Перейти к материалам
истории

Что смотреть с детьми: «Инопланетянин», «Назад в будущее», «Терминатор-2» 10 голливудских научно-фантастических фильмов

Источник: Meduza
Ronald Grant Archive / Mary Evan

В рубрике «Домашний кинотеатр» «Медуза» рассказывает о том, что посмотреть дома во время карантина. Вместе с рекомендациями для взрослых раз в две недели мы будем публиковать списки для семейного просмотра — для детей и родителей, которые проводят эти дни вместе. Первые детские выпуски были посвящены классическим мультфильмам студии Disneyнеголливудской анимации из Европы и Японии, советским киносказкаммультфильмам Pixar и фэнтези. Этот — о голливудской научной фантастике, которую любят во всем мире не только дети.

Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда

1977 год

Fox InternationalROW

Силы Галактической империи — тоталитарного межпланетного объединения, правящего миром, — захватывают в плен принцессу Лею Органу, демократического политика и одну из руководительниц повстанцев. Та успевает послать с просьбой о помощи двух роботов, человекоподобного переводчика C-3PO и напоминающего пылесос астромеханика R2-D2. С их помощью молодой пилот с пустынной планеты Татуин Люк Скайуокер, объединившись со стареющим рыцарем-джедаем Оби-Ваном Кеноби, находит корабль контрабандистов Хана Соло и Чубакки (внешне напоминающего смесь медведя и обезьяны) — и отправляется на выручку. Вместе им предстоит бросить вызов темному лорду Империи — скрывающему лицо под зловещей маской Дарту Вейдеру — и уничтожить «Звезду смерти», способную взрывать целые планеты. 

Самая знаменитая и коммерчески успешная космическая опера в истории кино была придумана молодым Джорджем Лукасом, навсегда задавшим канон научной фантастики в кино. Погружая нас с ходу в центр неизвестной истории (первая серия «Звездных войн» сразу оказалась «четвертым» эпизодом), Лукас нанизывает на архетипическую интригу «пути героя» достижения современной науки, сказочную романтику, мифологические шаблоны. Пламенеющая эклектика «Звездных войн» совмещает влияние фэнтези с рыцарями и чудовищами, «Волшебника страны Оз», японских вестернов Куросавы. Добавьте к этому впечатляющие для своей эпохи спецэффекты, нескольких выдающихся актеров (прежде всего, сэра Алека Гиннесса в роли Кеноби и юного Харрисона Форда в роли Хана) и гениальную музыку Джона Уильямса и получите феноменальное кино. Ни наивная патетика, ни топорный юмор, ни устаревшие визуальные эффекты не способны лишить эту картину ее наглого обаяния, которое действует на зрителей по сей день.    

Чужой

1979 год

Киноклипы Хранилище

Космический буксир «Ностромо» по случайности вместо того, чтобы добраться до Солнечной системы, оказывается в неизвестной галактике. Причиной становится радиосигнал — просьба о помощи. Высадившись на планету, астронавты оказываются в инопланетном корабле, потерпевшем крушение, и находят странные объекты, напоминающие гигантские яйца. Из одного вырывается некое существо, которое присасывается к шлему участника экспедиции. Доставив его обратно на борт, земляне совершают непростительную ошибку. Теперь на «Ностромо» есть еще один пассажир — хищный, непобедимый, жадный, растущий не по дням, а по часам. Бросить ему вызов оказывается способной лишь бесстрашная лейтенант Рипли. 

Главный космический хоррор в истории кино так и остался непревзойденной вершиной жанра. Безупречно сбалансированная режиссура британца Ридли Скотта, выдающийся визуальный дизайн самого чудовища, разработанный швейцарским художником-визионером Хансом Руди Гигером, эталонная музыка Джерри Голдсмита; удивительный саспенс, способный сравниться разве что с лучшими триллерами Хичкока. Прекрасный актерский состав: впечатляют работы Иэна Холма и Джона Херта, но королева «Чужого» — 29-летняя Сигурни Уивер, для которой роль Рипли стала главной в карьере. К ней она возвращалась в трех сиквелах «Чужого», сделанных другими режиссерами.

Интрига «Чужого» кажется простой, но сам фильм — буквально бездонный материал для исследований культурологов и философов. Это настоящий феминистский манифест и одновременно фундаментальное высказывание о страхе «чужого», пронизывающем всю нашу цивилизацию. А также просто захватывающее зрелище. «Чужой» оказал влияние на бесчисленное количество научно-фантастических хорроров, включая такие шедевры, как «Хищник» и «Нечто». 

Внимание: этот фильм до сих пор способен испугать не на шутку, поэтому не рекомендуется зрителям моложе 13 лет. 

