О чем снимают в России, когда о главном говорить запрещено? О тайге, такси и сектах Шесть фильмов для тех, кто очень соскучился по российскому кино
За полтора года, что идет полномасштабная российско-украинская война, киноиндустрия в России ощутимо изменилась. Теперь субсидии Минкульта получают только фильмы о «деградации Европы» и «героизме российских воинов» в Украине. А в кинотеатрах показывают такие отечественные новинки, как «Свидетель» — о «зверских преступлениях киевского режима», которые разворачиваются на глазах у скрипача из Бельгии. Тем не менее в этой новой реальности российские режиссеры все еще пытаются снимать качественное кино (избегая при этом острых углов). «Медуза» рассказывает о шести таких фильмах.
Бешенство
Режиссер Дмитрий Дьяченко. Смотреть на Okko, more.tv и Wink
Таежная хоррор-драма, которую едва ли кто ждал от Дмитрия Дьяченко, режиссера «Чебурашки», «Последнего богатыря» и «О чем говорят мужчины». Суровый отец (Алексей Серебряков) силой заставляет наркозависимого сына (Всеволод Володин) перетерпеть ломку в родной алтайской избушке. Тот отчаянно протестует, но бежать ему некуда: деревню окружили больные бешенством звери. От злых волков и медведей отцу и сыну приходится отбиваться вместе с егерем (Александр Устюгов) и участковым (Евгений Ткачук).
«Бешенство» начинается как драма о семейных отношениях и неторопливо превращается в хоррор о выживании. Тут можно вспомнить и вышедший в 2013 году ремейк «Зловещих мертвецов», в котором главной героине пришлось переживать ломку в хижине в лесу во время атаки демонов, и «Выжившего» со «Схваткой», где Леонардо Ди Каприо и Лиам Нисон соответственно отбивались от хищников.
В России такое крепкое и неглупое жанровое кино — редкость. Авторы умело работают с понятными россиянам образами — строгим батей, глухими сибирскими деревнями, жадными ментами и бездушными представителями власти. А излишнюю сентиментальность фильма искупают достоверные детали быта и предельно убедительные актеры.
«Кентавр»
Режиссер Кирилл Кемниц. Смотреть в кинотеатрах
Проект Ильи Найшуллера («Никто», «Хардкор»), с которым реабилитировался VFX-продюсер и режиссер Кирилл Кемниц — его дебютная комедия «Zомби каникулы» с Юлией Волковой и Михаилом Ефремовым провалилась 10 лет назад.
Юра Борисов («Капитан Волконогов бежал») играет московского таксиста с инвалидностью — из-за травмы позвоночника он еле ходит. Однажды к нему в машину садится язвительная секс-работница Лиза (Анастасия Талызина) и просит повозить ее по клиентам в течение ночи. При этом в столице объявился маньяк, которого ищет ушлый полицейский в исполнении Сергея Гилева. А таксист какой-то подозрительный: то ли он Коля и получил травму во время гонок, то ли он Саша и его зацепило осколком на службе по контракту (когда все происходит, никак не уточняется). Впрочем, все герои здесь — перевертыши.
Кирилл Кемниц талантливо копирует авторские голливудские боевики и триллеры. Тут всего понемногу: и «Соучастник» Майкла Манна, и «Малыш на драйве» Эдгара Райта, и «Драйв» Николаса Виндинга Рефна. В финале же вообще начинается кровожадный гротеск в духе «Города грехов» — не хватает только Желтого ублюдка. Хотя московскому неонуару не хватает оригинального твиста и осмысленного социального подтекста, он все же подкупает актерской энергией, остроумными диалогами и напряженной атмосферой.
«Айта»
Режиссер Степан Бурнашев. Смотреть на Premier и Wink
Куда более самобытным вышел детективный триллер Степана Бурнашева, главного хоррормейкера якутского кинематографа («Республика Z», «Черный снег»). Старшеклассница Айта (Айталыына Яковлева) умирает в больнице после попытки суицида. В кармане ее куртки находят записку «Ненавижу тебя, Афоня». Афоней зовут полицейского-простачка (Андрей Фомин), единственного русского в деревне, который как раз подвозил девушку до дома в день, когда она попыталась покончить с собой. Начальник отдела полиции Николай (Иннокентий Луковцев) запирает коллегу в камере, пока горюющий отец Айты собирает мужиков, чтобы штурмовать участок и вершить самосуд над чужаком.
