Что смотреть с детьми: «Побег из курятника», «Желтая подводная лодка», «Навсикая из Долины ветров» 10 мультфильмов из Европы и Японии
В рубрике «Домашний кинотеатр» «Медуза» рассказывает о том, что посмотреть дома во время карантина. Вместе с рекомендациями для взрослых раз в две недели мы будем публиковать списки для семейного просмотра — для детей и родителей, которые проводят эти дни вместе. Первый детский выпуск был посвящен классическим мультфильмам студии Disney; второй — неголливудской анимации из Европы и Японии.
Король и птица
1952, 1980
Пастушка и трубочист любят друг друга, но на их пути встает непобедимый противник — король Карл (и его оживший портрет), тиран и самодур. Однако есть у влюбленных и союзник — отважная птица, которая не боится пропеть вслух всю правду о злобном короле.
Святой Грааль французской анимации — и мультфильм трагической судьбы. Его автор Поль Гримо — соратник Жана Ренуара и Жана Виго, близкий друг Жака Превера, который и написал оригинальный сценарий к «Пастушке и трубочисту» по мотивам легендарной сказки Ханса Кристиана Андерсена. Музыку создал композитор Жозеф Косма, роль короля озвучил Фернан Леду (тот самый месье Рубо из ренуаровского «Человека-зверя»), Пастушкой стала совсем юная Анук Эме. Несмотря ни на что, конфликт режиссера и сценариста с продюсерами привел к выпуску сокращенной и искаженной версии мультфильма в прокат в 1952 году. Позже он достиг культового статуса, и Гримо взялся восстановить авторскую версию (а на самом деле сделать на основе существующего материала абсолютно новый оригинальный фильм), которая и была представлена в 1980 году под названием «Король и птица».
Гримо и Превер цитируют в своем изобретательном, поэтичном и сюрреалистичном мультфильме Чарли Чаплина, Рене Магритта, Альфреда Жарри, Эрже и Фрица Ланга. А их творение — первый полнометражный анимационный фильм во Франции — называют источником вдохновения многие значимые режиссеры, включая Исао Такахату и Хаяо Миядзаки.
Желтая подводная лодка
1968
Волшебное королевство Пепперленд, живущее музыкой и красотой, захватили Синие Вреднючки. Сбежать от оккупантов на магической Желтой подводной лодке успевает лишь жизнерадостный Капитан, который отправляется сквозь пространство и время в Лондон за подмогой. Там живут четверо музыкантов квартета The Beatles — Джон, Пол, Джордж и Ринго, — в руках которых отныне находится судьба Пепперленда.
Выдающаяся анимационно-музыкальная сказка канадца Джорджа Даннинга, переехавшего в Великобританию, — возможно, лучшее из сотен произведений искусства, вдохновленных творчеством битлов. Во-первых, потому что была сделана еще до распада группы и при ее деятельном участии. Во-вторых, потому что были идеально подобраны песни и написаны новые, включая ныне классические «All together now» и «Hey Bulldog», а закадровая инструментальная музыка была создана «пятым битлом» Джорджем Мартином. Но главная причина, конечно, в том, как точно Даннинг и его сценаристы (среди них автор «Истории любви» Эрик Сигал) уловили парадоксальный дух поздних The Beatles, их приверженность английским традициям абсурда, восходящим к Кэрроллу и Лиру, и перевели это на гротескный язык анимации (предвосхитивший, среди прочего, скетчи «Монти Пайтон»).
«Желтая подводная лодка» — неустаревающий мультфильм, который отказывается подчиняться законам времени (кстати, плавание по «Морю времени» — один из самых прославленных и ярких его эпизодов), в точности как песни The Beatles, на которых он основан.
Властелины времени
1982
Далекое будущее. Звездолет капитана Жаффара мчится на помощь шестилетнему ребенку — мальчику Пьелю, который остался в одиночестве на смертельно опасной планете после гибели родителей, атакованных гигантскими шершнями. Успеют ли они спасти потерпевшего кораблекрушение? И при чем тут таинственные Властелины, управляющие временем?
Эталон анимационной научной фантастики, этот мультфильм был поставлен французом Рене Лалу, создателем прославленной «Фантастической планеты», совместно с венгерскими аниматорами по мотивам романа Стефана Вуля. Особенно значимым «Властелинов времени» делает участие Мебиуса — культового автора психоделических комиксов, классика французского дизайна, несравненного рисовальщика и фантазера. Через несколько лет после европейской премьеры «Властелины времени» были выпущены в советский прокат, став настоящей сенсацией: анимации такого уровня в сочетании с настолько продуманной драматургией в СССР никто не видел.
Лалу и Мебиус в своем фильме используют элементы фантастического жанра для философского исследования самой природы времени — а значит, взросления, старения и отношений ребенка с родителями и наставниками.
