Что-то среднее между Зорро и Человеком-пауком «В погоне за Бэнкси» — документальный фильм о самом знаменитом уличном художнике. Почему его все любят? И так ли важно, кто он?
С 21 июля по 2 августа пройдет фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival — в этом году показы пройдут в онлайне, в Москве фильмы можно будет увидеть в кинотеатрах. Один из фильмов фестиваля — «В погоне за Бэнкси» Аурелии Рувье и Шеймаса Хэйли. Авторы по всему миру исследуют главные работы художника, пытаясь ответить на вопрос, кто такой Бэнкси и в чем именно его успех. По просьбе «Медузы», искусствовед Мария Семендяева посмотрела картину и рассказывает, что нового мы узнаем из нее о самом знаменитом уличном художнике в мире.
В 2018 году в московском ЦДХ открылась выставка Бэнкси с билетами стоимостью в пару тысяч рублей, про которую сам Бэнкси, как оказалось, ничего не знал. В официальном инстаграм-аккаунте художника, чья реальная личность остается тайной, был опубликован пост с осуждением высоких цен на просмотр «уличного» искусства. К удивлению многих, организаторы не отрицали, что с самим Бэнкси даже не общались. Было достаточно договориться о предоставлении трафаретных принтов и фотографий из частных коллекций, музеев и галерей. Но вопреки многим газетным заголовкам, выставка Бэнкси без Бэнкси — это отнюдь не сенсация, а обычная практика для самого известного псевдонима нашего времени.
Фильм «В погоне за Бэнкси» начинается с истории о самоуничтожении картины «Девочка с шаром» на аукционе Сотбис в 2018 году. После удара молотка аукциониста, продавшего работу за 860 тысяч фунтов, полотно медленно поползло сквозь нижнюю часть рамы, где был, судя по всему, спрятан шредер, и остановилось на середине. Это действительно один из самых ярких примеров того, чем занимается Бэнкси как художник. У него есть агент-галерист, который выступает в фильме; он продает более или менее дорогие трафаретные и печатные работы; его произведениями торгуют на аукционе. Но он не перестает делает уличное искусство и периодически щекотать нервы художественного истеблишмента разными цирковыми трюками.
Цирковой составляющей своего творчества Бэнкси, кстати, совершенно не стесняется, он даже открыл в 2015 году в английском городке Уэстон-сьюпер-Мэр парк-антиутопию «Dismaland». Туда были приглашены самые разные художники, в том числе и Pussy Riot, которые устроили инсценировку столкновения протестующей толпы с полицией, а сами в это время давали концерт в клетке на фоне сказочного замка. В парке жестоких аттракционов никакого настоящего насилия, конечно, не было. Игрушечная лодка с беженцами, злые шутки на тему экологии и селфи-культуры, трафаретные картины, ДТП с участием кареты Золушки — насмотренного человека этим не поразишь, но творчество Бэнкси ни с чем не перепутаешь. Не нужно быть искусствоведом, чтобы распознать на своей двери новую работу того самого художника, который во всех новостях.
Все самые известные работы Бэнкси были выполнены на улице, он до сих пор считается «уличным» художником, и с определенной долей допущения его можно назвать «народным» автором, хотя все указывает на то, что он все же привилегированный человек. Интервью с людьми, причастными к обнаружению и продаже уличных работ Бэнкси, занимают в фильме важное место, потому что они рассказывают об опыте личного соприкосновения с чудом. Вот ты обычный владелец мелкого бизнеса, и вдруг в одночасье становишься героем всех новостей, потому что ночью неведомый герой в маске нарисовал на твоей двери очередной шедевр. Бэнкси олицетворяет что-то среднее между Зорро и Человеком-пауком, даря обычным людям и проблемным территориям самый драгоценный ресурс современности — внимание медиа. И этим вниманием можно распорядиться по-разному. Кто-то радуется притоку туристов, а кто-то выбирает денежный эквивалент.
Вопрос, можно ли вырезать, продать и переместить работу, которая была создана на конкретной общественной стене в тесной связи с местным контекстом, поднимает целый пласт этических проблем, связанных с тем, как устроены, например, традиционные европейские музеи. Не один год длится спор Греции и Великобритании о том, где должны храниться мраморные рельефы афинского Парфенона, вывезенные лордом Элгином и до сих пор выставленные в Британском музее. Лувр, Эрмитаж, Британский музей, Венский художественно-исторический музей — все их объединяет колониальное прошлое, в котором было нормально вывозить культурные ценности и выставлять их в метрополии.
Еще одна важная проблема, которую фильм вскользь затрагивает, это проблема авторства. Имя Бэнкси стало нарицательным. Например, «русским Бэнкси» называли уличного художника Пашу 183, который тоже поднимал в своих работах социальные темы. Бэнкси в некотором смысле не владеет своим брендом — кто угодно может сделать уличную работу в стиле Бэнкси или купить несколько принтов и объявить об открытии выставки Бэнкси. Да, существует официальный аккаунт в инстаграме и несколько официальных представителей, но все же мы продолжаем гадать, как удостовериться, настоящий ли Бэнкси перед нами.
Спойлеров тут нет, и если вы не слишком пристально следите за новостями о Бэнкси, узнаете из фильма много нового. Не так уж важно, кто на самом деле скрывается за псевдонимом. Это может быть группа людей, а может быть кто угодно из тех, кого уже не раз подозревали в причастности к феномену Бэнкси. Важно, что этот Дед Мороз дарит подарки всем без исключения — и заскучавшим на однообразных аукционах коллекционерам, и простым работягам Бристоля, и всем, кто читает новости и любит покопаться в теориях заговора. Миф о Бэнкси во многом создает не художник или его команда, а само общество, которому необходим таинственный супергерой, пусть даже его сила — мягкая критика капитализма силами искусства.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!