«Человек-паук: Паутина вселенных» — изобретательный сиквел революционного мультфильма Аттракционов стало еще больше, но сюжет стремительно приближается к подростковому ромкому
В мировой прокат вышла анимационная картина «Человек-паук: Паутина вселенных» — продолжение первой части «Через вселенные». В новом фильме подросток-супергерой Майлз Моралес и его подруга Гвен Стейси отправляются в путешествие по мультивселенным и встречают еще нескольких Человек-пауков. Визуально этот фильм еще более насыщенный, чем предыдущий, но сюжетные повороты в этот раз не такие уж смелые. Кинокритик Антон Долин рассказывает о премьере.
Пять лет назад полнометражный мультфильм «Человек-паук: Через вселенные» перевернул жанр кинокомикса, получил «Оскар» (плюс множество других призов) и доказал, что внутри голливудской системы еще возможно создать новаторское, по-настоящему неординарное произведение. Самый растащенный на клише супергерой, Человек-паук обрел новое дыхание, переродившись в обличье подростка Майлза Моралеса, а заодно десятка его двойников из параллельных вселенных. Сама концепция мультиверса полностью преобразила жанр, а год назад шагнула за пределы комиксов благодаря независимому хиту «Все везде и сразу».
Сиквел был неизбежен, к 2024-му готовится и третья часть. Видимо, столь же неминуемым было усложнение и без того многослойной и запутанной структуры (разработать и нарисовать несколько вселенных как-никак труднее, чем одну). Но не это главная проблема. «Человек-паук: Паутина вселенных» доказывает, что машина Голливуда способна переварить, адаптировать, присвоить и коммерциализировать самую прорывную концепцию. Это очень качественный и классный мультфильм, но чувство свежести и нонконформизма — кстати, чрезвычайно важное для персонажа Человека-паука, архетипического подростка, бунтующего против взрослых, — утрачено.
Парадокс в том, что тема конфликта с родителями выходит здесь на первый план. В нарисованной акварельными красками вселенной Гвен Стейси (там она играет в рок-группе на ударных и зовется Гвен-паук, а Питер Паркер — не супергерой) противостоит своему печальному отцу. В мире Майлза, ярком и визуально тяготеющем к стрит-арту, он спорит с обоими своими родителями. При этом отцы Гвен и Майлза, живущие в разных вселенных, — полицейские. Будто сам персонаж-нонконформист внутри структуры фильма борется с уголовным кодексом мейнстримного кинематографа, не позволяющего слишком далеко заходить за флажки, если хочешь преуспеть.
На визуальном богатстве это почти не сказалось. Франшиза по-прежнему потрясает способностью перепрыгивать из одной эстетической системы координат в другую, часто шокирующе контрастную. Впечатляют столкновения персонажей, нарисованных буквально в разных техниках, — например, бой со Стервятником, залетевшим к Пауку из ренессансной вселенной и будто сошедшим с рисунков Леонардо или Микеланджело.
Акцентированная комиксовая графика, напоминающая картины Роя Лихтенштейна, отошла на второй план. Но совмещение в одном экранном пространстве двух десятков анимационных стилей, отражающее сложное устройство мультиверса — и жизни как таковой, — остается ноу-хау «Человека-паука» Фила Лорда и Кристофера Миллера, неизменных продюсеров и создателей мультфильма. Это похоже на прорывную креативность диснеевской «Фантазии» 1940 года. И одновременно утомляет виртуозной механистичностью. Иногда даже начинает казаться, что за холодным совершенством тасующихся образов и техник скрыта не талантливая команда, а некий антиутопический искусственный интеллект.
Если в первом мультфильме бурлящее разнообразие формы и содержания приводило на экран таких неординарных персонажей, как нуарный черно-белый Паук или нигилистический Свин-Паук, то во втором этот парад супергероев упорядочен и строго подчинен идеям представленности: пришедший из далекого будущего Паук-2099 мексиканец, Женщина-паук — беременная афроамериканка, повзрослевший белый Питер Паркер воспитывает дочь.
В какой-то момент к ним присоединяется самый привлекательный герой нового фильма — заглянувший из Великобритании Паук-Панк, не расстающийся с электрогитарой, — он будто сошел с обложки неизданного альбома Sex Pistols. Но задерживается ненадолго: ему явно претит «товарищеский» паучий суд над Майлзом, посмевшим нарушить иерархию и сломать принятый канон. Рокер сливается, и отныне тон задает Паук-2099, начисто лишенный чувства юмора и поэтому очень скучный. Его противоположность — самый неопасный и милый из злодеев, ученый-неудачник по прозвищу Пятно. Его тело лишено личных примет и состоит из сплошных пятен — своеобразных черных дыр, меняющих форму и ведущих в параллельные миры. Не персонаж, а ходячий тест Роршаха.
Столь прихотливому психологическому инструменту в структуре мультфильма тоже не место, недаром его так настойчиво пытаются изгнать. При всех многочисленных наворотах «Человек-паук: Паутина вселенных» построен на двух обескураживающе кондовых стержневых сюжетах. Первый — единоборство то одного Паука, то нескольких с суперзлодеями, которых в конечном счете побеждают не умением, так числом. Второй — драма взросления и попытки Майлза или Гвен оспорить авторитет старших, не только мамы с папой, но и более зрелых Пауков из соседних измерений. Еще есть едва намеченная, традиционно несмелая романтическая линия. Не случайно же двое равноправных героев — одинокие, не понятые родителями и социумом юноша и девушка. Юмора стало заметно меньше, зато уровень подросткового сентиментального драматизма повысился. Иногда «Паутина вселенных» интонационно начинает походить на «Сумерки».
Несомненно, решающую роль сыграла смена постановочной команды. Некоторые ключевые участники творческого процесса обеспечивают преемственность — кроме Лорда и Миллера, это британский композитор Дэниел Пембертон и актеры, озвучившие центральные роли: Шамик Мур (Майлз), Хейли Стайнфилд (Гвен), Джейк Джонсон (взрослый Питер). Но у фильма три новых режиссера — Жуаким Душ Сантуш (прежде работал над «Аватаром: Легендой об Аанге»), Кемп Пауэрс (сорежиссер «Души») и Джастин Томпсон (трудился как художник над «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» тех же Лорда и Миллера). Судя по всему, им поставили задачу превзойти достижения предыдущего фильма, и формально они справились, по дороге расплескав что-то очень важное.
Возможно, не окончательно. Все-таки «Паутина вселенных» обрывается на полуслове, впереди завершение трилогии — и шанс поработать над ошибками. А несомненная лояльность аудитории поможет в этом.