В России больше нет Spotify, на других сервисах заблокированы мировые премьеры. Пиратство — единственный выход? Российская музыка теперь станет популярнее?
В России больше нет Spotify, на других сервисах заблокированы мировые премьеры. Пиратство — единственный выход? Российская музыка теперь станет популярнее?
После начала войны крупнейшие представители музыкальной индустрии ушли из России, их музыка заблокирована на территории страны. Кроме того, в России прекратил работать стриминговый сервис Spotify. А некоторые музыканты (в том числе из России) и сами отказались от присутствия на российских музыкальных платформах. В итоге доступ к Spotify в России начали продавать по завышенной цене, а в телеграме стали набирать популярность каналы с пиратской музыкой. Разбираемся, как теперь слушать музыку, находясь в России, и каким образом все эти запреты уже повлияли на музыкальный рынок.
В 2022 году слушатели из России уже пропустили некоторые новые альбомы западных звезд — «Unlimited Love» Red Hot Chili Peppers, «Zeit» Rammstein, «Crash» Charli XCX или, к примеру, новый сингл Bring Me The Horizon.
На эти и другие альбомы распространяется геоблокировка: зарубежные лейблы — Universal Music, Warner Music и Sony Music (на них приходится более 70% мирового музыкального рынка) и другие — закрывают новые релизы для подписчиков российских стриминговых сервисов.
Иногда блокировка — временная: вышедший в мае альбом Кендрика Ламара «Mr. Morale & The BIg Steppers» появился в российских стримингах 30 июня — через полтора месяца после мировой премьеры (правда, вскоре альбом снова был заблокирован).
Но чаще всего эта блокировка бессрочная. Как и с чьей подачи — самого артиста или лейбла — российский слушатель лишается возможности услышать новый релиз, непонятно: звукозаписывающие компании эти решения не комментируют.
Многие исполнители блокируют для России и свои клипы в ютьюбе. Например, клип «As It Was» поп-звезды Гарри Стайлза нельзя посмотреть из России без VPN. Некоторые музыканты распространяют геоблоки на свои старые работы: так, в марте группа Pink Floyd удалила с российских стриминговых сервисов альбомы, выпущенные после 1987 года.
Все это приводит к тому, что зарубежная музыка постепенно уходит от массового слушателя в России. В России закрылся Spotify, а Apple Music, хоть и остался, но перестал обновлять витрину — то есть главную страницу приложения, на которой каждую пятницу появляются новые релизы. Чарты оставшихся в стране стриминговых сервисов («Яндекс.Музыка», Boom) сейчас почти целиком состоят из альбомов отечественных исполнителей. До февраля 2022 года такую картину можно было увидеть только во «ВКонтакте».
Некоторых российских и украинских артистов тоже нельзя послушать на стримингах, находясь в России. Например, Фейс (Иван Дремин) и Иван Дорн удалили все свои альбомы с российских площадок. Первый объяснил это тем, что не имеет «морального права работать с прогосударственными музыкальными сервисами, учитывая сложившуюся ситуацию». Второй свое решение подробно не комментировал, но известно, что он резко осуждает войну в Украине.
Как людям приходится слушать музыку, находясь в России? Иногда это совсем небезопасно
Есть несколько способов обойти геоблоки и слушать музыку «как раньше».
1. Самый простой — найти знакомого за границей и попросить его помочь с подключением «семейной подписки» на Spotify или Apple Music. Таким образом можно дать доступ к стримингу шести людям. Для этого нужно:
- чтобы у знакомого была подписка на сервис;
- чтобы он прислал ссылку, перейдя по которой можно получить доступ в «семью»;
- также тому, кто подключается, понадобится изменить адрес и страну проживания в настройках сервиса.
Неясно, как сами сервисы относятся к этой практике: стриминги это никак не комментировали. Но стоит отметить, что это далеко не новый способ получить доступ к площадкам: до прихода Spotify в Россию в 2020 году многие делали именно так.
2. Если такого знакомого нет, можно купить «место в семье» с помощью телеграм-ботов — их создатели просят перевести деньги им на карту, а потом присылают промокод, с помощью которого можно продлить премиум-подписку на стриминг.
Мы не рекомендуем пользоваться этим способом: чтобы оформить такую подписку, вам придется дать продавцу доступ к своему аккаунту Spotify.
