Первый «Оскар» Украины и триумф «Оппенгеймера» Антон Долин — о том, как прошло вручение кинопремии (без сюрпризов, но эффектно, как хороший голливудский фильм)
В Лос-Анджелесе в 96-й раз вручили премию Американской киноакадемии. Академики впервые наградили фильм из Украины: «20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова признали лучшей документальной картиной. Больше всего статуэток — семь — получил «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую работу актера. Традиционное мемориальное видео, где вспоминают умерших за год кинематографистов, началось с цитаты Алексея Навального — он был протагонистом документальной картины, победившей в 2023 году. Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему прошедшая без сюрпризов 96-я церемония «Оскара» напоминала голливудский фильм — эффектный и уравновешенный.
Большинству 2024-й запомнится как год «Оппенгеймера» — наконец-то Кристофер Нолан, которого многомиллионная армия поклонников давно возвела в ранг гения, получил заслуженные «Оскары» за режиссуру и лучший фильм года. Но для многих эта церемония — та, на которой свой первый «Оскар» получила Украина. Автор лучшего по версии академиков документального фильма «20 дней в Мариуполе» Мстислав Чернов начал речь с пронзительного заявления: «В отличие от большинства режиссеров я предпочел бы, чтобы этого фильма не было».
Победа «Оппенгеймера» в семи важнейших номинациях — кроме упомянутых, это монтаж, операторская работа, музыка и две актерские статуэтки для Киллиана Мерфи и Роберта Дауни-младшего, оба отмечены впервые — никого не удивила. Дауни поблагодарил «свое ужасное детство и Академию», Мерфи посвятил свой приз «миротворцам всего мира». Грозное ощущение новой мировой войны в воздухе и обострившаяся проблема персональной ответственности за глобальные катаклизмы сделали картину Нолана, и без того самую форматную в его карьере с точки зрения премий, идеальным лауреатом. Тем более неудивительна заслуженная победа Чернова и его команды. Финал его речи можно отнести ко многим фильмам, включая того же «Оппенгеймера»: «Кинематограф создает память, а память создает историю».
Американскую киноакадемию любят ругать за предсказуемость (хотя победы «CODA» и «Всё, везде и сразу» в предыдущие годы поубавили критики). На сей раз сюрпризов практически не было. Но это сгладила на удивление гармоничная и динамичная церемония, с превосходным тактом и юмором проведенная Джимми Киммелом; кульминацией его конферанса был зачитанный со сцены под хохот зала разгневанный твит Дональда Трампа.
С натяжкой можно признать неожиданной победу Эммы Стоун, уже вторую в ее биографии, в главной актерской номинации. Все-таки «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе — очень значительный фильм, художественно и концептуально, так что многие ждали триумфа Лили Глэдстоун, которая не только великолепно исполнила центральную роль, но и стала первой коренной американкой, номинированной на «Оскар».
Однако «Убийцы…» остались вовсе без наград. Такова в последние годы участь любых, сколь угодно выдающихся фильмов «живых классиков» — год назад эта судьба настигла Стивена Спилберга с его «Фабельманами». А Стоун — очевидно растерявшаяся на сцене и не готовившая речь — умножила впечатляющие результаты «Бедных-несчастных». Феминистская комедия Йоргоса Лантимоса получила по совокупности четыре статуэтки, три остальные — за роскошное и изобретательное оформление: художнику-постановщику, художнику по костюмам и художнику по гриму. Для настолько хулиганского и по всем статьям европейского фильма — нешуточное достижение. Дополнительный аттракцион — лопнувшая на спине Эммы Стоун молния от платья. Очевидное смущение актрисы из-за этого пустячного казуса пикантно контрастировало с предельной откровенностью в самом деле незаурядной роли, за которую ее отметили.
Кстати, был на сцене и совершенно голый мужчина. В память о скандальном инциденте с обнаженным фотографом на сцене «Оскара» ровно полвека назад Киммел и артист-рестлер Джон Сина разыграли милейшую интермедию, закончившуюся обертыванием застеснявшегося здоровяка в занавеску (он вручал премию за костюмы). Тему мужской хрупкости блестяще развил и довел до почти непристойного, в лучшем смысле слова, апогея Райан Гослинг, исполнивший хит из «Барби» «Iʼm just Ken» в эффектном розовом костюме со стразами; по признанию Эммы Стоун, именно во время этого номера у нее лопнула молния. Кстати, «Барби» — главный кассовый хит 2023 года — получила свою единственную статуэтку именно за песню, правда, за другую. Академия уже во второй раз наградила Билли Айлиш и ее брата Финнеаса, на этот раз за «What I was made for?».
Гламур и юмор не помешали политическому пафосу, достигшему пика во время встреченного овацией выступления Чернова. Британец Джонатан Глейзер, получивший «Оскара» за лучший международный фильм — немецкоязычную «Зону интересов» о коменданте Аушвица и его семье, — осудил со сцены любую дегуманизацию, уравняв преступления Хамас 7 октября и военную операцию Израиля в Газе. А традиционно душераздирающую нарезку с портретами ушедших за год из жизни кинематографистов открывал фрагмент из прошлогоднего победителя документальной номинации — фильма «Навальный», где его герой отвечает на вопрос о том, что делать в случае его смерти: не сдаваться. «Все, что нужно для торжества зла, это бездействие добрых людей», — этой цитатой Навального начинался мартиролог. Очевидно, американские кинематографисты принимают эти слова близко к сердцу, видя в своем ремесле действенный способ улучшения мира.
Из других ярких моментов церемонии: темпераментное выступление музыкантов племени осейджей с народной песней из «Убийц цветочной луны», слезы Давайн Джой Рэндольф («Оставленные») при получении премии за роль второго плана, остроумная реприза Эмили Блант и Райана Гослинга на тему «Барбенгеймера», трогательное явление седых «близнецов» — Арнольда Шварценеггера и Дэнни де Вито, детский восторг японской команды, награжденной за визуальные эффекты к «Годзилле минус один». Искренней и непосредственной была реакция победителей в сценарной категории — в обоих случаях их фильмы больше ничего не получили: за оригинальную драматургию отметили Жюстин Трие с Артуром Арари («Анатомия падения»), за адаптацию — Корда Джефферсона («Американское чтиво»).
Замечательно новое решение с вручением актерских призов. Теперь на сцену выходит не один, как раньше, а пятеро лауреатов прошлых лет, читающих перед объявлением имени победителя маленькие оды всем номинантам, чтобы скрасить четверым проигравшим горечь поражения. Обиженным в результате не выглядел никто из артистов.
В целом вручение 2024 года было уравновешенным и эффектным, как качественный голливудский фильм. Разумеется, довольными остались не все: с каменным лицом аплодировал победителям Мартин Скорсезе, все более натянутой казалась улыбка Брэдли Купера, чей «Маэстро» также остался без наград. Что ж, в конце концов, это всего лишь призы, на качество фильмов их распределение никак не влияет. Кажется, именно это хотели сообщить аудитории Хаяо Миядзаки и Уэс Андерсон, получившие «Оскар» за, соответственно, лучшую анимацию («Мальчик и птица») и лучший короткий метр («Чудесная история Генри Шугара»), но попросту не явившиеся за своими статуэтками.