2020 год был сложнейшим для киноиндустрии. Как будут выкручиваться премии — например, «Золотой глобус»? Комедии нашли с трудом, Netflix может забрать главные награды
В Лос-Анджелесе объявили номинантов на награду голливудской Ассоциации иностранной прессы — «Золотой глобус». Победителей назовут 28 февраля. Больше всего номинаций у проектов Netflix, что не удивительно для года, когда все смотрели кино и сериалы дома. Сражаться за победу в номинации «Лучшая драма» будут «Манк» Дэвида Финчера и «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина. Антон Долин рассказывает, как начался сезон главных кинопремий после катастрофического для киноиндустрии года.
Рутинная процедура — объявление списка номинантов на первую из двух важнейших американских кинопремий — в 2021 году обрела особое значение. Киноиндустрии предстоит отчитаться за сложнейший период в ее истории — 2020 год, когда фильмы не снимались и не выпускались, а премьеры переносились на далекое неопределенное будущее. Остался ли Голливуд прежней незыблемой силой? К чему приведут вынужденные трансформации? Доминирование онлайн-платформ (и особенно всесильного Netflix) в списке номинаций — результат ситуативного компромисса или новая реальность, в которой независимые и мобильные стриминги уже не уступят первенство студиям-гигантам?
Наконец, есть и простой потребительский вопрос: родились ли за этот кризисный год на свет выдающиеся фильмы, которым не жаль отдать «Золотые глобусы», а потом и «Оскары», или все мероприятие проведут просто для галочки, чтобы не пропускать год зря?
Сухие цифры говорят о победе Netflix уже сейчас, и именно благодаря ему общий художественный уровень как минимум не выглядит стыдным. Лидирует в общем списке с шестью номинациями спродюсированный стримингом ретробайопик Дэвида Финчера «Манк» (все центральные категории: «Лучшая драма», режиссура, сценарий, актер, актриса второго плана, музыка), а его первый конкурент — вышедшая на том же Netflix судебная драма Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой» с пятью номинациями («Лучшая драма», режиссура, сценарий, актер второго плана, песня). Если же заглянуть в телевизионные номинации, то и там лидер будет от Netflix — «Корона» получила шесть номинаций. В общей сложности у онлайн-платформы 42 упоминания, и с этим не сравнится никто из конкурентов. Логичное завершение сезона, когда кино люди смотрели дома.
Кто бы из двух главных претендентов ни одержал победу в «драматической» категории, и «Манк», и «Суд над чикагской семеркой», действие которых перенесено в далекое прошлое, олицетворяют славные традиции Голливуда и его жанровой системы. Однако у голосующих все же есть шанс сказать новое слово, если в основных категориях они отдадут предпочтение «Земле кочевников» молодой постановщицы Хлои Чжао. Эта скупая и поэтичная драма с Фрэнсис Макдорманд уже одержала победу на двух важнейших прошлогодних фестивалях — в Венеции и Торонто; многие критики и эксперты прогнозируют ей и оскаровский триумф, который мог бы стать маленькой революцией — ведь это сугубо малобюджетное и независимое кино с актерами-непрофессионалами. У «Земли кочевников» четыре номинации, как и еще у двух претендентов: психологического триллера Эмиральд Феннел «Девушка, подающая надежды» (к нему критики отнеслись гораздо прохладнее) и «Отца» Флориана Зеллера — у этой картины о деменции нет режиссерской номинации, так что и победа в основной маловероятна. Скорее можно ждать награждения 82-летнего Энтони Хопкинса за его очередную героическую роль.
Что до актеров, то именно в номинации «Лучший актер» конкуренция традиционно сильна: кроме Хопкинса на приз претендуют Гэри Олдман («Манк») и более молодые Риз Ахмед («Звук металла»), Тахар Рахим («Мавританец») и Чедвик Боузмен («Ма Рейни: мать блюза»), трагически рано ушедший из жизни в прошлом году. Среди женщин основными претендентками выглядят Фрэнсис Макдорманд и Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»), но не менее интересны работы Виолы Дэвис («Ма Рейни: мать блюза») и Ванессы Кирби («Фрагменты женщины»).
Любопытно, что в этом году категория так называемых «комедий и мюзиклов» (с каждым годом это определение выглядит все более условным) откровенно уступает «драмам» по всем параметрам. Такое впечатление, что фильмы наскребли по сусекам с трудом: в номинацию попали разруганный большинством критиков «Борат-2», прохладно принятый «Выпускной» Райана Мерфи, «Зависнуть в Палм-Спрингс» Макса Барбакова плюс видеоверсия нашумевшего мюзикла «Гамильтон» и фильм певицы Sia «Мьюзик».
В номинации «Лучший иностранный фильм» не обнаружились ни «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского, ни иные фильмы с постсоветского пространства. Самыми вескими претендентами, пожалуй, кажутся «Еще по одной» датчанина Томаса Винтерберга, только что одержавшая победу на вручении премий Европейской киноакадемии, и «Минари» Ли Айзека Чуна, лауреат прошлогоднего «Сандэнса». Чуть обидно за эту картину о корейских иммигрантах в США: невзирая на прошлогодний триумф «Паразитов», лента все-таки оказалась в гетто «международного» кино из-за языка (притом что «Минари» — американский фильм).
Тем не менее, при всем консерватизме, одна маленькая революция на «Золотом глобусе» уже случилась. Вне зависимости от результатов голосования, в этом году жюри премии не получит привычных упреков в игнорировании женщин-режиссеров. Более того, в этой номинации женщин — причем молодых, две из них дебютантки, — большинство, трое из пяти. Вместе с этнической китаянкой Хлоей Чжао и британкой Эмиральд Феннел на награду претендует афроамериканка Реджина Кинг с «Одной ночью в Майами»; они будут состязаться с Дэвидом Финчером и Аароном Соркиным.
Из скромных парадоксов: в анимационной категории один мультфильм Pixar («Вперед») будет состязаться с другим («Душа»), и это, скорее всего, повторится на «Оскарах»; Саша Барон Коэн номинирован и за главную роль («Борат-2»), и за второплановую («Суд над чикагской семеркой»); дуэт Трента Резнора и Аттикуса Росса из Nine Inch Nails получил сразу две номинации за лучшую музыку, и обе связаны с джазом («Манк» и «Душа»).
«Золотые глобусы» будут вручены 28 февраля. А двумя неделями позже объявят номинации на «Оскара» — будем надеяться, они нас хоть чем-то удивят.