Инопланетянин

1982 год

Трейлеры к фильмам

Биологи с другой планеты тайно прибывают в Калифорнию для исследований, но атака земных спецагентов вынуждает их скрыться. В спешке они забывают одного из своих. Безоружный и беспомощный, он случайно встречается с десятилетним мальчиком Эллиотом. Тот, с помощью своих брата и сестры, решает помочь пришельцу — E.T. (то есть, «Extra-Terrestrial», дословно «инопланетянин») — вернуться домой. 

Как бы ни было сложно выбрать лучший из фильмов Стивена Спилберга —величайшего из живущих ныне голливудских режиссеров, по мнению многих, — «Инопланетянин» всегда будет в числе первых претендентов. Уже сняв революционные «Близкие контакты третьей степени», Спилберг на этот раз принял судьбоносное решение совместить детский взгляд с научно-фантастической интригой. Речь не только о взгляде Эллиота (изумительная роль Генри Томаса), но и о взгляде самого E.T., который имитирует камера Аллена Давио. «Инопланетянин» — гуманистический ответ Спилберга на многочисленные хорроры о жутких пришельцах. В его фильме опасность исходит не от существ с других планет, а от агрессивных и ограниченных землян. И только ребенок оказывается способным перешагнуть через страх и предрассудки.

Саундтрек Джона Уильямса можно считать одним из его шедевров, а сцена с Эллиотом и E.T., пролетающими на велосипеде мимо лунного диска, стала одной из самых знаменитых и цитируемых за всю историю кино. Скрытым мотивом «Инопланетянина» критики считают «еврейскую» тему отверженности, изгнанничества и одиночества, нашедшую позже отражение во «взрослых» фильмах Спилберга, таких как «Список Шиндлера». К научной фантастике с детской перспективы режиссер обращался еще не раз — в частности, в «Искусственном разуме» и «Войне миров». 

Дюна

1984 год

Michael Warren

В далеком будущем межпланетные перелеты осуществляет Гильдия навигаторов; совершать пространственные скачки позволяет вещество спайс, добываемое на пустынной планете Дюна. Схватка за природные ресурсы приводит к уничтожению дома Атрейдесов их соперниками — домом Харконненов. После расправы в живых остается юный наследник Атрейдесов — Пол. Спасаясь в пустыне, он становится членом племени фрименов и узнает секрет спайса. Дикие племена видят в герое мессию-освободителя Квисатц Хадераха, чье явление было предсказано священными книгами.

Сегодня этот фильм кажется архаичным, а местами даже смешным. А ведь продюсеры задумывали блокбастер, который должен был сместить с пьедестала «Звездные войны». «Дюну» ждал кассовый провал и разгромные рецензии. Не были довольны и фанаты романа Фрэнка Герберта, которые жаловались на измененные или сокращенные сюжетные линии. Самым же недовольным был режиссер — великий, но тогда малоизвестный широкой публике Дэвид Линч. Продюсеры не дали ему смонтировать фильм, как он хотел, и он отрекся от этой картины, считая ее главной неудачей в своей карьере.

Несмотря на все вышесказанное, причудливое обаяние этой религиозной сказки-эпоса с годами заметно усилилось. Визионерские спецэффекты поражают не техническим исполнением, а безудержной фантазией художников. Тема «Дюны» — потребность людей в обожествлении себе подобных, в изобретении религиозных фетишей и следовании им — стала лишь более актуальной. Некоторых персонажей фильма невозможно забыть: прежде всего, самого Пола, сыгранного юным Кайлом Маклокленом, будущим агентом Купером из «Твин Пикса», но и героев Патрика Стюарта, Брэда Дурифа и особенно Стинга. В 2020 году должна была выйти новейшая экранизация «Дюны», осуществленная Дени Вильневом (кстати, поклонником линчевской версии), которую будет интересно сравнить с фильмом 1984 года — одной из самых интересных неудач своей эпохи. 

Назад в будущее

1985 год

secretvideovault

Марти Макфлай — старшеклассник из неблагополучной семьи. Его лучший друг — безумный ученый, доктор Эмметт Браун. Однажды доктор зовет Марти на ночное испытание его нового изобретения — машины времени, оформленной в виде автомобиля. Череда трагических случайностей приводит к гибели Брауна от рук террористов, а Марти переносит в прошлое на тридцать лет. Он становится другом собственных родителей, чье знакомство по случайности расстраивает. Теперь ему предстоит не только срочно свести друг с другом своих будущих папу и маму (иначе Марти грозит исчезновение!), но и найти способ вернуться назад, в будущее. В этом ему поможет тот же док Браун — только совсем молодой, еще не подозревающий о своем изобретении. 

