В Лос-Анджелесе объявили претендентов на награды Американской киноакадемии. Грета Гервиг, снявшая прокатный хит «Барби», осталась без режиссерской номинации, как и исполнительница главной роли в фильме — Марго Робби. Не отметила академия и работу Леонардо Ди Каприо, сыгравшего центрального персонажа в фильме «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе. Лидер по числу номинаций — «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, его главный соперник — фильм «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Кинокритик Антон Долин — о том, чего ждать от награждения этого года.
Динамичное и жизнерадостное объявление оскаровских номинаций 2024 года молодыми актерами Зази Битц («Атланта») и Джеком Куэйдом («Оппенгеймер») в общих чертах подтвердило заявленные другими премиями и фестивалями тенденции сезона.
Лидером по числу упоминаний стал «Оппенгеймер» Кристофера Нолана, только что победивший в категории «Лучшая драма» на «Золотом глобусе». У него 13 номинаций, включая все основные: фильм, режиссура, сценарий, актерские работы (Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Роберт Дауни — младший). Остается повторить многократно сказанное: эта мрачная и монументальная картина, ставшая самым коммерчески успешным байопиком всех времен, пугающе точно выражает дух тревожного военного времени. Это первый фильм Нолана, который «форматно» идеально подходит для респектабельных «Оскаров», но нет никаких гарантий, что картина соберет все награды. Не будем забывать, что в прошлом году лучшим фильмом стал хулиганский «Все везде и сразу», обошедший куда более оскаровские драмы — «Банши Инишерина» и «Фабельманы».
Эти же соображения позволяют усомниться в возможной победе «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе, получивших десять солидных номинаций. Как бы ни был концептуально важен этот монументальный исторический фильм о геноциде коренного населения Америки, пожилые режиссеры и консервативные обстоятельные картины перестали выигрывать на «Оскарах». Настораживает и то, что исполнивший главную роль Леонардо Ди Каприо даже не номинирован. Зато у Лили Глэдстоун — первой коренной американки, получившей актерскую номинацию, — шансы очень высокие, хоть и конкуренция основательная: Эмма Стоун из «Бедных-несчастных» и Сандра Хюллер из «Анатомии падения».
Сам же Скорсезе вошел в число оскаровских рекордсменов еще до раздачи наград. Он стал лидером по числу режиссерских номинаций среди живущих — их у него десять, — обогнав Стивена Спилберга (до рекорда покойного Уильяма Уайлера с его 12 номинациями еще далеко).
Paramount Pictures
В режиссерскую номинацию не попала Грета Гервиг — и это своего рода сенсация. У «Барби» солидные, но не поражающие воображение восемь номинаций, включая «адаптированный сценарий» (остается не вполне ясным, что адаптировали Гервиг с Ноа Баумбахом — разве что детские игры без авторства). Когда-то «Оскар» критиковали за включение Гервиг в число претендентов на режиссерскую статуэтку за «Леди Берд» — сейчас академию разнесут за пренебрежительное отношение к главному феминистскому блокбастеру нового времени.
Еще более удивительно отсутствие Марго Робби в актерской категории (Райан Гослинг за роль второго плана номинацию получил). Возможно, академики сочли фильм Гервиг чрезмерно коммерческим или инфантильным — впрочем, в точности сформулировать мотивы коллективного бессознательного при голосовании нескольких тысяч человек никто не может.
За женскую субъектность и эмансипацию в оскаровском раскладе будет отвечать другой фильм — несравнимо более новаторские и эпатажные «Бедные-несчастные» Йоргоса Лантимоса. Они собрали больше номинаций, чем «Убийцы цветочной луны», и только чуть уступают «Оппенгеймеру». 11 упоминаний для предельно смелой и насквозь европейской картины — это настолько солидно, что позволяет надеяться не только на заслуженную статуэтку для Эммы Стоун (и разнообразные «оформительские» призы), но и на победу. Хотя «Оппенгеймер» — соперник более чем серьезный. Для Лантимоса это беспрецедентный успех.
В целом же противостояние повторяет двойную победу именно этих картин в двух разных категориях — «драматической» и «комедийной» — на «Золотых глобусах».
Европа вообще заметно потеснила США на этих «Оскарах» (уместно вспомнить и то, что Нолан вообще-то наполовину британец). В числе основных претендентов на приз за фильм года — «Анатомия падения» француженки Жюстин Трие и немецкоязычная драма британца Джонатана Глейзера «Зона интересов»; у обоих по пять номинаций, включая режиссерские и сценарные. Таким образом, «Оскар» впервые за долгие годы включил в число фаворитов победителей двух самых престижных европейских фестивалей — Канн (там первый приз взяла Трие, второй — Глейзер) и Венеции (ее выиграл Лантимос).
На этом фоне не слишком убедительно выглядят и «Американское чтиво» Корда Джефферсона, и «Оставленные» Александра Пейна (также по пять упоминаний у каждого, но без персональной режиссерской номинации), и даже шансы нарядного и эффектного «Маэстро» Брэдли Купера вызывают сомнение: у него семь упоминаний, но не в режиссерской категории.
Среди полнометражных мультфильмов основное противостояние развернется между великолепным «Мальчиком и птицей» Хаяо Миядзаки и куда более американским (но уступающим первой части той же франшизы) «Человеком-пауком: Паутиной вселенных». В международной категории есть основания делать ставку на победу «Зоны интересов», но приятно отметить попавших в список Вима Вендерса с «Идеальными днями» и Маттео Гарроне с «Я, капитан».
Что до документального конкурса, в нем справедливо было бы отметить «Двадцать дней в Мариуполе» украинца Мстислава Чернова — строгую, честную и шокирующую драму о вторжении России в Украину, снятую профессиональными репортерами.
The Zone of Interest | Official Trailer 2 HD | A24
A24
Из остальных нюансов: приятно видеть в списке номинантов японскую «Годзиллу минус один» и третьих «Стражей Галактики» (оба выдвинуты за визуальные эффекты) и чуть грустно, что вовсе без упоминаний остался «Солтберн» Эмиральд Феннел. С другой стороны, удовлетворить всех кинематографистов и их болельщиков премия «Оскар» не смогла ни разу за свою почти столетнюю историю — и, кажется, особо к этому не стремилась.
Церемония награждения пройдет 10 марта. Ее проведет знаменитый американский комик Джимми Киммел.
Как выбирают номинантов на «Оскар»?
Голосуют члены Академии кинематографических искусств и наук — в ней больше шести тысяч участников. Номинантов в профильной категории выбирают члены профессиональной гильдии: актеры выбирают актеров, режиссеры — режиссеров и так далее. За претендентов в категории «Лучший фильм» голосуют все члены академии.