Навсикая из Долины ветров
1984
Навсикая — независимая и отважная девушка, живущая в постапокалиптической вселенной. Она княжна Долины ветров, жители которой пытаются сосуществовать с окружающим миром. Это непросто: даже тысячу лет спустя после уничтоживших планету «семи дней огня» леса остаются зараженным, непригодным для жизни пространством, которое населяют гигантские насекомые-мутанты. Человечество пытается победить природу, но лишь ухудшает ситуацию. Все надежды на мифического спасителя, который явится однажды и спасет людей от неминуемого вымирания.
Первый самостоятельный шедевр на тот момент 43-летнего японского художника и аниматора Хаяо Миядзаки поставлен по мотивам его же многосерийной манги. Миядзаки начинал как раскадровщик и сценарист в чужих мультфильмах, потом работал для телевидения, снял «Замок Калиостро» по популярной манге о Люпине-третьем, после чего почувствовал себя готовым создать и представить на экране собственную художественную вселенную. «Навсикая из Долины ветров» имела сумасшедший успех и позволила Миядзаки вместе с его другом и продюсером Исао Такахатой создать свою независимую студию «Гибли» — на сегодняшний день одну из самых прославленных и успешных в мире. Хорош мультфильм и для начала знакомства с анимацией Миядзаки.
Здесь представлены все ее основные черты: невероятная фантазия и верность деталям в проработке вымышленных пространств и машин, сильные и свободные женские характеры, продуманная экологическая повестка, отсутствие назидательности, сугубо японский конфликт и поиски гармонии с природой. А еще — врезающаяся в память пронзительно красивая музыка Дзе Хисаиси, постоянного композитора Миядзаки.
Алиса
1988
Да-да, вы все правильно поняли. Алиса заслушалась сказок и задремала — а на самом деле прыгнула в нору за Белым Кроликом и попала в Страну чудес, где с ней случилось немало интересного. Сказка Льюиса Кэрролла — вечный магнит для аниматоров.
Но на общем фоне этот фильм незаурядный. Прежде всего, «Алиса» (а в чешском оригинале «Аленка») не вполне мультфильм: главную роль озвучивает и играет живая девочка, Кристина Кохоутова. В этой фантазии немало кукол — но настоящих, временами жутковатых, как из музея старинных игрушек (такой куклой становится и Алиса-Аленка, когда уменьшается). А все население Страны чудес разыграно чучелами и скелетами животных, ожившими носками и прочей чудью, совсем не напоминающей типовую детскую анимацию.
«Алиса» — первый полный метр выдающегося чешского сюрреалиста Яна Шванкмайера. С середины 1960-х он снимал короткометражные мультфильмы, анимируя там нетипичные предметы (например, камни и куски дерева), сочетая людей с объектами, питая особое пристрастие к старинным марионеткам. Не пренебрегал и экранизациями: «Фауст», «Дон Жуан», поэзия авангарда. Есть у него и «Бармаглот» по стихотворению того же Кэрролла. После падения коммунизма Шванкмайер, долгие годы лишенный возможности снимать кино и ушедший в оформление театральных спектаклей, наконец-то исполнил мечту, перейдя к полному метру.
Большинство его незаурядных картин — «Урок Фауста», «Конспираторы удовольствий», «Полено» — предназначены строго для взрослых. А вот мрачную, но завораживающую «Алису» с одинаковым удовольствием смотрят взрослые и дети.
Могила светлячков
1988
Девочка Сэцуко и ее брат Сэйта — дети офицера Императорского флота Японии. Они гордились папой и ждали его возвращения, пока вдруг не стало ясно, что война закончится поражением, а дети останутся одни, без матери и средств к существованию. Помощи им ждать не от кого.
Один из самых знаменитых мультфильмов в истории — не только японской, но всемирной, — это тяжелое испытание, причем не только для ребенка (показывать его малышам точно не рекомендуется, лучше подросткам), но и для любого чувствительного родителя. «Могила светлячков» метафорическое и пронзительно красивое, но при этом правдивое и бескомпромиссно жестокое произведение о войне. Пожалуй, самыми точными его аналогами могут служить такие советские фильмы, как «Иваново детство» и «Иди и смотри». Зато и настолько же мощных по своему антивоенному пафосу фильмов в мире не сыскать. Автобиографический рассказ Акиюки Носаки был опубликован в 1967 году; там рассказывалось о судьбах детей-сирот в последние месяцы Второй мировой. Исао Такахата, ближайший друг и соратник Миядзаки, сооснователь студии «Гибли», тоже прошел через детство в военные годы — и для него это личная история.
Опасаясь острой реакции публики на столь пугающий материал, студия «Гибли» выпустила «Могилу светлячков» синхронно с самым беззаботным и счастливым мультфильмом Миядзаки «Мой сосед Тоторо». В итоге оба стали настоящими феноменами и прославили студию.
