10 лет назад Microsoft купила Minecraft — одну из самых популярных игр в мире В ней можно построить что угодно, а еще — делать то, что невозможно в реальности (например, провести митинг у памятника Жириновскому)
Десять лет назад, 15 сентября 2014 года, Microsoft объявила о покупке шведской студии Mojang. Благодаря этой сделке американская корпорация получила права на одну из самых популярных игр в истории — Minecraft. В отличие от многих других приобретений Microsoft, студия смогла сохранить независимость, продолжить развитие своего главного проекта и превратить его в огромный и невероятно успешный бизнес. «Медуза» рассказывает, как Minecraft удается оставаться популярной вот уже 15 лет.
Minecraft представляет собой так называемую «песочницу», то есть игру, в которой пользователям дают максимальную свободу, позволяют взаимодействовать с окружающим миром и не ограничивают в творчестве. В проектах подобного жанра может отсутствовать сюжет или конечная цель. Либо игрок может сам ставить себе задачи и выполнять их.
Проект Mojang часто сравнивают с детской игрой в кубики — в том числе потому, что весь мир (в том числе животные, монстры и даже главный герой) в ней состоит из трехмерных блоков правильной формы. Каждый такой блок представляет собой какой-нибудь материал, например дерево или камень. Все это можно использовать для строительства, создания предметов или оружия, которые упрощают жизнь.
Одна из главных особенностей Minecraft — простая, если не сказать примитивная графика. Это позволило игре сохранить довольно низкие системные требования к компьютеру, но все же отпугнуло некоторых игроков. Тем не менее большинство готово мириться с торчащими отовсюду пикселями ради возможностей, которые дает Minecraft. Кроме того, всегда можно установить модификации, которые сделают игру лучше. Сами разработчики в 2020 году добавили в Minecraft поддержку трассировки лучей, полностью преобразив ее.
В Minecraft доступно несколько игровых режимов, отличающихся друг от друга в основном ограничениями, которые предлагают разработчики. Например, в «Выживании» нужно начинать игровой путь с нуля, добывать ресурсы, заниматься строительством и постепенно развивать свой мир. В «Творчестве» ограничений нет — игрок может летать по карте и использовать любые нужные ему материалы в неограниченном количестве. Именно здесь рождаются самые невероятные творения игроков.
Игру создал шведский программист и геймдизайнер Маркус Перссон, также известный под ником Notch. Он выпустил тестовый публичный билд Minecraft еще в мае 2009 года, а полноценный релиз игры на PC состоялся в ноябре 2011-го. Позже проект портировали почти на два десятка различных игровых платформ.
Microsoft заплатила за Minecraft рекордную сумму. Сейчас игра уступает по популярности только тетрису
К 2014 году, когда на Minecraft обратила внимание Microsoft, это была уже невероятно успешная игра — только на PC ее установили более 100 миллионов раз. Правда, журналисты отмечают, что это число включало в себя бесплатные версии. Игрокам понравилось, что в Minecraft можно построить практически что угодно и изменить под свои потребности и желания не только виртуальный мир, но и саму игру — с помощью модификаций.
Студия Mojang обошлась Microsoft в 2,5 миллиарда долларов — это рекордная для игровой индустрии сумма по тем временам. Однако сейчас эта сделка не входит даже в пятерку крупнейших. Например, Sony в 2022 году купила куда более скромную американскую студию Bungie за 3,7 миллиарда долларов. Но рекорд все равно остался за Microsoft. В конце 2023 года корпорация заплатила почти 69 миллиардов за Activision Blizzard.
Американская корпорация известна тем, что довольно легко расстается со своими приобретениями, причем не только в игровом сегменте. Например, в 2007-м Microsoft позволила Bungie вновь стать независимой, в 2016-м закрыла Lionhead Studios (создатели серии Fable), а совсем недавно избавилась сразу от нескольких студий, включая Arkane Austin (разработчики шутера Prey) и Tango Gameworks, доставшиеся ей в рамках сделки по покупке ZeniMax Media.
Самый яркий пример — компания Nokia. В 2014 году Microsoft выкупила у нее подразделение, которое занималась разработкой мобильных устройств. Однако корпорации не удалось добиться успеха на рынке смартфонов. Всего через три года она прекратила разработку новых устройств и программного обеспечения. Мобильное подразделение закрыли.
С разработчиками Minecraft компания Microsoft поступила аккуратней. После того как сделка по покупке Mojang была закрыта, Маркус Перссон, равно как и несколько других руководителей, покинул студию. Однако Microsoft не стала устанавливать свои порядки в компании и позволила Mojang самостоятельно развивать Minecraft, практически не вмешиваясь в процесс.
Еще один важный итог этой сделки — новые владельцы не стали делать игру своим эксклюзивом. После покупки Mojang у Microsoft появился проект, который была доступен не только на ее собственных консолях Xbox или дружественной платформе PC, но и на устройствах прямых конкурентов — компании Sony. Разработчики продолжили поддержку игры на PlayStation, а со временем выпустили версии для новых консолей Nintendo.
