Перейти к материалам
истории

Новые «Братья Марио» — самый кассовый мультфильм в истории Предыдущий фильм по легендарной игре вышел 30 лет назад, провалился в прокате и чуть не стоил жизни тем, кто над ним работал. «Медуза» рассказывает про обе картины

Источник: Meduza
Illumination

Nintendo и Universal выпустили новый мультфильм о братьях-водопроводчиках из культовой видеоигры — «Братья Супер Марио в кино». Картина очень понравилась зрителям — за первые выходные проката она собрала 377 миллионов долларов, побив рекорд «Холодного сердца 2» (358 миллионов долларов) и став самым кассовым мультфильмом в истории анимации. «Медуза» рассказывает, какой получилась новая экранизация, а также как создавались игра и первый фильм о братьях Марио, вышедший 30 лет назад.

Актеры не знали сюжета из-за секретности, фильм ругают критики, но полюбили зрители

Два итало-американских брата, Марио (Крис Пратт) и Луиджи (Чарли Дэй), бросают работу и открывают в Бруклине водопроводный бизнес. Отец не одобряет этот шаг: он уверен, что Марио тянет Луиджи на дно. 

Тем не менее усатые герои едут устранять прорыв канализации, спускаются под землю и попадают в волшебный мир: Марио засасывает в Грибное Королевство с принцессой Пич (Аня Тейлор-Джой), а Луиджи — в плен злого короля Боузера (Джек Блэк) из Темных Земель. Марио помогает Пич победить Боузера, защитить Грибное Королевство и спасает брата из заточения. 

В целом это весь сюжет новых «Братьев Марио». Сценарий мультфильма написал автор картин «Миньоны: Грювитация» и «ЛЕГО Фильм 2» Мэтт Фогель. В режиссерских креслах — Аарон Хорват и Михаэль Йеленик, снявшие постироничный мультсериал «Юные титаны, вперед!» (проект DC в стиле сериала-боевика «Пацаны»). Вместе с ними над «Братьями Марио» работал продюсер «Кота в сапогах» Крис Меледандри, а также создатель оригинальной игры Сигэру Миямото.

Несмотря на участие автора игры, проект получил смешанные отзывы — всего 58% положительных рецензий критиков на Rotten Tomatoes. В Observer писали, что «это самая ленивая из всех возможных версий „Братьев Марио“», но при этом подчеркнули, что «большинство зрителей — и дети, и взрослые — посчитали, что это абсолютно приемлемо». А FilmWeek отметил, что создатели «забыли написать увлекательную историю», поэтому фильм получился «пресным».

В чем-то они правы: сценарист Фогель и режиссеры Хорват и Йеленик сознательно почти не трогали оригинальную историю. Они взяли каноничные элементы геймплея и адаптировали их к языку анимации: например, звездочка неуязвимости тут из простого улучшения превращается в сюжетный движок. Незамысловатый нарратив состоит из пасхалок, которые раз в пять минут давят на ностальгию, — даже традиционным повисшим в воздухе блокам тут нашлось применение.

Сюжет оригинальной игры немного осовременили: теперь не Марио с Луиджи спасают принцессу, а сама Пич помогает усатому водопроводчику освободить из заточения брата. Обновленную историю держали в секрете: даже озвучившие главных героев Крис Пратт, Аня Тейлор-Джой и Чарли Дэй не знали подробностей истории, кроме своих реплик — они работали вслепую. По словам Дэя, актерам приходилось записывать несколько дублей каждой фразы с разными интонациями, не зная контекста, а потом режиссеры выбирали самую подходящую. 

В отличие от критиков зрителям мультфильм очень понравился: пользовательский рейтинг на том же Rotten Tomatoes завис на отметке 96%. А сервис Cinemascore, который собирает мнения зрителей на выходе из кинотеатров, выставил картине высший рейтинг «А». В первые выходные проката «Братья Супер Марио в кино» заработали 377 миллионов долларов — это рекорд за всю историю анимации. До этого самые большие сборы были у диснеевского «Холодного сердца 2» (358 миллионов долларов). Кстати, его критики оценили куда лучше (77% на Rotten Tomatoes). 

Трейлер фильма «Братья Супер Марио в кино»
Illumination

Есть два нюанса, которые помогли «Братьям Супер Марио в кино» собрать такие деньги. Во-первых, инфляция. Стартовые сборы «Холодного сердца 2», заработанные в 2019 году, в наши дни с учетом инфляции составляют 418 миллионов долларов.

