Перейти к материалам
истории

Что смотреть с детьми: «Снежная королева», «Маугли», «Морозко» 10 лучших советских киносказок и мультфильмов

Источник: Meduza

В рубрике «Домашний кинотеатр» «Медуза» рассказывает о том, что посмотреть дома во время карантина. Вместе с рекомендациями для взрослых раз в две недели мы будем публиковать списки для семейного просмотра — для детей и родителей, которые проводят эти дни вместе. Первые детские выпуски были посвящены классическим мультфильмам студии Disney и неголливудской анимации из Европы и Японии. Этот — о лучших советских киносказках и мультфильмах.

Золотой ключик

1939 год. Режиссер — Александр Птушко

Классика советского кино (официальный канал)

Шарманщик Карло вырезал из дерева куклу по имени Буратино, а та ожила. Длинноносый деревянный хулиган находит друзей и задирает врагов, не пасуя ни перед кем, и в финале судьба вознаграждает его за это — не только заветным золотым ключиком, но и возможностью попасть в волшебную страну. 

Экранизация одноименной сказки Алексея Толстого была сделана всего через несколько лет после ее первой публикации — тогда еще не все советские дети знали, кто такой Буратино, но после фильма полюбили его как родного. «Золотой ключик», несправедливо забытый после появления более поздней экранизации той же книги для телевидения (той самой, с великими песнями), — шедевр Александра Птушко, основоположника кукольной анимации, новатора и гения, чей вклад в мировой кинематограф вполне сопоставим с эйзенштейновским или вертовским. В «Золотом ключике», изобретательность которого поражает до сих пор, использовано несколько экспериментальных приемов, позволяющих сочетать в одном кадре людей и кукол; при этом афористичность и драйв оригинального текста переданы здесь совершенно точно. На фоне этого особенно впечатляет финал: куклы во главе с Буратино по версии Птушко не открывают собственный театр, как в книге, а улетают вместе с неожиданно появившимся авиатором-полярником (классический «бог из машины») в далекий СССР. 

Птушко сделал множество шедевров, начиная с удивительного дебютного «Нового Гулливера» (1935), продолжая новаторским с точки зрения цвета и спецэффектов «Каменным цветком» (1946) и фильмами в открытом им для кино жанре былины: «Садко» (1952) и «Илья Муромец» (1956). Однако если говорить именно о сказках, ничто не сравнится с «Золотым ключиком». 

Золушка

1947 год. Режиссеры — Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро

RVISION: Фильмы и сериалы

Злая ворчливая мачеха не хочет замечать трудолюбивую падчерицу-замарашку. Но фея-крестная и ее верный ученик, миролюбивый рохля-король и честный открытый принц исправят несправедливость. Золушка добьется осуществления мечты — и поможет ей в этом не магия, не хрустальные туфельки, а исключительно доброе сердце. 

Согласно апокрифу, при поступлении в институт Алексей Герман — старший назвал «Золушку» лучшим советским фильмом. Что ж, с ним трудно не согласиться. Из нескольких изумительных киносказок Надежды Кошеверовой («Старая, старая сказка», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и другие) эта, сделанная совместно с Михаилом Шапиро, самая прозрачная, чистая, чудесная. В ней нет никакой старомодности, поскольку театральное прекраснодушие в «Золушке» — важнейшее условие игры, принимаемое зрителем с первых кадров. Принять его помогают, прежде всего, прекрасный сценарий Евгения Шварца, лучшего советского драматурга-сказочника, и филигранно подобранный актерский состав. И это при том, что Янине Жеймо (Золушка) было уже 37 лет, а сыгравшему ее отца Василию Меркурьеву — всего 42. Одни из лучших своих киноролей здесь исполнили корифеи отечественного театра: Эраст Гарин (Король) и Фаина Раневская (Мачеха). Едва ли не самой известной ролью Алексея Консовского стал Принц; впрочем, не случайно в 1964 году именно он сыграл Волшебника в еще одной киноверсии пьесы Шварца — в первом «Обыкновенном чуде», режиссером которого был именно Гарин. 