Побег из курятника
2000
Курица Джинджер — революционерка по природе. Она уверена, что на йоркширской птицеферме, где она прозябает с товарками по несчастью, рано или поздно всех ждет гибель, а потому необходимо организовать побег. Она пыталась несколько раз, но пока без успеха. Однажды на ферму попадает хвастливый американский петух Рокки — он утверждает, что умеет летать и может помочь бежать из ада.
Самый кассовый пластилиновый кукольный мультфильм в истории, «Побег из курятника» стал и первым полным метром для инновационной британской студии Aardman Animations. К этому моменту у бристольской студии на счету уже были хитовые короткометражные мультфильмы об изобретателе Уоллесе и его умном молчаливом псе Громите, но «Побег из курятника» стал настоящим кассовым прорывом. Необычное решение режиссеров — Ника Парка и Питера Лорда — казалось спорным: превратить в пародийный кукольный мультфильм драматичный сюжет о побеге из концлагеря. Но в конечном счете «Побег из курятника» стал чем-то большим, нежели просто пародией, пробуждая в зрителе эмпатию к эксплуатируемым человеком животным. Роль петуха Рокки в этом чисто британском мультфильме озвучил самый знаменитый на тот момент голливудский актер — Мел Гибсон.
Трио из Бельвиля
2003
Целеустремленная бабушка, живущая в предместье Парижа, мадам Суза, хотела сделать своего рохлю-внука счастливым — и ей это удалось, она подарила мальчику велосипед. Много лет спустя он — Чемпион, готовящийся принять участие в «Тур де Франс». Но планы зловещих гангстеров угрожают карьере юноши. Тогда бабушка решает отправиться на помощь внуку.
В полнометражном дебюте французского комиксиста, художника и мультипликатора Сильвена Шоме приняли участие все франкоговорящие нации, гордящиеся своими традициями анимации: не только сама Франция, но также Бельгия и Канада. «Трио из Бельвиля» можно расценивать как своеобразную квинтэссенцию французской популярной культуры и образа жизни. Здесь есть Париж и провинция, шансон и велогонки, кинематограф и виноделие, а также винопитие. При этом миром антиподов, куда и увозит Чемпиона зловещая французская мафия, представлены США (заодно Шоме высмеивает одержимость французского кино американскими «нуарами»). Этот чрезвычайно умный, но также и нежный, забавный, трогательно меланхоличный мультфильм сплетен из культурных реминисценций. При этом его сюжет настолько забавен и прямолинеен, что доставит удовольствие и ребенку детсадовского возраста.
Песнь моря
2014
Бен и Сирша — брат и сестра. Они живут у самого моря, на маяке, и скучают по маме, которая умерла давным-давно: Сирша ее даже не помнит. Брат с сестрой пока не догадываются, что их мать была шелки — девой-оборотнем, способной превратиться в тюленя. Безутешный отец отправляет детей в большой город — Дублин — к бабушке. Но Сирша и Бен сбегают домой вместе со своим любимцем, бобтейлом Ку. По пути им предстоит узнать, кто они такие на самом деле.
Ирландского аниматора Томма Мура, основателя независимой студии Cartoon Saloon, иногда называют «европейским Миядзаки», и не беспричинно. В своих двух полнометражных мультфильмах (первый называется «Тайна Келлс») он вдохновенно и изобретательно перерабатывает ирландский фольклор, показывая неразрывную связь быта и магии, цивилизации и стихий. Продуманный схематизм рисунка в его фильмах — их безусловное достоинство; Мур будто оставляет пространство для зрительской фантазии, как своеобразный зазор между показанным на экране и только подразумеваемым.
Прекрасную музыку для мультфильмов Мура пишут француз Брюно Куле и ирландская фолк-группа Kila.
Дитя погоды
2019
Старшеклассник Ходака сбежал из дома и уехал в Токио, надеясь найти работу и начать самостоятельную жизнь. Подвизавшись на ниве желтой журналистики, он находит девочку-шаманку Хину. Таинственным образом она может влиять на погоду и разгонять тучи над мегаполисом, где вечно идет дождь. Вскоре выясняется, что за эту способность Хина платит немаленькую цену.
Макото Синкай — самый модный и популярный в современной Японии автор полнометражных аниме, которого называют наследником Миядзаки (сам он скромно отказывается от этого неформального титула). Также в его городских фэнтези прослеживается очевидное влияние романов Харуки Мураками. Метафорические сдвиги, нарушающие привычный ход реальности, характерны и для фильмов Синкая, всегда детально прорисованных и точных, хоть и построенных на невероятных допущениях. Сентиментальность сюжетов Синкая и их инфантильные герои могут раздражать, но размах его замыслов и психологическая проработка характеров неизменно восхищают. Кроме того, «Дитя погоды» — лучший фильм о современном Токио, по которому буквально можно изучать географию города.