Перейти к материалам
подкасты

10 лучших подкастов 2022 года (девять на русском языке + один на английском, но про Россию). Выбор «Медузы»

Источник: Meduza

Война сломала российские медиа — и, конечно, это отразилось на подкастинге. Помимо цензуры и вынужденной эмиграции независимых журналистов, студии потеряли рекламодателей, а зарубежные хостинги стали недоступны для подкастеров. Россию покинул Spotify. Сейчас грустно читать оптимистичные прогнозы о будущем подкастов, которые мы строили на 2022-й. И тем не менее в этом году появилось сразу несколько знаковых аудиопроектов, причем большинство премьер состоялись уже после 24 февраля. Сама «Медуза» запустила аудиоверсию рассылки «Сигнал», подкаст Галины Юзефович «Предисловие» (о чтении в темные времена) и второй сезон «Дедлайна» (о журналистике во время войны). Какие еще важные подкасты вышли на русском языке в 2022-м? Мы выбрали 10 лучших.

«Ученицы»

Слушать

Самый заметный и, наверное, самый обсуждаемый подкаст года на русском языке. Проект журналистки и фемактивистки Насти Красильниковой «Ученицы» (спин-офф ее подкаста «Дочь разбойника»), выпущенный студией «Либо/Либо», — это 11-серийное расследование о многолетнем сексуализированном насилии в Летней экологической школе. Изначально Настя хотела рассказать историю мужчины, который создал вокруг себя целый культ — и окружил себя девочками и девушками в возрасте от 13 до 22 лет. Но вскоре выяснилось, что речь идет почти о 20 годах домогательств и абьюза со стороны целого ряда преподавателей — среди них ученые, популяризаторы науки и один лауреат премии «Просветитель».

В подкасте Настя говорит в том числе с самими преподавателями, которых обвиняют в харассменте. Их интервью — один из впечатляющих элементов расследования: отвечая на вопросы ведущей, мужчины теряются, подбирают слова, берут долгие паузы — и это молчание, путаные ответы, неловкие попытки оправдаться служат для слушателя лишь красноречивым подтверждением обвинений. 

Появление таких проектов, как «Ученицы», — важное движение для индустрии: все мы ценим качественно сделанные серьезные расследования — при этом мало кому удается рассказать историю так увлекательно, как это сделала Настя Красильникова. Кроме того, это редкий пример в русскоязычной журналистике, когда сама тема впервые раскрывается именно в формате аудио (то есть подкаст создается с нуля, а не на основе уже известных новостей или сюжетов).

«Кавачай»

Слушать

Украинская журналистка, издатель онлайн-журнала «Маяк» Анна Филимонова и российский журналист, редактор «Холода» Алексей Пономарев обсуждают, что происходит в Украине и России во время войны. Подкаст запустился в начале марта 2022 года и сперва выходил каждый день. Ситуация в те дни стремительно менялась, многие были в панике и шоке от происходящего. На этом фоне разговоры двух журналистов из Украины и России произвели настоящий терапевтический эффект.

Ведущие не ограничиваются индивидуальной рефлексией, а осмысляют войну и говорят о ее причинах с историками, социологами, другими журналистами. «Кавачай» — подкаст в первую очередь не эмоциональный (в отличие от «Рядом», о котором ниже), а познавательный. Анна Филимонова и Алексей Пономарев выясняют, кем были бандеровцы на самом деле, почему батальон «Азов» стал главным пугалом кремлевской пропаганды, откуда взялась идея «денацифицировать» Украину и почему корни российского вторжения надо искать в чеченских войнах.

«*** войне»

Слушать

Журналист «Медиазоны» Петр Рузавин последние годы жил между Киевом и Москвой. Когда началась война, они с женой, украинской журналисткой Натальей Гуменюк, оба как раз были в Украине. Уже в середине марта Рузавин выпустил первый эпизод подкаста.

Поначалу это было похоже на аудиодневник, в котором журналист документировал происходящее: сирены воздушной тревоги, жизнь в бомбоубежище, репортерскую работу на линии фронта. Но довольно быстро (и ожидаемо) подкаст преодолел эти рамки — и пошел по пути личных историй жителей Украины, очевидцев войны. Петр Рузавин принялся фиксировать свидетельства военных преступлений и российской оккупации. В подкасте звучат голоса людей из Бучи, Ирпеня, Мелитополя, Черниговской области. Один эпизод, например, посвящен удивительной истории двух жителей Изюма Евгения и Натальи. В начале войны Наталья уехала, а Евгений оставался в городе. Связи почти не было, и ему приходилось каждый день идти две с половиной тысячи шагов от дома до горы, откуда можно было дозвониться жене.