Конек-горбунок

1947 год. Режиссер — Иван Иванов-Вано

Jolly Rodger

Иван-дурак — младший из братьев — ловит волшебную кобылицу и отпускает на волю в обмен на подарок: чудесных красавцев-коней и говорящего Конька-горбунка. Тот помогает Ивану поступить к царю на службу и, выполняя одно за другим все более сложные задания, найти возлюбленную и самому взойти на трон. 

Гениальную стихотворную сказку Петра Ершова в России экранизировали не раз: впервые за это взялся Александр Роу, последнюю версию доделывают прямо сейчас. Но успешнее всех с работой справился основоположник отечественной анимации Иван Иванов-Вано. В 1947 году он сделал мультфильм, который не только имел колоссальный прокатный успех на родине, но и считался эталоном сказочной анимации самим Уолтом Диснеем. Несколько десятилетий спустя негатив мультфильма пришел в негодность, и Иванов-Вано сделал другую (1975), расширенную версию, озвучив ее с новыми актерами. Критики до сих пор спорят, какая лучше, — но на самом деле превосходны обе. Режиссер безупречно передал сочетание гротескного юмора и сказовой величественности, характерное для оригинального текста, и нашел безупречное визуальное воплощение для поэтичных образов Ершова. 

Заколдованный мальчик

1955 год. Режиссеры — Владимир Полковников, Александра Снежко-Блоцкая

Мультики студии «Союзмультфильм»

Проказник Нильс оскорбил гнома, и тот уменьшил мальчика до размера насекомого. В надежде найти секрет волшебства и вернуться к прежней жизни Нильс отправляется в далекие края на спине своего нового друга — домашнего гуся Мартина, присоединившегося к диким гусям в их путешествии. 

Один из самых любимых советскими детьми мультфильмов, достойный сравнения с лучшими образцами диснеевской анимации, был сделан режиссерами Александрой Снежко-Блоцкой («Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Баранкин, будь человеком!») и Владимиром Полковниковым («Серая Шейка», «Муравьишка-хвастунишка») даже не по самой книге шведской лауреатки Нобелевской премии Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», а по ее адаптированному пересказу, опубликованному в СССР в 1940 году. Однако нет сомнений в том, что постановщики внимательно изучали и первоисточник: сценарий Михаила Вольпина тщательно и гармонично выстроен вокруг основных событий повести, каждое нововведение продуманно и оправданно, персонажи прорисованы отчетливо и ярко. Самое же главное — фильм вышел больше озорным, под стать характеру главного героя, нежели назидательным.

Роли озвучивали известнейшие артисты «сказочных» амплуа: Валентина Сперантова, Анатолий Кубацкий и два героя «Золушки», Эраст Гарин (гусь Мартин) и Алексей Консовский. Среди художников-мультипликаторов был молодой Федор Хитрук. 

Снежная королева

1957 год. Режиссер — Лев Атаманов

«Союзмультфильм»

Герда и Кай росли вместе. Но однажды Кай разлюбил подругу детства, а потом сбежал далеко на север в санях прекрасной Снежной королевы. Не побоявшись никаких опасностей, Герда отправилась за ним следом. Встречаясь с королями и разбойниками, разговаривая с птицами и животными, она добралась до края света. 

Возможно, лучшая из бесчисленных экранизаций Ганса Христиана Андерсена (не этой сказки, а вообще). Самый знаменитый советский мультфильм за рубежом. Лауреат премий фестивалей в Венеции, Каннах и Риме. Любимый мультфильм Хаяо Миядзаки (посмотрите внимательно, вы найдете немало параллелей), после которого он всерьез решил посвятить себя анимации. И, конечно же, шедевр Льва Атаманова, создателя таких незабываемых творений, как «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа». 

