Тейлор Свифт уже изменила музыкальную индустрию, а теперь принялась за кино Фильм-концерт «Taylor Swift: The Eras Tour» стал самым кассовым в истории жанра. Вот как певица этого добилась и почему ее примеру теперь следует Бейонсе
В середине октября по всему миру (но не в России) в прокат вышел фильм «Taylor Swift: The Eras Tour» — кинематографическая визуализация шестого концертного тура американской певицы Тейлор Свифт. Продюсером фильма выступила сама Свифт и ее родители. Они заключили беспрецедентное дистрибьюторское соглашение: обошли студии и начали сотрудничать напрямую с кинотеатрами. Теперь по этой модели свой концертный фильм планирует выпустить другая суперзвезда — Бейонсе. Журналистка Ксения Миронова по просьбе «Медузы» рассказывает, как Тейлор Свифт меняет мир, а ее фильм — киноиндустрию.
Шестой концертный тур Тейлор Свифт уже стал легендарным. Каждое шоу идет почти четыре часа, за это время зрители погружаются во все «эры» ее творчества: от первых кантри-песен до дерзкого альбома «Reputation», от лиричных «Evermore» и «Folklore» к сияющему «Midnights». Фанаты певицы — они же «свифтис» — обвалили сайты, где продавались билеты на концерт; в кинотеатрах по всему миру, где показывали его киноверсию, они устроили невероятный прием — с танцами и хороводами перед экранами.
«Мы сделали знаменитым правильного человека» — так в тиктоке подписывают многочисленные видео с нарезками из выступлений и интервью Тейлор. Уходящий год действительно принадлежит Свифт: в 2022-м вышел ее десятый альбом «Midnights»; она продолжает перезаписывать альбомы, украденные бывшим менеджером Скутером Брауном; она поехала в очень успешный тур и выпустила в прокат собственный концертный фильм.
Картина «Eras Tour» предельно близко повторяет концерт — и смотрится при этом как мюзикл или спектакль. Режиссером выступил Сэм Ренч, ранее снявший документалку о Билли Айлиш «Billie Eilish: Live at the O2».
Фильм идет почти три часа. Из экранной версии вырезали пять песен («Wildest Dreams», «The Archer», «Invisible String», «Cardigan» и «'Tis the Damn Season»), не увидят кинозрители и некоторые переходные моменты шоу. Здесь нет закулисных съемок или приглашенных гостей. Но зато есть эффект присутствия — благодаря работе оператора зритель будто тоже выходит на сцену: лежит вместе с певицей на поросшей мхом крыше, ныряет под подмостки и танцует на движущейся платформе.
Максимальное погружение в миры, придуманные исполнительницей, обеспечивают во время просмотра и сами свифтис. Для похода в кино они выбирают наряды, соответствующие одному из периодов творчества певицы: ковбойские шляпы и сапоги для дебютного альбома, золото и блестки для «Fearless». Фиолетовый фатин для «Speak Now», футболки с надписями для «Red», число «1989» для одноименного альбома. Имитация змеиной кожи — в честь «Reputation», блестящие боди и ожерелья — для поклонников альбома «Lover». Корсеты и мантии для «Folklore» и «Evermore» и много, очень много блесток для «Midnights». Обязательное условие: «браслеты дружбы» — зрители приходят с ними в кинотеатр, обмениваются или просто дарят другим фанатам.
Свифт призывала поклонников не стесняться в кино: петь, танцевать, использовать фонарики на телефонах. В итоге кинопоказы нередко превращаются в полноценные концерты: люди в залах выходят к экрану, устраивают хороводы под песню «Willow» и прыгают под «Shake it off».
Все, что делает Тейлор Свифт, подкупает сочетанием искренности и правильного маркетинга. Она мастер отсылок и пасхалок, тонко чувствующий свою аудиторию. Билеты на фильм в США стоили 19,89 доллара для взрослых (отсылка к перезаписанной версии альбома «1989», название которого, в свою очередь, — отсылка к году рождения Свифт), и 13 долларов для детей и пенсионеров (ее счастливое число).
«Тейлор Свифт и есть музыкальная индустрия», — пишет Bloomberg. Теперь она может изменить и индустрию кинопроката. Фильм сняла собственная кинокомпания певицы Taylor Swift Productions без привлечения какой-либо крупной киностудии. Специализированные СМИ пишут, что бюджет картины составил от 10 до 20 миллионов долларов, — при участии крупных студий она стоила бы гораздо дороже.
Съемки проходили в августе 2023 года на трех калифорнийских концертах на стадионе «Соу-Фай Стэдиум» в Инглвуде. Профсоюз артистов и сценаристов SAG-AFTRA, несмотря на забастовку, разрешил команде продолжить производство. Профсоюз решил, что съемки фильма Свифт «соответствуют тем же стандартам, которых профсоюзы добиваются в своих переговорах со студиями».
Свифт и (что часто умиляет поклонников) ее родители, создавшие картину, заключили беспрецедентное дистрибьюторское соглашение. Они решили обойтись без посредников — и договорились с сетями кинотеатров AMC и Cinemark о показах напрямую. Руководители крупных дистрибьюторов недовольны тем, что Свифт вступила на их территорию, и — кажется, небезосновательно — опасаются, что ее примеру последуют другие.
В первый день предварительных продаж в США фильм собрал рекордные 37 миллионов долларов. К 22 октября 2023 года его мировые сборы составили уже 178 миллионов — это самый прибыльный концертный фильм в истории кино. По данным Forbes, команда Свифт получит примерно 57% от продаж билетов, оставшиеся доходы останутся у кинотеатров, а AMC возьмет небольшую комиссию за показы — намного меньшую, чем взимали бы дистрибьюторы.
Другая суперзвезда, отправившаяся в мировое турне летом 2023 года, Бейонсе тоже объявила, что в декабре выпустит свой фильм-концерт. Она пошла по тому же пути — и общается без посредников напрямую с кинотеатрами.
Бейонсе, которая давно поддерживает Тейлор, пришла на премьеру ее концертного фильма — она состоялась 11 октября 2023 года в кинотеатре The Grove в Лос-Анджелесе. На время премьеры торговый центр и прилегающий к нему район Западный Голливуд перекрыли, туда стянули дополнительные наряды полиции. Фанаты не знали, что Свифт приедет в кинотеатр и выступит перед началом показа с приветственным словом. Обошлось без беспорядков — певица вместе с поклонниками танцевала под собственные песни.
В ожидании высокого зрительского спроса сеть кинотеатров AMC специально модернизировала свои системы для кинопоказа и временно приостановила онлайн-продажу билетов на большинство других фильмов. Компания не хотела повторения «Ticketmaster-фиаско»: в 2022 году из-за небывалого спроса на билеты на концерты Свифт сайт не справился с количеством пользователей. Тем не менее вскоре после начала продаж на концерт Свифт у AMC тоже произошел сбой из-за наплыва покупателей.
1 сентября 2023 года AMC сообщила, что за три часа зрители купили на ее платформе билетов на 26 миллионов долларов — это рекорд продаж за один день, такого никогда не было в истории 103-летней компании. Предыдущий рекорд — 16,9 миллиона долларов за день — был у фильма «Человек-паук: Нет пути домой».
Фанаты Тейлор в тиктоке часто делятся моментами из тура, на которых видно, как она гордится собой. Свифт не раз говорила, что, хотя ей бывает трудно справиться с большим вниманием, она благодарна за него. Потому что это то, о чем она мечтала с детства.