Вероятно, нет более известной и любимой картины о путешествиях во времени. А все потому, что собственно научная сторона отступает перед обыденными парадоксами: выбором жизненной стратегии, развилками возможностей, переосмыслением собственной личности и своего места в истории (как «большой», так и «малой», семейной). Режиссер популярного авантюрного блокбастера «Роман с камнем» Роберт Земекис достиг здесь одной из высшей точек своей карьеры; другой такой точкой десять лет спустя станет триумфатор «Оскаров», монументальный «Форрест Гамп».

«Назад в будущее» впервые развернул кинофантастику не в футуристические дали, а в уютное прошлое провинциальной Америки 1950-х (к этому периоду относится первое массовое увлечение фантастической литературой и кинематографом). Для обоих исполнителей главных ролей — молодого канадца Майкла Джей Фокса и открытого Милошем Форманом характерного артиста Кристофера Ллойда — эти работы так и остались главными в биографии. Музыка Алана Сильвестри принадлежит к числу самых выразительных саундтреков 1980-х. Впоследствии Земекис снял с той же командой и актерским составом два сиквела, которые также были весьма успешными, и сегодня «Назад в будущее» обычно рассматривается как неразрывно связанная трилогия.   

Вспомнить все

1990 год

ZVVCinema

Далекое будущее. Строителю Дугласу Куэйду снятся странные сны — в них он находится на Марсе с незнакомой женщиной. В офисе компании «Реколл» он пытается выбить клин клином: вживить в мозг ложные воспоминания о поездке на Марс, в которых он был бы спецагентом. Операция приводит к неожиданному результату: к Дугласу возвращаются подавленные воспоминания о том, как он действительно был на Марсе и кем он является на самом деле. Спасаясь от преследователей, он отправляется на красную планету в поисках ответов на вопросы о своем прошлом. Там и выясняется, что его связь с сопротивлением, готовящим на Марсе революцию, отнюдь не мираж. 

В Голливуде голландский режиссер-новатор Пол Верховен, у которого за плечами была успешная двадцатилетняя карьера, неожиданно получил новую для себя квалификацию фантаста. После прорывного во многих отношениях «Робокопа» он взялся за «Вспомнить все», сценарий которого был основан на новелле Филипа Дика «Мы вам все припомним», заняв в главной роли только начинавшего свое восхождение к вершинам славы Арнольда Шварценеггера.

Этот сложный, многослойный, временами тревожный и даже жестокий, но при этом язвительно-смешной и увлекательный фильм — воплощение верховеновского стиля, в котором легкомысленный жанр служит прикрытием для провокационного высказывания. В данном случае — об усыпляющих правовое сознание гражданского общества практиках современного капитализма. Заставляя зрителя раз за разом усомниться в реальности происходящего, Верховен ведет его к освобождающему финальному катарсису в компании ненадежного рассказчика, сомневающегося в собственной идентичности. Между прочим, именно на съемках «Вспомнить все» Верховен познакомился с исполнительницей главной роли в его следующем легендарном фильме «Основной инстинкт»: Шэрон Стоун сыграла жену Дугласа Куэйда.  

Терминатор-2: Судный день

1991 год

Михаил Савельев

Сара Коннор единственная знает секрет, в который все равно не поверит больше никто. В будущем человечество ждет ядерный армагеддон, после которого власть в мире захватят умные машины, а человеческое сопротивление возглавит ее сын — пока что подросток. Из будущего прибывает робот Т-800, который когда-то пытался убить саму Сару. Но теперь он перепрограммирован, чтобы помочь ей отбить нападение более совершенной машины для убийств — Т-1000, сделанного из жидкого металла и способного восстановиться после любого причиненного ему ущерба. Сражение двух терминаторов — это битва за будущее. 

Тот редкий случай, когда можно пожертвовать порядком просмотра, начав с сиквела, и только потом посмотреть первую часть. Не то чтобы «Терминатор», картина, принесшая всемирную славу и режиссеру Джеймсу Кэмерону, и сыгравшему робота Арнольду Шварценеггеру, была чем-то плоха — это по-прежнему филигранная работа с изобретательным сценарием и отличными актерскими работами. Однако именно второй «Терминатор» обрел и масштаб, поражающий по сей день, и ту эмоциональность, которая сделала финальную сцену с погружением в раскаленный металл одной из самых душераздирающих в истории. Кроме того, второй «Терминатор» стал важным этапом в запущенной еще прозой Айзека Азимова философско-этической дискуссии о том, можно ли считать искусственный интеллект личностью. Здесь восхитительно все: натурализм и юмор, диалоги и погони, спецэффекты и актерские работы Линды Хэмилтон, Роберта Патрика и самого Шварценеггера. А сцена с видением ядерного взрыва — одно из самых впечатляющих визуальных выражений конца света в научно-фантастическом кино. 