«*** войне», как и другой подобный подкаст «Свидетели» от издания «Спектр», — это важные аудиосвидетельства, которые помогают понять, что на самом деле происходит на этой войне. Они могут стать основой для дальнейших расследований военных преступлений.

«Горизонт планирования завален»

Слушать

Подкаст журналиста издания «7×7» Максима Полякова о людях, которые, как формулирует автор, после 24 февраля «оказались не нужны российскому государству, но обязательно будут полезны в прекрасной России будущего». Максим говорит с активистами, правозащитниками, политиками в Грузии, Германии, Литве — почти всем его собеседникам пришлось уехать из страны.

Личные истории поданы не в привычном виде портретного интервью и даже не в форме сложного нарратива, а в репортажном ключе. Этот формат крайне редко используется российскими авторами.

И хотя сторителлинг далеко не безупречен, «Горизонт планирования завален» стоит послушать хотя бы ради интересных звуковых решений. Так, беседа с бывшей главой Красносельского округа Москвы Еленой Котеночкиной построена как аудиопрогулка по Вильнюсу, а выпуск с экоактивистом Аршаком Макичяном — классический радиорепортаж из Берлина.

«Рядом»

Слушать

Подкаст о том, как теперь жить дальше и находить в себе силы что-либо делать. Студия «Техника речи» (это бывшая студия подкастов «Медузы», которую мы отсоединили, когда издание объявили в России «иноагентом») запустила «Рядом» после 24 февраля, чтобы поддержать тех, кто пребывал в шоке и растерянности, и помочь сориентироваться в информационном хаосе первых дней войны.

Первый сезон состоял из коротких монологов музыкантов, журналистов, блогеров, экспертов (в их числе кинокритик «Медузы» Антон Долин, литературный обозреватель «Медузы» Галина Юзефович, психотерапевт Екатерина Сигитова, музыковед Анна Виленская, консультантка по сну Надежда Дич). Они рассказывали, как сами переживают эти темные времена, и объясняли, как справиться со страхом и бессонницей, говорить с детьми о новом времени, пересматривать свои траты и искать утешение в литературе, музыке и кино.

Второй сезон — уже в полноценном разговорном формате — начался сразу после объявления в России мобилизации. Теперь душеспасительные беседы ведут трое постоянных участников: журналистка Татьяна Фельгенгауэр, лингвист Игорь Исаев и стендап-комик Женя Сидоров. Игорь остался в России, а Таня и Женя были вынуждены уехать — во многом на сравнении опыта тех, кто внутри, и тех, кто за пределами страны, и держится нерв второго сезона.

«Свобода (не) за горами»

Слушать

Команда режиссера-документалиста Дэвида Франса, автора фильма «Добро пожаловать в Чечню» о массовом преследовании геев, выпустила подкаст «Свобода (не) за горами». Спустя два года после выхода фильма его создатели вернулись к теме Северного Кавказа — однако рассказывают уже не только о Чечне, но и о жизни в регионе в целом. Чем живет Северный Кавказ? Какие стереотипы о нем верны, а какие нет?

Разброс тем и героев очень широкий: от личных историй до интервью правозащитников и эксплейнеров с участием экспертов. Например, первый эпизод в формате ликбеза объясняет, как религия и традиции Кавказа соотносятся с современным российским законодательством. В другом выпуске свою историю рассказывают четыре девушки из Дагестана, которые сбежали от домашнего насилия в Грузию. Среди других гостей подкаста Максим Лапунов, первым открыто заявивший о преследовании геев в Чечне, мобилизованные из Дагестана, женщины, спасающиеся от преследования родственников.

Формулировки «авторы подкаста», «команда Дэвида Франса», которыми приходится обозначать шоураннеров проекта, неслучайны: открыто говорить о происходящем на Кавказе опасно (кажется, даже опаснее, чем обсуждать войну в Украине), и в этих условиях авторы действуют полуанонимно — ведущие называют только имена (Анна и Даниил) и фактически ничего о себе не рассказывают. Впрочем, этот очевидно вынужденный прием работает на пользу подкасту, потому что позволяет сосредоточиться на главном — героях и их историях.

