«Злая. Часть первая» — главный голливудский мюзикл года. Броский и нарядный Предыстория колдуньи из страны Оз с Синтией Эриво и Арианой Гранде
В мировой прокат вышла «Злая» (Wicked) — первая часть мюзикла о ведьме Бастинде из страны Оз. У картины богатая предыстория: она основана на книге Грегори Магуайра «Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз», на бродвейском мюзикле, поставленном по этому сюжету, и на фильме 1939 года. Американская публика без труда считает отсылки новой картины ко всем первоисточникам — и получит огромное удовольствие от роскошного фильма, длящегося почти три часа (через год выйдет его продолжение). Аудитория в России может не испытать радости узнавания, и мюзикл покажется попросту скучным. Кинокритик Антон Долин рассказывает, что нужно знать о предыстории фильма, чтобы все-таки его полюбить.
Видели ли вы когда-нибудь, как у обезьяны прорезаются крылья? Этот впечатляющий момент из «Злой» — нечто абсолютно новое для зрителя и достаточная причина выбраться в кино. Так вот, обезьяна кричит и корчится от боли. Не менее травматичны многие другие процессы, которые мы, будучи сторонними наблюдателями, наивно называем «чудесами». Собственно, фильм именно об этом.
В сказке-первоисточнике ее звали просто Злой Ведьмой Запада (советский читатель по адаптации Александра Волкова знает ее как Бастинду), но на самом деле ее имя — Эльфаба. Она родилась с зеленой кожей, что напугало даже родителей — правителей одной из самых богатых провинций страны Оз.
Одиночка по жизни, с которой общалась лишь родная сестра, парализованная от рождения Нессароза, Эльфаба обладала могущественным даром, но не умела его контролировать. От этого ее боялись еще сильнее. В Университет Шиз она поступила в единственной надежде: стать отличницей и попасть на прием к всемогущему Волшебнику из Изумрудного города, чтобы тот выполнил ее заветное желание — стать такой же, как все. Жизнь внесла свои коррективы. Найдя друзей и врагов, соперников и учителей, добравшись до самого Волшебника, Эльфаба внезапно осознала, что у нее появилась другая мечта.
«Злая» была обречена на успех с момента объявления о запуске. Объяснить это человеку, далекому от американской массовой культуры, не так-то просто.
Фильм крепко стоит на плечах одноименного бродвейского мюзикла Стивена Шварца и Винни Холцмана, редкостно удачной театральной ревизии классического сюжета. Тот основан на знаменитой книге Грегори Магуайра, использовавшего историю Ведьмы Запада (ее он, впрочем, написал с нуля) для разговора на дискомфортные темы — о ксенофобии, отверженности, политических манипуляциях, даже терроризме. В основе оригинальной «Злой» 1995 года — отнюдь не примитивные размышления о том, почему мы соглашаемся считать кого-то представителем «добра», а его оппонента — «зла».
Естественно, текст Макгуайра не родился бы без революционного фильма MGM 1939 года, поставленного режиссером «Унесенных ветром» Виктором Флемингом (в России лучше знают и сильнее любят второй из этих фильмов, в США — первый). Это там была применена поражавшая воображение технология передачи цвета Technicolor, что позволило сделать Ведьму Запада зеленокожей, — и из этого решения, по сути, произошел конфликт «Злой».
Именно MGM приняли рискованное решение сделать «Волшебника страны Оз» мюзиклом, повлиявшее на все последующие интерпретации сюжета. Тот фильм, который принято считать первым и важнейшим фэнтези голливудского канона, основан на легендарной одноименной книге Л. Фрэнка Баума (из его инициалов ЛФБ собрано имя Эльфаба). Она опубликована в 1900 году и сыграла для американского массового сознания такую же роль, как сборник братьев Гримм для Германии, «Алиса в Стране чудес» для Англии, а «Пиноккио» — для Италии. У этой литературной сказки 13 авторских сиквелов, а также бесчисленное количество ремейков и переосмыслений во всех областях искусства, которые мы только можем вообразить.
Таким образом, мы имеем дело с каноном, и если вовлечены в него недостаточно, то это исключительно наши проблемы. Это и порождает некоторые трудности восприятия фильма международной аудиторией.
Огромность наследия «Злой» и «Волшебника страны Оз» естественным образом раздула бюджет и хронометраж. Богатство изобразительного ряда, невероятные костюмы и декорации, которые элементарно не успеваешь рассмотреть, в равной степени впечатляют и сбивают с толку. А ведь нужно еще и вслушиваться в тексты песен (только американцы знают их наизусть), ловить контекст и пасхалки с отсылками к предыдущим спектаклям, книгам и фильмам. Если для вас «Злая» — культовая традиция, то вы оцените решение разделить ее на два фильма (только первый длится 2 часа 40 минут), выходящих с разницей в год. Если нет — возможно, будете посматривать в кино на часы. Велик и шанс, что вас разочарует клиффхэнгер в конце картины, отнюдь не похожий на финал.
