Перейти к материалам
истории

«Последний богатырь: Посланник тьмы»: Кощей и Баба-яга в Москва-Сити Третья часть веселой российской сказки выходит к Новому году

Источник: Meduza
Walt Disney Studios

23 декабря в российских кинотеатрах выходит продолжение сказочной серии «Последний богатырь: Посланник тьмы» режиссера Дмитрия Дьяченко. Действие этого фильма переносится в собянинскую Москву: Избушка бегает по городу, а водяной проявляет интерес к жительницам столицы. Кинокритик Антон Долин рассказывает, какой получилась третья часть невероятно успешной российской франшизы.

Это было неизбежно. Сверхуспешный сказочный блокбастер производства студий Walt Disney и Yellow, Black and White, на какое-то время занявший первое место в списке самых кассовых российских фильмов, обязан был обрести продолжение, а затем и третью часть — по идее, последнюю в трилогии. Хотя кто знает, в таких случаях все обычно зависит не от сценарной логики, а от кассовых сборов. Приходится смириться, вне зависимости от вашего личного отношения к проекту, «Последний богатырь» очень нравится публике. И он снова на экранах. 

Возможно, вы боялись каких-то изменений — или, наоборот, на них надеялись. Напрасно. «Последний богатырь: Посланник тьмы» — прямое продолжение предыдущей части, «Корня зла». Такое же хаотичное, бурное, суматошное, временами веселое, а местами сбивающее с толку колдовское варево из сомнительных кореньев и с непредсказуемым действием.

Один из ощутимых минусов — необходимость помнить все сюжетные повороты, мотивации, предыстории персонажей (в том числе данные в смутных двусмысленных флешбэках). Авторы «Последнего богатыря» — а тут опять целое полчище продюсеров и сценаристов — ставят амбициозную задачу создать цельную, непротиворечивую вселенную двоемирья между современной Россией и мифическим Белогорьем, по аналогии с космогонией Marvel, но справляются с этим не в пример хуже. Многие второстепенные сюжетные линии подвисают, так и не получив развития, на других приходится застрять слишком уж надолго, интрига то катится себе колобком, то вдруг падает в какую-то черную дыру — а ведь в третьей части это еще и усложняется временными петлями, требующими от зрителя держать в уме и давнее прошлое, и альтернативную версию развития событий.  

Walt Disney Studios
Walt Disney Studios
Walt Disney Studios

Сюжет при этом строится на простейшей завязке, позаимствованной из «Руслана и Людмилы». Иван и Василиса (все те же молодые-удалые Виктор Хориняк и Мила Сивацкая) готовятся к шумной свадьбе, но накануне торжества невесту похищает злая сила. В качестве таковой выступает одна из самых сомнительных и наименее страшных антагонисток нового русского кино, колдунья Галина (Елена Валюшкина). Преследуя воровку, которой ассистирует загадочный Темный Воин, подозрительно похожий на Черного рыцаря из артурианы Monty Python, Иван и все его друзья — Кощей, Баба-яга, Светозар, Водяной и Колобок — наконец-то оказываются в современной России.

Если действие практически всего «Корня тьмы» разворачивалось в Белогорье, то третий фильм — настоящая ода похорошевшей Москве. Впрочем, пропетая не без иронии. География столицы представлена в фильме не слишком убедительно — нарисовать на воображаемой карте маршрут погони Избушки-на-курьих-ножках за коварной ведьмой не сможет даже изобретательный навигатор, — зато найдется место и стенам древним Кремля, и конструктивизму, и сталинским высоткам, и лужковско-собянинскому новоделу. В целом репутация «большой деревни» подкреплена вполне веско. 

Если не вникать в перипетии сложных отношений между Иваном, его родителями и невестой, то «Посланник тьмы» превращается в довольно милый и ни на что не претендующий набор скетчей в знакомом еще по советским киносказкам жанре «сказочная нечисть в современном мире» (ее непревзойденным шедевром навек останется серия мультфильмов о домовенке Кузе). Колобок попробует освободить из неволи футбольный мяч, Баба-яга разожжет костерок на газовой плите, Кощей предсказуемо станет мрачным готическим байкером, а Водяной, ненадолго обретя человеческий облик (приятно посмотреть на Сергея Бурунова наконец-то без склизких зеленых присосок), начнет интересоваться столичными барышнями.

Отдельная пара сюжетов связана со фольклорными персонажами, поселившимися в Москве: несмелый намек на социальную критику (оказывается, «Почту России» захватили кикиморы, ворующие у людей время!) и веселая апологетика Филиппа Киркорова, который сыграл прописавшуюся в Барвихе Жар-Птицу. Поп-звезда со своей ролью справляется отлично, традиционно великолепны Елена Яковлева (Баба-яга), Тимофей Трибунцев (Светозар) и особенно Константин Лавроненко, для которого роль Кощея, кажется, стала лучшей со времен его брутальных молчунов из драм Андрея Звягинцева. 

Disney Россия

«Посланнику тьмы» есть за что попенять, особенно на фоне больших голливудских франшиз, в которых спецэффекты лучше, сценаристы ловчее, актеры пластичнее (но и бюджет, и сборы несравнимо больше).

Однако не хочется ударяться в критику, по сути, непритязательной картины, следующей по прямой несколько дубоватым, но любимым с детства картинам советских сказочников Роу и Птушко. По меньшей мере «Последний богатырь» начисто лишен идеологически-пропагандистской прошивки, он не учит нас отбиваться от коварной заграницы и чтить хоть и несовершенного, но родного батюшку-царя (как это делают, например, анимационные «Три богатыря»).

Главными врагами Ивана по-прежнему остаются его самоуверенность, спесь и нарциссизм; с помощью верных друзей и близких (а вовсе не меча-кладенца, по большому счету бесполезного в этой серии) ему удастся с ними справиться. За такое можно простить многое — даже шутки Гарика Харламова из уст все еще жутковатого на вид Колобка.  

Антон Долин