Магия «Снежной королевы» непреодолима: магическое обаяние вымышленных миров, сила характера героини, вдохновенная музыка Артемия Айвазяна. Одним из художников-мультипликаторов был Хитрук, самолично создавший образ Оле-Лукойе, художником-постановщиком — будущий создатель Чебурашки Леонид Шварцман. Соавтором сценария был Николай Эрдман, стихи писал Николай Заболоцкий. Королеву озвучивала величественная Мария Бабанова, Герду — та самая Золушка, Янина Жеймо. 

Морозко

1965 год. Режиссер — Александр Роу

RVISION: Советские фильмы

Добрая и заботливая Настенька и ее сводная сестра — капризная и ленивая Марфушка — живут в одной семье. Обе встретятся с волшебным покровителем зимы, всемогущим дедом Морозко, но результаты встречи будут разными. А еще на экране возникнут человек с медвежьей головой, Баба-яга и путеводные сани. 

Вообще-то русский режиссер, сын гречанки и ирландца Александр Роу, был пионером советской киносказки. Но, в отличие от Птушко, свои лучшие фильмы он снял не в самом начале карьеры, хотя уже в таких картинах, как «По щучьему веленью» (1938), «Василиса Прекрасная» (1939) и «Кащей Бессмертный» (1945), ощущается его своеобразный, одновременно эпический и гротескный, стиль. Венецианский призер, высоко оцененный Стивеном Спилбергом, «Морозко» — лучшая картина Роу, несомненный шедевр, в котором изящество драматургии сочетается с веселой топорностью средств, а отвязное, чуть ли не панковское веселье одних сцен уравновешивается неподдельным лиризмом других.

Для фигуристки и артистки балета Натальи Седых роль Настеньки стала счастливым билетом — она здесь превосходно органична. Для юной Инны Чуриковой роль Марфушки тоже определяющая: до этого выдающаяся актриса была занята только в эпизодах. Георгий Милляр, Татьяна Пельтцер, Вера Алтайская — лучшие артисты советских сказок, которым хватает единственного появления на экране, чтобы запомниться зрителю на всю жизнь. Что же до члена КПСС с 1955 года Александра Хвыли в роли самого Морозко, то недаром же на многие годы он стал главным Дедом Морозом страны на кремлевской елке! 

Город мастеров

1965 год. Режиссер — Владимир Бычков

Все советские фильмы киностудии «Беларусьфильм»

Горбун-метельщик Караколь живет в Городе мастеров, захваченном оккупационными войсками герцога де Маликорна. Караколю предсказано, что однажды он освободит родной город и женится на возлюбленной — золотошвейке Веронике. 

Поразительная картина, необъяснимым образом родившаяся на свет в СССР середины 1960-х: настолько свободной, ироничной, драматургически выразительной и недетской сказки в истории советского кино не было. Одна из главных причин — выдающийся драматургический материал, пьеса Тамары Габбе, работавшей с Самуилом Маршаком и Юрием Трифоновым, сидевшей при Сталине и пережившей блокаду Ленинграда. Ее пьесу «Город мастеров» для кино переработал Николай Эрдман, а режиссером поставленной на «Беларусьфильме» ленты стал Владимир Бычков (самая известная его работа — «Достояние республики»). Музыку к «Городу мастеров» написал Олег Каравайчук, в роли Караколя дебютировал впоследствии, к сожалению, мало снимавшийся Георгий Лапето, а прекрасную Веронику сыграла Марианна Вертинская, сразу после «Заставы Ильича»; роль мерзкого злодея Клик-Кляка блестяще исполнил Савелий Крамаров.  

Волшебная лампа Аладдина

1966 год. Режиссер — Борис Рыцарев

RVISION: Советские фильмы

Благородный бедняк Аладдин счастливец, которому повезло заполучить волшебную лампу, исполняющую любые желания. Теперь все возможно, даже сойтись с самой принцессой Будур. Но на пути к счастью стоит зловещий соперник — охотящийся за лампой магрибский колдун. 