Во-вторых, бренд братьев Марио — один из самых популярных в мире. По данным Statista, Super Mario — восьмая по заработкам медиафраншиза мира. Ее сборы за всю историю составляют 34,6 миллиарда долларов, что ненамного меньше сборов киновселенной Marvel (35,3 миллиарда долларов). Марио — такой же узнаваемый персонаж в поп-культуре, как Микки-Маус, Супермен и Дарт Вейдер.

Создатель игры взял Марио из детства, а игра спасла игровую индустрию в середине 1980-х и попала в Книгу рекордов Гиннесса

В начале 1980-х 28-летний японский гейм-дизайнер Сигэру Миямото устроился на работу в корпорации Nintendo и получил задание нарисовать аркаду для игрового автомата. Источником вдохновения для Миямото стало собственное детство в пригородах Киото. Он проводил много времени на улицах и в парках, наблюдая за окружающей жизнью, и в его воображении появлялось множество ярких образов и персонажей. А еще Сигэру увлекался приключенческими и фантастическими историями, которые ему рассказывали родители. Позже он заинтересовался наукой, а его любимым предметом в школе стала геометрия — свои знания он использовал в разработке персонажей и уровней для игр.

В 1981 году Миямото представил руководству Nintendo игру «Donkey Kong» с персонажем Jumpman. Проект был революционным для индустрии: в нем впервые смешались несколько жанров (аркада, платформер и головоломка), а также появились яркая графика и звуковые эффекты.

Спустя два года вышло продолжение «Donkey Kong» — «Super Mario Bros.». Миямото решил изменить имя персонажа на что-то более запоминающееся, чем Jumpman. Ему снова помогли образы из детства — в дом его семьи иногда приходил водопроводчик-итальянец, чтобы отремонтировать трубы. Его внешность произвела впечатление на японского мальчика, и годы спустя водопроводчик стал главным героем игры. Кроме того, по словам Миямото, его было довольно легко нарисовать:

Тут нет хитрых маркетинговых идей. Кепку нарисовать легче, чем волосы, а усы — хороший способ изобразить характерное лицо. Нам нужно было придумать маленького персонажа и в то же время придать ему человеческий облик. Для этого необходима отличительная черта — например, большой нос. А еще мы подарили ему усы, чтобы не нужно было рисовать рот.

В 1983–1985 годы игровая индустрия переживала кризис: рынок был перенасыщен некачественными играми, приставки стоили дорого, а из-за негативного отношения правительственных организаций продажи видеоигр и консолей упали на 97%. В это же время Nintendo выпустила в Северной Америке свою приставку NES (российский аналог — «Денди»), а ее главным лицом стал Марио. 

Недорогая консоль с качественной игрой стала самой продаваемой в США: из 430 миллионов долларов, которые заработала индустрия в 1986-м, 310 миллионов пришлось на долю Nintendo. В целом в США было продано 40 миллионов консолей и 29 миллионов копий игры. К тому моменту корпорация уже несколько лет терпела убытки, и Марио ее спас от ухода в минус, позволил вернуться на ведущие позиции на рынке — а заодно вывел из кризиса всю индустрию.

Сигэру Миямото. 15 февраля 2023 года
Chris Pizzello / AP / Scanpix / LETA

В последующие 40 лет Nintendo выпустила более 200 игр о Марио на разных платформах, несколько анимационных сериалов (например, «Супершоу супербратьев Марио» 1989 года), книги, комиксы, музыкальные альбомы, игрушки и другой мерч. Братья Марио вошли в Книгу рекордов Гиннесса как самые продаваемые персонажи видеоигр в истории. По данным на 2021 год, общее количество проданных копий игр с Марио превышает 380 миллионов по всему миру. 

Кроме того, «Братья Марио» попали в Книгу рекордов как первая экранизированная видеоигра. Анимационный фильм 2023 года — не первая попытка Nintendo перенести историю Марио на большой экран. Компания решилась на новую киноверсию своей флагманской игры спустя 30 лет после первой провальной попытки.

На съемках первого фильма о Марио царил хаос: актеры пили, сценарий переписывали. Там даже чуть не погибли люди

Работа над фильмом «Супербратья Марио» началась в 1990 году. Nintendo решила не продавать права на экранизацию голливудским студиям: корпорация хотела сама контролировать процесс и назначила ответственным директора по рекламе Билла Уайта. Он нанял в качестве продюсеров независимых режиссеров Джейка Эбертса и Роланда Жоффе, которые получили номинацию на «Оскар» за фильмы «Поля смерти» (1984) и «Миссия» (1986). В Nintendo заинтересовались их идеей показать вселенную Марио скорее со взрослой, чем с детской точки зрения. 

