А помните, был такой «Довод»? Вот и Киноакадемия вспоминает с трудом Объявлены номинанты на «Оскар». В списке много независимого кино и почти нет блокбастеров
Американская киноакадемия объявила номинантов на премию «Оскар». За главную награду — «Оскар» за лучший фильм — будут бороться фильмы «Земля кочевников», «Манк», «Суд над чикагской семеркой», «Минари», «Девушка, подающая надежды», «Отец», «Звук металла» и «Иуда и черный мессия». Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» не попал в список номинантов в категории «Лучший иностранный фильм»; нет номинации и у Виктора Косаковского с документальным фильмом «Гунда». Церемония вручения пройдет 25 апреля. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает о том, как распределились номинации в этом году.
Отсчет начался. Перенесенная с конца февраля на конец апреля из-за продолжающейся пандемии церемония вручения главных американских кинопремий состоится чуть больше чем через месяц. И все это время критики, букмекеры и зрители будут пытаться угадать победителей в основных номинациях.
Для всех, кроме самих американцев, важнейшая категория — «Международный фильм». В финальный список попали пять картин. «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского среди них нет (можно долго объяснять почему, но базисный ответ прост: другие фильмы понравились академикам сильнее). Фора — у алкогольной трагикомедии «Еще по одной», хотя бы потому, что ее автор, датчанин Томас Винтерберг, также попал в основную режиссерскую номинацию.
Сильнейший из его конкурентов — сенсационный неигровой «Коллектив» румына Александра Нанэу о коррупции в сфере здравоохранения; он тоже попал в еще одну категорию — документальную. Остальные три претендента — романтический мегахит азиатского проката из Гонконга «Лучшие дни» Дерека Цаня, тунисская парадоксальная драма о разлученных возлюбленных и современном искусстве «Человек, продавший свою кожу» Каутер Бен Ханьи, а также «Куда ты идешь, Аида?» боснийки Ясмилы Жбанич, правозащитная трагедия о резне в Сребренице.
В основной же номинации «Лучший фильм» — восемь картин, каждая из которых в теории может победить. Но это в теории. На практике очевидны (или пока так кажется) и самый перспективный из претендентов, «Земля кочевников» Хлои Чжао, и его главный конкурент, «Манк» Дэвида Финчера — который, впрочем, может оказаться главным проигравшим, подобно оставленному вовсе без статуэток год назад «Ирландцу» Мартина Скорсезе.
У «Земли кочевников» шесть номинаций в важнейших категориях: фильм, режиссура, сценарий, монтаж (во всех — сама Хлоя Чжао), операторская работа (ее муж Джошуа Джеймс Ричардс) и актриса (Фрэнсис Макдорманд). По шесть номинаций еще у пяти конкурентов этого на сегодняшний день фаворита сезона премий: это «Отец» Флориана Зеллера, «Звук металла» Дариуса Мардера, «Иуда и черный мессия» Шаки Кинга, «Минари» Ли Айзека Чуна и «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина. У «Девушки, подающей надежды» Эмиральд Феннел пять номинаций. Но каждому из них для победы не хватает чего-то важного.
«Отец», «Звук металла», «Иуда и черный мессия» и даже — что удивительно — «Суд над чикагской семеркой» не попали в номинацию «режиссура». Пусть это и не отнимает у них вовсе шансов на победу, но заметно их снижает. За Соркина, давно пользующегося статусом живого классика, в отличие от остальных постановщиков — молодых и малоизвестных, — особенно обидно: все-таки академики продолжают в нем видеть прежде всего драматурга. «Минари» о корейских мигрантах в США отмечен в режиссерской категории, но Ли Айзек Чун явно уступает в таланте и харизме Хлое Чжао и Дэвиду Финчеру (да и прошлогоднему победителю из Кореи Пон Чжун Хо). Что до Эмиральд Феннел, то ее феминистский триллер вызвал слишком много дебатов, что ослабляет его позиции перед практически абсолютным консенсусом в связи с умиротворяющей «Землей кочевников».
«Манк» Финчера — лидер по количеству номинаций (их десять), что и неудивительно. На фоне скромных и чаще всего независимых картин его фильм оказался воплощением всего великолепия, боли и славы Голливуда, как золотого века, так и нынешнего. Это может оказаться и основной его проблемой. Кинематограф и зритель ищут созвучий с сегодняшней ситуацией, а вечные вопросы Финчера на этом фоне могут показаться несвоевременными и даже несущественными. Несомненно, дурной знак — то, что собственно сценарий «Манка», написанный отцом режиссера, покойным Джеком Финчером, о судьбе сценариста Германа Манкевича (и завершающийся, напомним, его триумфом на «Оскарах»), номинацией не отмечен. Из этого, конечно, не следует, что «Манк» пролетит мимо наград: как минимум у Аманды Сайфред вполне реальные шансы получить статуэтку за изумительную роль Мэрион Дэвис. Да и вообще нелишне вспомнить историческую любовь Американской академии к «кино про кино», что дает «Манку» некоторую надежду на призы.
В целом же основной пул претендентов в номинации «Лучший фильм года» выглядит как никогда разнообразно и свежо. В нем не пропущен никто из ярких фигурантов кинопроката минувшего сезона и нет тех, кого можно было бы счесть свадебными генералами. Большинство авторов — начинающие режиссеры из сегмента независимого малобюджетного кино. В их числе француз, китаянка, афроамериканец, американский кореец; двое из номинантов — женщины, двое — дебютанты, ни один ни разу не получал «Оскар» в главной категории. Две женщины в режиссерской номинации тоже неслыханное событие.
Судьба «Оскара» за лучшую мужскую роль кажется предопределенной. Невзирая на мощные работы Гэри Олдмана и Энтони Хопкинса, а также более молодых Риза Ахмеда и Стивена Ёна, все в один голос предсказывают посмертную статуэтку Чедвику Боузману. Тем более что роль в «Ма Рейни: Мать блюза» действительно из числа лучших в его карьере. С женской ролью интереснее. Любимица Академии Фрэнсис Макдорманд, превзошедшая себя в «Земле кочевников», вполне может получить статуэтку в третий раз, высоки и шансы Кэри Маллиган, сыгравшей в «Девушке, подающей надежды». Однако и Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»), и Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холлидэй»), и Ванесса Кирби («Фрагменты женщины») — сильные претендентки.
Не похоже, что «Оскар» 2021 года, подводя итоги кризисного сезона, позволит себе какие-то радикальные сюрпризы или скандалы. Во всяком случае, номинации ничем не удивляют, если вас не шокирует дважды представленный к награде «Борат-2» (в категориях «сценарий» и «актриса второго плана» за работу Марии Бакаловой). У единственного заметного блокбастера прошлого года «Довод» только два упоминания (художник-постановщик и визуальные эффекты), две номинации, например, и у итальянского «Пиноккио» (костюмы, грим и прически).
Как и в случае «Золотых глобусов», состязаться сам с собой будет композиторский тандем Трента Резнора и Аттикуса Росса («Душа» и «Манк», победит, скорее всего, «Душа»). То же самое со студией Pixar: конкурировать будут «Вперед» и та же «Душа», которая, вероятнее всего, опять выйдет в лидеры. Хотя уже из чистой вредности, чтобы не было так скучно, болеть хочется за аутсайдеров — например, «Легенду о волках» или «Барашка Шона».