Это решение позволило не только сохранить фанатскую базу, но и оценить новые перспективы в бизнесе. В феврале этого года глава Xbox Фил Спенсер объявил, что игровое подразделение Microsoft будет выпускать свои консольные эксклюзивы на PlayStation. Не исключено, что успех Minecraft на платформах конкурентов стал одним из факторов, повлиявших на это решение.
Некоторые журналисты называют Minecraft самой популярной игрой в мире — в октябре 2023-го она преодолела отметку в 300 миллионов проданных копий. Это гораздо больше, чем, например, у Grand Theft Auto V. По данным Microsoft, хотя бы одна копия Minecraft была продана почти во всех странах и регионах мира, включая Антарктиду и Ватикан. Но большинство склоняются к тому, что игра студии Mojang все же находится на втором месте. Лидирует же Tetris с результатом 520 миллионов проданных копий.
В Minecraft можно построить что угодно — от римского Колизея до полноразмерной Москвы. Иногда это приводит к непредсказуемым последствиям
Как бы банально это ни звучало, но единственное, что ограничивает игроков в Minecraft, это их воображение и инженерные навыки. За 15 лет в игре воссоздали, возможно, все реально существующие здания и памятники: Эйфелеву башню, Колизей, Статую Свободы, Собор Святого Петра и множество других построек.
Minecraft позволяет побывать на МКС или в Королевской Гавани из «Игры престолов» и строить полноразмерные города, например Москву. Последняя карта создана в рамках проекта Build the Earth, запущенного в 2020 году. В нем участники со всего мира пытаются воссоздать всю Землю в масштабе 1:1.
Иногда игру даже используют для проведения митингов. Например, в прошлом году партия ЛДПР устроила у созданного в Minecraft памятника Владимиру Жириновскому «первомайскую демонстрацию». Организаторы утверждают, что митинг посетили примерно 12 тысяч человек, из-за чего сервер не выдержал и упал. Хотя журналисты отметили, что он был рассчитан максимум на 100 пользователей.
Если не считать жутковатого памятника Жириновскому, не существующего в реальности, в остальном митинг прошел, как и в обычной жизни. Журналисты пишут, что на него пришли игроки в образе сотрудников ОМОН и все завершилось виртуальной потасовкой.
Были и более мрачные случаи, когда игра оказывалась в центре скандала в России. В феврале 2022 года суд вынес приговор трем подросткам из города Канск в рамках так называемого «дела о взрыве ФСБ в Minecraft». Их обвиняли в изготовлении взрывчатки и обучении для участия в террористической деятельности. Двух фигурантов дела освободили от уголовной ответственности за содействие следствию, а 16-летний Никита Уваров получил пять лет колонии.
Журналисты сообщали, что в телефонах школьников нашли переписку о построенном ими в Minecraft здании ФСБ, которое они собирались «взорвать». Однако в обвинительном заключении она не упоминалась. Изначально подростков задержали в 2020 году из-за того, что они расклеивали листовки (в том числе на здании канского отдела ФСБ) в поддержку математика Азата Мифтахова, который в то время отбывал наказание по обвинению в хулиганстве.
Вселенная Minecraft насчитывает уже несколько игр. А в следующем году выйдет экранизация (возможно, провальная)
После продажи Mojang Маркус Перссон работал над несколькими небольшими проектами и даже основал компанию Rubberbrain, которая не выпустила ни одной игры. Весной этого года он открыл новую студию Bitshift Entertainment, которая занимается разработкой rogue-like проекта Levers and Chests. Повторить успех Minecraft ему пока не удалось, да и не факт, что это возможно.
А вот его бывшая компания Mojang продолжает развиваться. В магазинах по всему миру, равно как и в официальном студийном, можно найти огромное количество мерча Minecraft. Разработчики продолжают проводить ежегодные фестивали с анонсами для фанатов. Сама игра ежегодно приносит несколько сотен миллионов долларов выручки.
Вселенная Minecraft давно не ограничивается одной основной игрой. За эти 15 лет вышло несколько проектов в разных жанрах. Например, существует приключенческий экшен Minecraft Dungeons, стратегия в реальном времени с элементами экшена Minecraft Legends и Minecraft: Story Mode — приключенческая игра, похожая на интерактивный телесериал. В ней нужно следить за сюжетом, периодически выбирать варианты дальнейшего развития событий и время от времени вступать в сражения.
Отдельно стоит выделить Minecraft Education — специальную версию для образовательных учреждений. Она помимо всего прочего позволяет в доступной игровой форме объяснить детям основы программирования, а также познакомить их с современными технологическими новинками, например искусственным интеллектом.
Весной следующего года состоится премьера фильма, снятого по мотивам игры, с участием Джейсона Момоа и Джека Блэка. Правда, журналисты пока не очень верят в его успех. Первый трейлер картины за три дня собрал более миллиона дизлайков на ютьюбе, и есть вероятность, что «Майнкрафт» повторит судьбу «Бордерлендс», которую называют одной из худших экранизаций игры в истории. Но нет никаких сомнений, что это никак не отразится на популярности самой игры.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!