Редкий пример киносказки не с русским или европейским, а с восточным колоритом — вольная и очень остроумная экранизация «Тысячи и одной ночи». Для режиссера Бориса Рыцарева она ознаменовала перемену участи. Он начинал свою карьеру с экранизации «Разгрома», а после сумасшедшего успеха «Волшебной лампы Аладдина» нашел себя в жанре киносказок, причем очень разнообразных. На его счету и патриотические «Иван да Марья» (1974), и андерсеновская «Принцесса на горошине» (1976), и оригинальный «Ученик лекаря» (1983) по болгарской сказке, и постмодернистский перестроечный капустник «На златом крыльце сидели…» (1986). Но даже на этом фоне «Волшебная лампа Аладдина» удивительно изобретательный, смешной, живой и талантливый фильм. В роли Аладдина дебютировал Борис Быстров, в будущем — легенда озвучания (среди его «героев» Марлон Брандо, Джон Гудман и Майкл Кейн), Будур сыграла совсем юная красавица Додо Чоговадзе. Колдуном стал виртуоз эпизода Андрей Файт, снимавшийся еще в «Броненосце „Потемкине“», а джинна сыграл фактурный Сарры Каррыев, почти не говоривший по-русски и потому переозвученный. 

Маугли

1973 год. Режиссер — Роман Давыдов

Мультики студии «Союзмультфильм»

Человеческий младенец попал в джунгли, где его хочет съесть голодный тигр. Но волки решают приютить ребенка в своей стае, а потом за его воспитание берутся три мудрых учителя: пантера Багира, медведь Балу и питон Каа. 

Режиссер Роман Давыдов, работавший над «Маугли» больше семи лет, выпускал один короткометражный фильм за другим (первый в 1967 году совпал с выходом диснеевской «Книги джунглей»), и только в 1973 году, после выхода последнего, пятого фильма «Возвращение к людям», они были объединены в полный метр. Давыдов сделал много замечательных мультфильмов, особенно известны его анимационные сказания и былины, но непревзойденным остается именно «Маугли».

Эта завораживающе серьезная, местами даже страшноватая интерпретация «Книги джунглей» Редьярда Киплинга ни в чем не напоминает легкомысленный диснеевский мюзикл на тот же сюжет: настоящий роман взросления, драматичная история о становлении личности, превращении из животного в человека. За ребенка Маугли говорила прославленная актриса озвучивания Мария Виноградова, Людмила Касаткина озвучила Багиру, Анатолий Папанов — тигра Шер-Хана, а Сергей Мартинсон — моментально узнаваемого по голосу и интонации шакала-подхалима Табаки. В мультфильме звучит дисгармоничная и выразительная музыка Софии Губайдуллиной. 

Сказка странствий

1983 год. Режиссер — Александр Митта

«Мосфильм» — для детей

Мальчик Май умел находить под землей золото, и узнав об этом даре, плохие люди похитили его из дома. А старшая сестра Мая — девушка по имени Марта — отправилась на его поиски. Встретив по пути фантазера и изобретателя Орландо, она проходит через страшные испытания, прежде чем ей удается найти брата. 

Из многочисленных выдающихся фильмов Александра Митты («Гори, гори, моя звезда», «Экипаж») этот, вероятно, самый оригинальный. По сценарию вдохновенных выдумщиков Юлия Дунского и Валерия Фрида режиссер поставил мрачнейшее фэнтези — не для детей, не для взрослых, а для всех и про всех. Здесь нашлось место и любви, и страданию, и одиночеству, и даже финал вряд ли назовешь счастливым. Зато есть жуткий дракон, полеты человека по воздуху и невероятная победа над страшнейшей из средневековых эпидемий — Чумой. А еще лучшая роль звезды «Вам и не снилось…» Татьяны Аксюты и самая пронзительная актерская работа Андрея Миронова. И, наконец, идеальная киномузыка Альфреда Шнитке, которая врезается в память с одного прослушивания и навсегда.

Антон Долин