Люди в черном

1997 год

Трейлеры к фильмам

Нью-йоркский полицейский Джеймс Эдвардс узнал нечто невероятное. Оказывается, на Земле нелегально находятся сотни инопланетян. Одни прячутся, другие мимикрируют, притворяясь людьми. Для сотрудничества с легальными визитерами и борьбы с опасными нелегалами существует специальное тайное бюро, в сотрудники которого Джеймса вербует старший товарищ, известный под именем агент К. Отныне Джеймс — агент J. Вдвоем они отправляются на поиски жука-захватчика, который угрожает нашей планете уничтожением. 

К концу 1990-х стало совсем сложно снимать серьезные фильмы о пришельцах, с которыми человек или налаживает контакт, или, наоборот, воюет до последней капли крови. Стало появляться все больше комедий, пародийно обыгрывающих научно-фантастические жанровые штампы. Эта, поставленная по одноименной серии комиксов, — одна из самых выразительных и смешных. Режиссер Барри Зонненфельд, в прошлом — оператор братьев Коэн, уже был известен гротескной дилогией о семейке Аддамс и криминальной комедией «Достать коротышку». Его большой удачей стала сценарная и визуальная встроенность необыкновенных событий в географию Нью-Йорка, а также создание исключительно яркого актерского дуэта, воспроизводившего модель полицейского бадди-муви: ворчливый ветеран К в исполнении Томми Ли Джонса и полный энтузиазма новичок J, которого сыграл Уилл Смит. 

Матрица

1999 год

Трейлеры к фильмам

Хакер и программист Томас Андерсон знакомится с таинственной девушкой по прозвищу Тринити и разыскиваемым властями террористом Морфеусом. Тот предлагает герою на выбор две таблетки: одна позволит забыть об их встрече и продолжить жизнь в иллюзорном мире, вторая покажет истинное устройство бытия и управляющую им Матрицу. Андерсон выбирает вторую. Отныне он — Нео, герой параллельного (и единственного реального) мира, в котором последние оставшиеся люди ведут борьбу с властью машин. Матрица всесильна, но человеческая стойкость и здравость все же способна одержать над ней верх. 

Фильм-прорыв братьев Вачовски буквально открыл для зрителя XXI век — время обманчивых сущностей, виртуальной реальности, абстрактных понятий, обретающих плоть. Философские основания «Матрицы», следующей традициям американского киберпанка и японских фантастических аниме, восходят к платоновскому мифу о пещере, короткой прозе Борхеса и трудам Жана Бодрийяра. При этом «Матрица» — динамичный боевик, интуитивно понятный любому подростку, хоть раз игравшему в компьютерные игры (на их индустрию фильм также оказал сокрушительное влияние). Она содержит несколько новаторских спецэффектов — особенно примечательно «время пули» — и революционный для своего времени саундтрек. Роль Нео моментально сделала всемирной звездой актера независимого кино Киану Ривза; получил после фильма международную славу и исполнитель роли инфернального агента Смита Хьюго Уивинг. Впоследствии Вачовски сняли вторую и третью часть «Матрицы», которые были прохладнее приняты критикой, но также обрели культовый статус.  

Интерстеллар

2014 год

WBRussia

На Земле кончается кислород, человечеству необходимо перебираться на другую планету — иначе ему неминуемо грозит вымирание. Бывший астронавт NASA Купер отправляется в сверхсекретную миссию под кодовым названием «Лазарь». Его задача — найти трактовку для предположительных подсказок инопланетной цивилизации, отыскав пригодный для жизни мир, и тем самым спасти людей. Он прощается с семьей и вместе с товарищами исследует одну планету за другой, неминуемо приближаясь к черной дыре. Именно там скрыта разгадка его миссии. 

В XXI веке после сенсационного успеха «Аватара» Джеймса Кэмерона возродилась мода на научную фантастику: вернулись в новом обличье франшизы из прошлого — «Звездные войны», «Звездный путь», «Чужой», появились новые монументальные фильмы в этом жанре — «Гравитация», «Марсианин», «Прибытие». Режиссер «Интерстеллара» Кристофер Нолан уже обнаруживал неравнодушие к фантастике в своей трилогии о Бэтмене «Темный рыцарь», драме о соперничестве двух фокусников «Престиж» и визионерском «Начале», но фильм о космосе снял впервые.

По признаниям ученых, «Интерстеллар» — самый «научный» из новейших фантастических фильмов, недаром он делался в тесном сотрудничестве с астрофизиком, будущим нобелевским лауреатом Кипом Торном. Однако визуальная сила картины лежит не в математической, а в метафорической сфере: сцена на покрытой водой планете, где один час равен семи годам на Земле, эпизоды со стыковкой или погружением в черную дыру сопоставимы с сильнейшими моментами фильма-архетипа американского фантастического канона — «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. Мэтью Макконахи сыграл в «Интерстелларе» одну из лучших ролей, а написанная для органа музыка Ханса Циммера заслуженно считается критиками эталоном современного голливудского саундтрека.  

Антон Долин