Перейти к материалам
истории

Уничтоженная картина Бэнкси и правда уничтожена? Она подорожала? Кто ее купил? Главные вопросы о «Девочке с воздушным шаром»

Meduza
Sothebyʼs / AP / Scanpix / LETA

5 октября на торгах аукционного дома Sothebyʼs в Лондоне самоуничтожилась картина уличного художника Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Это произошло, как только полотно продали за 1,04 миллиона фунтов стерлингов: встроенный в раму шредер просто разрезал его на длинные полосы (но не до конца). «Медуза» рассказывает, почему этот случай уже вошел в историю искусства, — и пытается ответить на вопросы, которые возникают к его участникам.

Что это за картина?

Впервые «Девочка с воздушным шаром» появилась в виде граффити: в 2002 году Бэнкси нарисовал две версии произведения в разных местах Лондона, сопроводив одну из них надписью «Thereʼs always hope» («Всегда есть надежда»). Первую копию — на стене типографии в районе Шордич — в 2014 году вырезали из стены, чтобы позднее выставить на продажу (ее на тот момент оценивали примерно в 500 тысяч фунтов). Тогда же, в 2014-м, «Девочка с шаром» стала символом кампании в поддержку беженцев из Сирии: специально для этой кампании художник нарисовал вариант изображения с девочкой, закутанной в платок. 13 марта 2014 года, в трехлетнюю годовщину сирийского конфликта, огромные проекции изображения появились на Эйфелевой башне в Париже и на Колонне Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне.

Изображение девочки с улетающим красным шариком в форме сердца считается не только одной из главных работ анонимного уличного художника, но и важным символом Великобритании. В 2017 году компания Samsung проводила опрос среди двух тысяч британцев, предлагая им выбрать любимое национальное произведение искусства. Работа Бэнкси в получившемся рейтинге заняла первое место, обогнав произведения Джона Констебля, Дэвида Хокни и Генри Мура.

В 2006 году авторскую версию работы, выполненную акриловыми и аэрозольными красками на холсте, показывали в Лос-Анджелесе на выставке Бэнкси, организованной в помещении промышленного склада. Там же художник подарил картину человеку, который в 2018 году выставил ее на аукцион. За 16 лет существования работы на различных аукционах уже продавались варианты «Девочки», выполненные на холсте: их цена колебалась от 30 до 345 тысяч фунтов.

Как ее уничтожили?

6 октября Бэнкси опубликовал в своем инстаграме (считается, что этот аккаунт принадлежит художнику) видео, в котором рассказал, что несколько лет назад встроил в раму шредер — на случай, если картину когда-либо выставят на аукцион. Он подписал видео цитатой, приписанной Пабло Пикассо: «Стремление к разрушению — это тоже творческое стремление» («The urge to destroy is also a creative urge»). Скорее всего, первоисточник этой фразы — российский анархист Михаил Бакунин; в оригинале она звучит так: «Радость разрушения есть творческая радость».

Арт-дилер из Лондона Акорис Андипа, который специализируется на Бэнкси и продал полтора десятка разных версий «Девочки с воздушным шаром», утверждает, что заметил на предаукционной выставке несколько странных вещей, связанных с картиной. Например, рекордно дорогая для художника работа была последним, 67-м лотом на торгах, и продавалась, «когда большая часть участников уже покидает аукционный зал и идет ужинать». Кроме того, Андипа сообщил представителю Sothebyʼs, что рама для картины кажется ему «непропорционально толстой», но тот ничего не ответил.

В каталоге аукциона массивную позолоченную раму называют «неотъемлемым элементом произведения»: там сказано, что благодаря раме работа превращается в «китчевую эмблему пафосного высказывания». Тем не менее, в Sothebyʼs отрицают причастность к акции художника и говорят, что ничего о ней не знали заранее. После акции на сайте аукциона написали: «Неожиданный инцидент мгновенно вошел в историю искусства: впервые произведение уничтожает само себя сразу после продажи».

Кто включил шредер?

Неизвестно. Устройство управлялось дистанционно, но включил его, скорее всего, кто-то из присутствовавших в зале. Британский таблоид The Daily Mail полагает, что шредер мог активировать тот же человек, что снял видео для инстаграма Бэнкси. Газета также сообщает, что на торгах был замечен человек, похожий на уроженца Бристоля Робина Ганнингема (один из предполагаемых «настоящих» Бэнкси). Он снимал происходящее на телефон — и сам якобы попал в кадр на некоторых чужих видео.

The Art Newspaper тоже пишет, что на кнопку мог нажать сам художник, и рассказывает, что после торгов возле аукционного дома видели, как неизвестный мужчина в темных очках и шапке препирается с охраной.

Кому работа принадлежала до аукциона?

Неизвестно. В Sothebyʼs не раскрывают имени предыдущего владельца, но известно, что на работе есть дарственная надпись с обратной стороны холста.

А кто ее купил?

Тоже неизвестно. Лот был продан по телефону, но ни сам покупатель, ни его представитель, участвовавший в торгах, не раскрывают своих имен. Представители аукционного дома в воскресенье разослали в британские СМИ письмо, в котором подчеркивали, что покупатель картины — «частный клиент», который «был удивлен случившимся», как и все в Sothebyʼs.

Почему говорят, что после торгов работа выросла в цене?

Потому что теперь «Девочка с воздушным шаром» — не просто визуальное произведение искусства. «Его стоимость выросла не столько благодаря предмету искусства самому по себе, сколько благодаря связанному с ним концептуальному событию», — говорит британский арт-дилер Оффер Уотерман, специализирующийся на искусстве XX века.

Сооснователь сайта MyArtBroker.com Джоуи Сайер утверждает, что за последние несколько лет стоимость «Девочки с воздушным шаром» уже выросла на 20%, а благодаря аукциону и медийному вниманию к нему вырастет еще — минимум на 50%.

Зачем вообще Бэнкси это сделал?

Это тоже достоверно неизвестно. Вероятнее всего — чтобы в очередной раз покритиковать капиталистическую природу арт-рынка и поиздеваться над аукционами с их заоблачными ценами на произведения искусства (в частности, его собственные). Художник неоднократно устраивал акции, чтобы подчеркнуть доступность и дешевизну своих работ. Например, в 2013 году он лично продавал авторские репринты в нью-йоркском Центральном парке по 60 долларов за штуку — и даже не распродал все к концу дня, потому что покупатели не верили, что работы Бэнкси можно купить так дешево.

Еще несколько вопросов, которые пока остаются без ответа:

  • Когда именно Бэнкси встроил шредер в раму и знал ли об этом человек, владевший картиной с 2006 года?
  • На каких батарейках работал шредер, если он существовал без подзарядки предположительно несколько лет?
  • Действительно ли уничтожена оригинальная картина? Или специально для акции в раму вставили копию?
  • Существуют ли вообще владелец и покупатель картины — или это мистификация художника?

Александра Зеркалева