Очевидные недостатки этим исчерпываются. Критики в Штатах называют то одну актрису, то другую противоречащей каноническому типажу, но со стороны это незаметно.
Эльфабу играет и поет — что в данном случае не менее важно — британка из семьи нигерийских иммигрантов Синтия Эриво. Настоящая звезда сцены прославилась главной ролью в лондонской и бродвейской версиях «Цветов лиловых полей». Она саркастична и органична в качестве отверженной отличницы, загоняющей свои комплексы так глубоко, что о них не догадаться.
Галинду, которая меняет свое имя на Глинду (так звали добрую волшебницу из «Страны Оз»), исполняет знаменитая американская поп-звезда Ариана Гранде: самовлюбленная королева красоты в неизменно розовом вышла еще более забавной, чем Барби из недавнего фильма. У Эриво есть «Тони», у Гранде — «Грэмми», когда они танцуют и поют вместе, глаз вправду не оторвать.
Тем более что операторка Элис Брукс сняла фильм с барочным размахом, поражающим воображение даже опытных зрителей. Актерский состав гармонично комплектуют как молодые артисты (британец Джонатан Бейли — отличный принц Фиеро, Марисса Боде — убедительная Нессароза), так и опытные звезды (прежде всего Мишель Йео в роли декана факультета волшебства Шиза и Джефф Голдблюм — превосходный Волшебник, чаровщик и мошенник одновременно).
«Злая» — замечательно нарядный, зрелищный и броский блокбастер, демонстративно поверхностно трактующий непростые проблемы, на которых строил свою книгу Макгуайр. И которые Бродвей уже сгладил, гламуризировал и положил на музыку. Но и ситуация в массовом сознании за прошедшие тридцать лет изменилась. Теперь, когда мир любуется похождениями Малефисенты и Круэллы, Джокера и Венома, погружаясь в темные глубины их травмированных душ, не нужно смелости в том, чтобы вытащить Ведьму Запада на авансцену. Стоит лишь помнить, что Макгуайр был пионером в правозащитном движении злых персонажей. Это не позволяет назвать идеи картины вторичными: они взяты из первоисточника, только и всего.
Тем не менее для режиссера Джона Чу «Злая» не просто коммерческий заказ, а проект давней мечты. Сын иммигрантов с Тайваня и из Сычуаня, родившийся и выросший в Калифорнии, уже выразил сложную двойную идентичность китайско-американского меньшинства в «Безумно богатых азиатах». Для него тема инаковости и адаптации к большинству — личная. А его работа над «Шагом вперед» и документальным фильмом о Джастине Бибере не позволяли усомниться, что с жанром мюзикла Чу справится без труда.
Возможно, инновацией экранной версии «Злой» следует назвать лейтмотив угнетаемых людьми животных.
Нет, он присутствовал и в бродвейском мюзикле, но все-таки говорящие и поющие животные на экране куда эффектнее (козла-историка Дилламонда играет сам Питер Динклэйдж), чем на сцене, им уделяется больше времени и внимания. Появляется даже нянька Эльфабы — медведица, которая одна была добра к зеленому ребенку.
В стране Оз, как известно, звери обладают даром речи, а мышлением не уступают людям. Намек на авторитарные замашки руководства возникает вместе с лишением животных прежних прав и заключением многих из них в клетки. Но тема зоозащиты для Голливуда тоже не подлинно свежая. Она отработана в схожем роде как минимум в «Фантастических тварях» по оригинальным сценариям Джоан Роулинг. Для главной героини «Злой», всю жизнь ощущающей себя аутсайдером, борьба за права козлов, обезьян и медведей — логичное применение способностей.
Эльфаба удачно соединяет в себе все черты гонимой: она женщина, умница, большой талант, одиночка по натуре, еще и с кожей зеленого цвета. Начинаясь с пугающей сцены, где сжигают чучело ведьмы (вспомним, хитом фильма 1939 года была хоровая песня «Ding-Dong! The Witch is Dead»), «Злая» заставляет зрителя задаться вопросом — чем вызвана наша инстинктивная радость от уничтожения пугающего чужака, природу которого мы даже не попробовали понять?
Кстати, персонажи Фиеро и Галинды-Глинды глубже и интереснее — они явно выходят за предписанные амплуа «самовлюбленного красавчика» и «самой популярной девчонки на курсе». Но развитие характеров, вероятно, ожидает нас только через год во второй части «Злой». В том же, что Эльфаба тоньше, одареннее и интеллектуальнее всех, нет сомнений с первых кадров — как и в том, что Волшебник не умеет колдовать, а потому обречен на соперничество с Ведьмой. Хотя и это конфликт будущего, который лишь начнет завязываться в первой части фильма.
Так что остается расслабиться и получать удовольствие от декоративных роскошеств, размашистой хореографии, талантливых исполнительниц и прочих чудес Страны Оз. Туда Голливуд отправляет зрителей всего мира в эскапистские турпоездки с 1939-го и по сей день.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!