Этот вариант — примерно в 2-3 раза дороже, чем покупка обычной подписки. В одном из самых популярных ботов подписка на три месяца стоит 1,4 тысячи рублей, годовая — 3,6 тысячи. Для сравнения: подписка на Spotify до его ухода с российского рынка стоила 169 рублей в месяц.
3. Тот, кто не хочет переплачивать и не может стать участником семейной подписки, вероятно, выберет пиратство. В телеграме сейчас — бум каналов, где музыка распространяется бесплатно и нелегально. Их создатели скачивают все последние недоступные в России релизы и заливают в мессенджер.
При этом важно понимать, что это незаконно, — так что мы тоже не рекомендуем этот способ. Создатели этих каналов распространяют музыку на свой страх и риск: из-за жалобы правообладателей такой канал могут в любой момент заблокировать.
При этом слушать музыку в телеграме не так уж удобно — функционал музыкального плеера в мессенджере слишком ограничен.
И что теперь? Зарубежную музыку в России перестанут слушать?
Сейчас сложно сказать, стали ли в России реже слушать западную музыку из-за ухода стримингов. Закрывшись, Spotify перестал публиковать статистику и песенные чарты, а Apple Music убрал витрину, где раньше можно было узнать, какие релизы сейчас самые популярные.
Альбомный чарт во «ВКонтакте» на момент написания текста почти целиком состоит из российских музыкальных альбомов. Единственные «западные» релизы в нем — подборки «Regengerausche» (шумы дождя для релаксации) и делюкс-версия альбома «78» недавно погибшего рэпера XXXTentacion. В топе лучших треков на сервисе — только российские песни.
Важно при этом понимать, что «Музыка ВКонтакте» всегда была заточена под русскоязычных артистов: с 2017 года именно здесь она органично существовала и продвигалась, а значит, геоблокировки почти никак не повлияли на чарты ВК. На момент написания текста в первой пятерке самых популярных альбомов: «Bandana» Кизару и Биг Бейби Тейпа (2021) и «Yamakasi» Мияги и Энди Панды (2020). Их активно слушали и во время выхода, и сейчас.
В чарте «Яндекс.Музыки» при этом встречаются композиции зарубежных групп: здесь можно обнаружить треки Imagine Dragons, Maneskin и румынской певицы Minelli. Все эти артисты решили не скрывать свою музыку от российских слушателей. При этом российских песен в топе «Яндекса» сегодня все же заметно больше, чем иностранных.
Такое уже было?
В 2014 году, после присоединения Крыма и последующих санкций со стороны западных стран, российская музыкальная индустрия уже переживала нечто подобное. Речь не столько о стримингах (в 2014-м они еще были не так популярны) — тогда из-за резко возросшего курса доллара в Россию почти перестали приезжать с концертами зарубежные музыканты.
Одним из последствий этого бойкота стало неожиданное развитие отечественной сцены: уже в 2015-м прошел первый фестиваль «Боль», где, к примеру, выступали будущие звезды российской инди- и постпанк-волны Ploho, «Буерак», «Спасибо» и другие.
Отразилось это и на лирике: молодые группы и слушатели по-новому посмотрели на свою среду обитания и в некотором смысле начали тепло к ней относиться — перестали бежать от родных панелек, а разглядели в них что-то уникальное и свое. Этот мотив второй половины 2010-х ярко представлен, например, у Хаски, Монеточки или IC3PEAK.
Но в новой ситуации, похоже, все работает наоборот: некоторые группы умышленно избегают своей русскости. Все тот же Фейс в интервью Юрию Дудю говорил, что планирует записать полностью англоязычный альбом: «Если я раньше хотел сказать людям на русском языке, то теперь хочу на другом сказать. Хочу, чтобы меня услышал и понял весь мир».
К чему все это приведет?
В отличие от ситуации 2014 года, сегодня отечественная сцена разрозненна, а многие музыканты и другие представители индустрии покинули страну. Можно лишь пофантазировать, что следующее, «постсанкционное» поколение музыкантов и слушателей попробует по-своему осмыслить и пережить события 2022 года.
Ясно, что людям, привыкшим слушать альбомы в стриминговых сервисах, станет сложнее следить за западными новинками — российская аудитория может вернуться в своем опыте к середине нулевых, когда музыку приходилось искать в тематических интернет-сообществах. При этом представить себе полную музыкальную изоляцию России пока довольно сложно: любой пользователь все еще может за пару кликов скачать нужный альбом.