«Женский срок»

Слушать

Подкаст одноименного телеграм-канала о женщинах в российских тюрьмах. Сотрудница «ОВД-Инфо» Ксения Сонная и активистка Саша Граф рассказывают, с какими проблемами сталкиваются женщины в заключении, и обсуждают, можно ли их решить в современной России. Как рожают в тюрьме и почему детям часто запрещают жить вместе с матерями? Существуют ли касты в женских колониях? Зачем ФСИН проводит конкурсы красоты среди заключенных?

К некоторым темам авторы привлекают психологов, юристов и правозащитников, но главное в подкасте — конечно, истории самих женщин, отбывавших наказание. Многие из них рассказывают о своем травматичном и тяжелом опыте буднично и почти без эмоций — это производит очень сильное впечатление.

  • И еще один подкаст о тюрьме и жизни людей, чьи близкие оказались в заключении, — «Времени больше не будет». Его ведут журналистка Ксения Миронова — невеста журналиста Ивана Сафронова, которого приговорили к 22 годам колонии строгого режима по делу о госизмене, — и Илья Красильщик, бывший издатель «Медузы», а теперь — руководитель проекта «Служба поддержки».

«Харбин»

Слушать

Исторический подкаст студии «Либо/Либо» и общества «Мемориал» о людях, которые после революции 1917 года и начала Гражданской войны бежали из России в Китай. В центре повествования три семьи, которые обосновались в Харбине: члены этих семей рассказали свои истории исследователям архива «Мемориала».

Подкаст «Харбин» состоит всего из пяти серий и слушается как фантастический роман о параллельной вселенной. Там «белые» побеждают «красных», письма летают по пневматическим трубам, крестьяне ездят на рикшах, паровые двигатели ревут — в общем, настоящий стимпанк. При этом все, о чем повествуют ведущий Семен Шешенин и его герои, происходило на самом деле.

Шешенин начал делать «Харбин» еще в 2019 году, когда никто, конечно, не думал о полномасштабной российско-украинской войне и новой волне эмиграции, но удержаться от параллелей, разумеется, невозможно. Поэтому даже исторический подкаст о реалиях, которые вроде бы совсем от нас далеки, неизбежно воспринимается как актуальное высказывание.

«Ощупывая северо-западного слона»

Слушать

Еще один примечательный подкаст 2022 года, выпущенный уже во время войны, но никак с ней не связанный. «Ощупывая северо-западного слона» — проект «Арзамаса» о творчестве актера и музыканта Петра Мамонова. Журналист и бывший редактор «Медузы» Александр Горбачев в пяти эпизодах вместе с Артемием Троицким, Павлом Лунгиным, отцом Космой Афанасьевым и другими исследует историю группы «Звуки Му» и ее лидера.

Каждый эпизод рассказывает об одном из образов Мамонова: солист нетипичной рок-группы, которая была в шаге от мирового признания; актер, сыгравший русского царя и святого; поэт; отшельник, бежавший от собственной славы. В подкасте много любопытных деталей: например, журналисты объясняют, почему у Мамонова почти невозможно было взять дельное интервью (говорят, тот устраивал из них настоящие перформансы: задаешь ему прямой вопрос, а он в ответ проповедует о чем-то своем).

Название подкаста отсылает к песне «Слон». Главный образ в ней — северо-западный слон: свинцовый, тяжелый, большой — как неработающий холодильник. Выбросить вроде жаль, зато места занимает много.

Another Russia

Слушать

Подкаст о России на английском языке, выпущенный американской компанией Crooked Media. Журналистка Жанна Немцова вместе с бывшим спичрайтером Барака Обамы Беном Роудсом рассказывает историю своего отца Бориса Немцова. А вместе с ней — историю современной России.

Обычно все разговоры о России на Западе, в том числе в подкастах, строятся вокруг фигуры Владимира Путина (яркий пример — Putin: Prisoner of Power, о котором мы писали в подборке 2019 года). Another Russia ломает этот шаблон: биография Немцова, рассказанная его дочерью, друзьями, коллегами и журналистами, лучше всего иллюстрирует, как Россия шла к демократии — а затем скатилась в авторитаризм.

  • И еще один англоязычный проект о России — Russian Resistance. Это подкаст издания «Бумага» для международной аудитории — о том, кто и как протестует в России во время войны.