Перейти к материалам
истории

Как формируются новые каноны военного кино в России и Украине? И как они отличаются? На «Радио Долин» — 12 фильмов, снятых по обе стороны границы за последние восемь лет

Источник: Meduza

Новый выпуск «Радио Долин» посвящен военным фильмам, снятым в России и Украине за последние восемь лет — после аннексии Крыма и начала конфликта в Донбассе, спровоцированного Кремлем. Это детальный разговор о конкретных картинах и о том взгляде на войну, который они формировали (и продолжают формировать) у своих зрителей. 

Сейчас в это трудно поверить, но два десятилетия назад казалось, что жанр военного кино как таковой остался в советском прошлом и уже не вернется. Долгое время попытки снять в России большие картины про войну не находили понимания у широкой публики (речь о «Брестской крепости», «Утомленных солнцем 2»). Но в 2013 году прогремел «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука и продюсера Александра Роднянского — первый в современной истории блокбастер о Великой Отечественной. А масштабная «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого стала последней крупной российско-украинской копродукцией (фильм с успехом показывали в обеих странах) и вышла в 2015-м, на следующий год после незаконной аннексии Крыма и начала боевых действий в Донбассе. 

Разбираем 12 фильмов о войне, снятых в РФ и Украине после 2014 года
Радио Долин

После этого рубежа все изменилось. В России сформировался жанр «военно-патриотического блокбастера», в котором по сей день снимается один фильм за другим. Некоторые из них («28 панфиловцев», «Т-34») имеют даже заметный успех в прокате. Все эти картины объединяет разговор о войне как «священном долге», патетика, тема самопожертвования, а также большой бюджет и впечатляющие спецэффекты.

Украинские режиссеры с 2014 года начали исследовать через призму кинематографа не мифологизированную Великую Отечественную, а нынешнюю войну, которую в России стараются не замечать. «Донбасс», «Атлантида», «Плохие дороги», «Видение бабочки» — это фильмы о травме, боли, сопротивлении. О том, как война меняет поведение человека, его этические ориентиры и взгляд на себя. 

Россия в кинематографе о войне последних лет обращается к прошлому, Украина анализирует настоящее и задумывается о будущем. 

больше о новейшем украинском кино (не только военном)