Я хочу поддержать «Медузу»
Michael Buckner / Golden Globes 2024 / Getty Images
истории

«Золотой глобус»-2024. «Оппенгеймер» победил «Барби» (но Билли Айлиш получила премию за саундтрек) Антон Долин подводит итоги первой кинонаграды нового года

Источник: Meduza

Предупреждение. Автор этого текста, кинокритик «Медузы» Антон Долин в 2024 году впервые голосовал за лауреатов «Золотого глобуса» — вместе с другими журналистами из самых разных стран.

Какими бы субъективными ни были любые оценки кинематографа премиями (даже самыми престижными), итоги «Золотого глобуса» — первой значительной награды наступившего 2024-го — хочется сходу назвать справедливыми, логичными и предсказуемыми.

Лучшей драмой стал «Оппенгеймер». В год тревог, войн и глобальных потрясений торжество этой картины, удивительно точно передавшей дух времени, ощущается как неизбежное. Фильм удостоен пяти статуэток, включая персональную режиссерскую для Кристофера Нолана, две актерских для Киллиана Мерфи и Роберта Дауни-младшего и музыкальную, за лучший саундтрек, для Людвига Йоранссона. 

Universal Pictures

Так критики и журналисты поставили точку (возможно, не окончательную, впереди «Оскары») в противостоянии мрачнейшего байопика Нолана и феминистской фантазии Греты Гервиг «Барби». Эта картина, между прочим, была лидером по числу номинаций (10), но прежде всего благодаря трем упоминаниям в категории «лучшая песня»: статуэтку за одну из них, «What Was I Made For?», получили Билли Айлиш и ее брат Финнеас.

Также «Барби» победила в свежеизобретенной категории «за кинематографические и коммерческие достижения» («Cinematic and Box Office Achievement»), которая позволила свести в одной номинации не только Гервиг с Ноланом, но и «Стражей галактики 3», «Джона Уика 4», мультфильм про братьев Марио и фильм-концерт Тейлор Свифт

Билли Айлиш и Финнеас ОʼКоннелл с «Золотыми глобусами» за песню «What Was I Made For?» к фильму «Барби». 7 января 2024 года

Mario Anzuoni / Reuters / Scanpix / LETA

Лучшей комедией закономерно признаны «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса — определенно самый смелый и новаторский фильм года. Для меня этот «Золотой глобус» был первым в качестве одного из голосующих, и теперь, когда награды розданы, можно признаться, что я отметил «Бедных-несчастных» во всех возможных категориях. Победил же он в еще одной номинации — Эмма Стоун получила награду как лучшая комедийная актриса. Ее способности совмещать комическую игру с драматической, еще и в настолько откровенном и провокационном материале, сегодня действительно кажутся уникальными. 

SearchlightPictures

Два других важных победителя церемонии — трогательные «Оставленные» Александра Пейна, удостоенные двух актерских «Золотых глобусов» в комедийной категории — для Пола Джаматти и актрисы ДаʼВайн Джой Рэндольф, и драма француженки Жюстин Трие «Анатомия падения», отмеченная как лучший фильм не на английском языке, а также за сценарий. Таким образом американскую премию присудили победителям двух больших европейских фестивалей — Венеции и Канн. Редкий случай. 

Самый же обидный проигрыш — печальная судьба «Убийц цветочной луны», наиболее значительной картины Мартина Скорсезе за долгие годы, если не десятилетия. Ей досталась лишь актерская статуэтка Лили Глэдстоун — несомненному открытию фильма. Со сцены она отметила важность этой исторической награды для коренного населения США, судьба которого — центральная тема картины. 

Focus Features

На протяжении долгих лет было принято считать, что «Золотые глобусы» — своеобразный «разогрев» и предсказание грядущего «Оскара». Скандалы вокруг премии в последнее время, едва не похоронившие ее (итогом стало радикальное переформатирование и набор новых голосующих, включая автора этого текста), привели к парадоксальному результату. Теперь «Золотой глобус» мало в чем совпадает с «Оскаром» и предельно независим от него. Удивляться приходится, скорее, совпадениям, чем расхождениям. Так, в прошлом году Американская академия отдала все лавры эксцентрическому «Все везде и сразу», тогда как «Золотые глобусы» назвали лучшими «Фабельманов» и «Банши Инишерина», и даже в актерских категориях премии совпали только в отношении Мишель Йео. Чем больше отличаются друг от друга авторитетные премии, тем интереснее публике — и тем больше шансов воздать по заслугам лучшим фильмам сезона. 

В чем «Оскар» и «Золотой глобус» были согласны год назад, это анимационная категория: победа «Пиноккио Гильермо дель Торо» была безоговорочной в обоих случаях. Хочется верить, что в 2024-м ситуация будет такой же. «Золотой глобус» ушел «Мальчику и птице» Хаяо Миядзаки — это на несколько порядков более оригинальный и глубокий мультфильм, чем другие номинанты. Пусть «Оскар» снова не побоится последовать хорошему примеру. 

Как известно, еще одно важное отличие двух премий в том, что «Золотыми глобусами» награждают и сериалы. Таким же абсолютным лидером среди них, как «Оппенгеймер» среди фильмов, стал финальный сезон «Наследников» — сильнейшего из культурных явлений американской телеиндустрии за последние годы. Сериал Джесси Армстронга завоевал четыре статуэтки и был признан лучшим в драматической категории (остальные призы унесли актеры — Сара Снук, Киран Калкин и Мэттью Макфейден).

В комедийной категории победу с тремя призами одержал «Медведь» — сериал Кристофера Сторера о чикагском ресторанчике; по статуэтке досталось актерам, Джереми Аллену Уайту и Айо Эдебири. Наконец, мини-сериалом года стала сатирическая, психологически точная, совмещающая язвительный юмор с неподдельной грустью «Грызня», награды получили и звезды этого шоу Стивен Ён и Эли Вонг. Шоураннер Ли Сун Чин со сцены поблагодарил неизвестного водителя, чьи крики и ругань вдохновили его на создание сериала.  

Актеры и актрисы сериала «Наследники» Николас Браун, Джей Смит-Камерон, Сара Снук, Киран Калкин, Алан Рак и Мэттью Макфэдиен с «Золотым глобусом» за последний сезон шоу. 7 января 2024 года

Chris Pizzello / AP / Scanpix / LETA

Еще одна новая номинация «Золотого глобуса» посвящена стендапу. Первым победителем в ней стал британский комик Рики Джервейс за шоу «Армагеддон» — для него это уже второй «Золотой глобус». Кроме того, он пять раз был ведущим церемонии (в последний раз это было в 2020-м).

В этом году его место занял Джо Кой, высмеивавший со сцены не только трехчасовую длительность «Оппенгеймера», но также роль Марго Робби в «Барби», позднее отцовство Роберта де Ниро и пенис Барри Кеогана. Зал на его шутки реагировал без восторга, и стендапер прилюдно пресек критику в свой адрес: дескать, его пригласили вести церемонию всего-то десять дней назад. Зато в распределении наград никакой спешки не было — хочется верить, что обновленному жюри удастся восстановить пошатнувшийся престиж премии. 

Антон Долин

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.