Минималистичный фильм, снятый за четыре миллиона рублей, стал самой кассовой якутской лентой. Региональный колорит здесь играет не последнюю роль, но по большому счету эта жанровая история будет понятна повсюду.
Визуально «Айта» напоминает о непрекращающихся дождях в «Семи» Дэвида Финчера, эмоционально — о несправедливом самосуде в «Пленницах» Дени Вильнева, сюжетно — о «Майоре» Юрия Быкова, где несчастный отец также штурмовал участок, не доверяя милиции. Впрочем, в отличие от последнего, Бурнашев пытается помирить своих героев, продолжая советскую традицию дидактичных кинофиналов.
В первоначальной версии текста говорилось, что «Айта» сюжетом напоминает фильм Юрия Быкова «Дурак». Это неверно. Просим прощения у читателей и создателей фильмов.
«Снегирь»
Режиссер Борис Хлебников. Смотреть на Okko и Kion
Создатели «Аритмии» режиссер Борис Хлебников и сценаристка Наталия Мещанинова экранизировали производственный роман Георгия Владимова «Три минуты молчания», оставив от первоисточника основную мысль — про неспособность осознанно жить. Два студента морского училища приходят на практику на рыболовецкий траулер, где их ждут испытания суровой природой и суровым коллективом.
«Снегирь» позиционировался как фильм-катастрофа о бывалых моряках, попавших в шторм, но эффектной буре отведена финальная треть картины. История взросления, которую обещает завязка, тоже оказывается обманчивой. В финале становится понятно, что Хлебников с Мещаниновой рассказывают притчу о конфликте поколений и будничности насилия в мужских коллективах — причем о втором авторы рассуждают с помощью шуток. У Хлебникова, который всегда исследовал рабочие профессии и русский менталитет, это самый безнадежный фильм. Малосимпатичные и жестокие герои «Снегиря» не умеют рефлексировать и вести себя по-человечески, но в случае чего готовы искупить свое безразличие подвигом.
«Волны»
Режиссер Михаил Брашинский. Смотреть на «Кинопоиске», Premier и Wink
Бывший кинокритик и автор зомби-хоррора «Шопинг-тур» Михаил Брашинский вернулся в режиссуру с тихим фильмом про секту, чувство вины и переживания горя.
После самоубийства жены потерянный Олег (Владислав Абашин, любимец Юрия Быкова), прихватив в электричке чужой рюкзак, отправляется в лес. Там он разводит костер с помощью найденных в сумке тампонов и мастерит охотничью рогатку из презерватива и веток. А вскоре набредает на дом, где живут члены зловещего культа, которые пытаются настроиться на некие энергетические волны, чтобы обрести бессмертие. Правда, по напряженным лицам сектантов понятно, что их разговоры о внутренней гармонии — наглый самообман. В тоталитарном обществе никто не знает, как жить, но все только делают вид.
По атмосфере этот философский сайфай напоминает замороченное американское инди вроде «Безопасность не гарантируется» или «Паранормальное», но с гуманистическими интонациями советской фантастики.
«Поехавшая»
Режиссер Антон Маслов. Смотреть на Okko, Premier, Start и Wink
Комедийный фильм-путешествие, основанный на реальных приключениях эсэмэмщицы и блогера Анны Смолиной, которая, прихватив пожилую таксу, отправилась на велосипеде из Москвы в Магадан (в основу фильма легла ее книга «А чего дома сидеть?»). Главная удача картины Антона Маслова («Вампиры средней полосы») — главная героиня в исполнении Ольги Лерман («Белый снег»). Она замучена бессмысленной работой, несчастна в личной жизни и празднует тридцатилетие в компании незнакомого курьера из Средней Азии в ресторане неподалеку от Москва-Сити. По вечерам Аня представляет, как умирает в одиночестве, а в частых и смешных галлюцинациях к ней является осуждающая мама (Елена Яковлева), с которой и нужно помириться в Магадане.
Язвительная, трогательная и потерянная Смолина — редкая «живая» миллениалка в российском кино. Увы, сценаристы (их тут пять!) придумали точные поколенческие шутки и занятную географию поездки, но не достойный героини финал: путь к себе заканчивается романтическим хеппи-эндом. Впрочем, эта картина — хороший вариант, если вам просто хочется отвлечься.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!