеся тела полярников, российский зритель может вспомнить и «Перевал Дятлова» (2020), права на показ которого в США тоже покупала платформа HBO. Здесь детективы задают все те же вопросы: что заставило погибших выбежать в холод? Почему у трупов нет глаз? Почему они сложили одежду перед смертью? Но в отличие от российского проекта, где зрителей близко знакомили с каждым погибшим, местные полярники — лишь груда замороженных манекенов.
Что говорят критики
Американские медиа высоко оценили «Страну ночи». На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у сериала 93% положительных отзывов. Издание The Hollywood Reporter похвалило шоу за «неожиданный женский взгляд» на расследование убийств, раскрытие культуры коренных жителей Аляски и атмосферу «пугающей полярной ночи». В то же время рецензенты отмечают вторичность четвертого сезона, поверхностных героев и «глупый финал».
Журнал The New Yorker, наоборот, написал, что «новый сезон удивляет сложностью характеров главных героинь». Издание хвалит игру Джоди Фостер и особенно ее партнерши Кали Рейс: для бывшей звезды бокса это лишь вторая роль в карьере и первая широко известная. Автор рецензии отметил, что Исса Лопес «совершила подвиг, возродив франшизу, которая этого не заслуживала» из-за «восторженного мачистского взгляда Пиццолатто».
Издание Variety отметило «приятный контраст между ветераном кино Фостер и Рейс, только начинающей карьеру актрисы». Автор пишет, что главные персонажи «Настоящего детектива» так хорошо дополняют друг друга впервые после выхода первого сезона. По мнению Variety, четвертый выпуск антологии по-новому показывает сверхъестественное — каждое событие тут можно объяснить как мистически, так и рационально, чем и занимаются персонажи Фостер и Рейс.
Издание Vanity Fair тоже оценило женский взгляд на детектив, но отметило, что иногда «Лопес перегибает палку» и утомляет нравоучениями. Из-за этого, по мнению автора рецензии, история теряет остроту и драматизм, становится морализаторской.
Зрительский рейтинг «Страны ночи» на Rotten Tomatoes невысокий — всего 65%. Лопес обвинила в этом фанатов первого сезона, которые, по ее мнению, устроили «ревью бомбинг», то есть организованную публикацию негативных отзывов. Среди комментариев с минимальной оценкой действительно много жалоб на то, что сериал больше не соответствует видению Пиццолатто.
«Если вам понравился новый эпизод [„Страны ночи“] и у вас есть аккаунт на Rotten Tomatoes, зайдите туда и оставьте отзыв. Харкордные фанбои [первого сезона] поставили перед собой задачу снизить рейтинг, и это немного печально, учитывая все остальные отзывы по пять звезд», — написала Лопес в соцсети Х (бывший твиттер).