Перейти к материалам
истории

«Золотой глобус» переживает тяжелейший кризис. Премию обвиняют в коррупции и неполиткорректности, актеры отказываются от наград, каналы — от трансляции Что будет дальше

Источник: Meduza
Peter Kramer / Zuma / Scanpix / LETA

Голливудская ассоциация иностранной прессы (HFPA), которая ежегодно вручает премию «Золотой глобус» — вторую по престижности после «Оскара», — оказалась в центре публичного кризиса. Ее критикуют американские СМИ и представители киноиндустрии. Актер Том Круз вернул ассоциации три своих «Золотых глобуса»; телекомпания NBC, которая c 1964-го показывала вручение премии по всей стране, объявила, что отменит трансляцию в 2022 году; от сотрудничества с ассоциацией отказались компании WarnerMedia, Netflix и Amazon.

Почему бойкотируют ассоциацию

В феврале издание Los Angeles Times опубликовало расследование, посвященное работе Голливудской ассоциации иностранной прессы. В тексте было несколько серьезных обвинений в адрес организаторов «Золотого глобуса».

Членам ассоциации платят слишком много. По мнению авторов, для некоммерческой организации, которая не платит налоги, члены HFPA получают слишком крупные выплаты. За текущий финансовый год HFPA заплатила своим членам 2,15 миллиона долларов. Только в январе 20 из них получили почти по 3,5 тысячи долларов «за просмотр иностранных фильмов», пишет издание со ссылкой на ежемесячный отчет организации. Участники «комитета по поездкам» получают чуть более двух тысяч долларов в месяц «за контроль бюджета и утверждение членских экскурсий». Члены комитета кинофестиваля и комитета архивов зарабатывают 1100 и 2200 долларов в месяц соответственно. По тысяче долларов в месяц получают за работу в историческом комитете. Платит организация и членам совета директоров — известно, что пятеро из них получили от 63 до почти 134 тысяч долларов в налоговом году, который закончился 30 июня 2019 года. По мнению экспертов, опрошенных изданием, эти суммы выглядят «необычно».

Возможно, членов ассоциации могли подкупать. Los Angeles Times также обратила внимание на то, что итог премии часто во многом зависит от отношений представителей киноиндустрии с членами ассоциации. Один из примеров — в 2021 году сериал «Эмили в Париже», холодно принятый критиками, все равно получил две номинации на «Золотой глобус». Газета пишет, что в 2020 году студия Paramount TV, заказавшая производство шоу, устроила во Франции дорогостоящий прием для членов HFPA (по данным издания, журналисты останавливались в отеле с номерами стоимостью от 1400 долларов за ночь и обедали в частном ресторане Musee des Arts Forains — одной из локаций для съемок сериала). Этот эпизод только один из числа других — по мнению издания, из-за «дружбы» с киностудиями и прокатчиками ассоциация могла несправедливо номинировать фильмы и телесериалы на «Золотой глобус».

Среди членов ассоциации уже 20 лет нет ни одного темнокожего журналиста. Об этом также сообщила Los Angeles Times в феврале; по мнению американских СМИ, это тоже может влиять на номинации. К примеру, в 2021 году «белое» жюри не номинировало на главную награду фильмы «Иуда и черный мессия», «Ма Рейни: Мать блюза» и «Пятеро одной крови». Из-за отсутствия расового разнообразия среди членов жюри телеканал NBC принял решение отказаться от трансляции церемонии вручения «Золотых глобусов» в 2022 году (впрочем, и без скандалов церемония не приносила каналу высоких рейтингов). Но пообещал вернуться к этой практике в 2023-м, «если организация выполнит свой план» по расширению состава жюри. Том Круз даже отказался от своих наград из-за отсутствия в жюри темнокожих журналистов, сообщают CNN и Deadline со ссылкой на источники, близкие к актеру.

Актеры критикуют ассоциацию из-за сексизма и непрофессионализма. 7 мая актер Марк Руффало написал в своем твиттере, что «не может гордиться или радоваться тому, что получил» «Золотой глобус». «Пришло время сделать шаг вперед и исправить ошибки прошлого», — написал он. Вслед за коллегой по «Мстителям» высказалась актриса Скарлетт Йоханссон. По ее словам, она долгие годы отказывалась участвовать в пресс-конференциях и других мероприятиях ассоциации, потому что ей приходилось сталкиваться «с сексистскими вопросами и замечаниями, граничащими с сексуальными домогательствами». По ее словам, HFPA — это организация, «легитимизированная такими людьми, как Харви Вайнштейн».

Что будет с премией дальше

6 мая издание Hollywood Reporter сообщило, что HFPA утвердила программу, согласно которой работа ассоциация будет модернизирована. Она планирует принять 20 новых членов (их должны выбрать к концу мая и принять в состав жюри в августе 2021 года) и изменить состав в соответствии с принципом расового разнообразия — «с упором на набор темнокожих членов». Также HFPA планирует запретить журналистам получать подарки и «знаки внимания» от прокатчиков и киностудий. Кроме того, согласно новым правилам, членом ассоциации могут стать американские журналисты не только из Южной Калифорнии. Еще в ассоциации появится «консультант по вопросам многообразия, равноправия и интеграции».

Однако критики премии считают, что реформы проходят недостаточно быстро, — и не собираются смягчаться, пока меры в действительности не будут приняты.

Не первый скандал

Разбирательства вокруг коррупции и расового разнообразия далеко не первый повод для критики в адрес премии. Репутация «Золотого глобуса» страдала и раньше. В 1982 году актриса Пиа Задора получила награду «Прорыв года» за роль в фильме «Бабочка», который критики оценили невысоко. Ассоциацию обвинили в подкупе — известно, что муж актрисы, мультимиллионер Мешулам Риклис, водил членов HFPA в свое казино в Лас-Вегасе. Также известно, что он устраивал для членов ассоциации шикарный прием.

В 2011 году ассоциация неожиданно номинировала шпионский триллер «Турист» с Джонни Деппом в категории «Лучшая комедия или мюзикл». По слухам, перед этим компания Sony, дистрибьютор картины, возила членов ассоциации в Лас-Вегас (поездка закончилась концертом Шер).

В последние годы «Золотой глобус» обвиняли в дискриминации азиатских картин из-за того, что участники конкурса — «Паразиты», «Прощание» (2020) и «Минари» (2021) — были номинированы в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а не «Лучший фильм» (хотя «Минари», к примеру, сделан полностью американской командой).

В 2020 году норвежская журналистка Кьерсти Флаа подала в суд на ассоциацию за то, что ее отказались принять в состав. Суд отклонил иск. В процессе Флаа описала HFPA как «картель», который монополизирует доступ к мероприятиям для прессы и уклоняется от уплаты налогов.

«Медуза». Работаем 24/7. И только в интересах читателей Нам срочно нужна ваша поддержка

Наталья Гредина