Эбертс и Жоффе наняли режиссеров Рокки Мортона и Аннабель Янкель, которые к тому же были мужем и женой. Прежде они снимали только музыкальные клипы и комедийное шоу «Макс Хедрум». Мортон и Янкель захотели сделать фильм о Марио более мрачным, что поначалу напугало Nintendo, но по какой-то причине корпорация решила все же довериться смелым режиссерам. 

Сценарий писали, переписывали и начинали заново девять сценаристов, включая автора фильма «Человек дождя» (1988) Бэрри Морроу. В Nintendo черновики бесконечно отвергали под разными предлогами: то слишком скучно, то нужно добавить научной фантастики, то слишком похоже на «Крепкий орешек», то сценаристы сами отказывались работать с режиссерами Мортоном и Янкель.

В результате историю, которая удовлетворила всех, написали Дик Клемент и Иэн ла Френе, авторы телешоу 1970-х и 1980-х. После этого в проект пригласили мировых звезд — Боба Хоскинса («Кто подставил кролика Роджера») на роль Марио и Денниса Хоппера («Беспечный ездок») на роль короля Боузера.

Но за несколько месяцев до старта съемок продюсеры Эбертс и Жоффе вдруг поняли, что история все-таки слишком мрачная. Втайне они наняли двух сценаристов и еще раз переписали сценарий. Когда Хоскинс, Хоппер и другие актеры приехали на съемки, они не узнали историю и захотели разорвать контракты. Тогда сценарий снова переписали.

Все менялось так быстро, что актеры решили не учить текст до выхода на площадку. Боб Хоскинс и исполнитель роли Луиджи Джон Легуизамо пили на протяжении всех съемок — из-за этого Легуизамо даже сломал палец Бобу во время одного из трюков. Именно поэтому Марио весь фильм ходит с гипсом на пальце. А Хопперу так надоел непрофессионализм коллег, что однажды он три часа подряд кричал на продюсеров и режиссеров. Другие актеры отказывались играть по сценарию и импровизировали в кадре.

Режиссеры тоже вели себя странно: давали команде противоречивые указания, постоянно отменяли их и выдавали новые. Из-за этого никто ничего не успевал. Был случай, когда Рокки Мортон выплеснул на статиста горячий кофе, потому что тот «не был достаточно грязным». В другой раз у каскадера загорелись штаны, а еще на площадке чуть не погиб электрик, взявшись за рычаг под напряжением.

В конце концов съемки выбились из графика, а бюджет раздулся до диких для 1992 года 48 миллионов долларов. Для сравнения: примерно столько же стоили легендарные картины «Инопланетянин» Стивена Спилберга (50 миллионов долларов), «Джуманджи» с Робином Уильямсом (65 миллионов долларов), «Форрест Гамп» Роберта Земекиса (55 миллионов долларов). 

«Супербратья Марио» вышли на экраны в 1993 году — и провалились в прокате, собрав лишь 40 миллионов долларов и получив всего 29% положительных рецензий. 

Трейлер фильма «Супербратья Марио»
Rotten Tomatoes Classic Trailers

Nintendo и создатель Марио Сигэру Миямото 30 лет готовились ко второй попытке экранизировать игру. В 2014-м хакеры слили переписку руководителей студии Sony Pictures и Nintendo — среди украденных писем нашлись планы нового фильма «Братьев Марио». Сделка двух корпораций не состоялась из-за конфликта интересов: подразделение Sony Interactive Entertainment, которое занимается разработкой игр, — прямой конкурент Nintendo.

В итоге за экранизацию взялось Illumination — анимационное подразделение Universal, до этого построившее вместе с Nintendo парк аттракционов по мотивам игр корпорации Super Nintendo World в Осаке. 

Но и в этот раз не обошлось без конфликтов. Так, продюсеры заставили Чарли Дэя переозвучить Луиджи, потому что, по их мнению, он перестарался, изображая итальянский акцент. А из-за того, что Марио говорит голосом не итальянца, а американца Криса Пратта, на создателей мультфильма обиделись фанаты игры. Актер отнесся к этому с пониманием: «Это саундтрек к вашей юности. Вы не хотите, чтобы кто-то пришел и цинично уничтожил его ради денег. Я полностью понимаю это».

Что еще посмотреть, если хочется мультфильмов

«Кот в сапогах 2» — продолжение мультфильма 12-летней давности в духе нашего времени Кот, промотавший восемь жизней из девяти, ищет себя вместе с псом-психотерапевтом

Что еще посмотреть, если хочется мультфильмов

«Кот в сапогах 2» — продолжение мультфильма 12-летней давности в духе нашего времени Кот, промотавший восемь жизней из девяти, ищет себя вместе с псом-психотерапевтом

Александр Тремасов

«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!

Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!