«Бордерлендс» — возможно, худшая экранизация игры в истории В первые дни после премьеры рейтинг на Rotten Tomatoes составлял 0%
В середине августа в прокат вышел приключенческий боевик «Бордерлендс» — это экранизация популярного шутера Borderlands от Gearbox Software. Ее снял актер и режиссер Элай Рот — он играл Донни Доновитца в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино. Среди авторов сценария был Крэйг Мэйзин — создатель хитов HBO «Чернобыль» и «Одни из нас». А главные роли исполнили суперзвезды: Кейт Бланшетт, Кевин Харт, Джейми Ли Кертис и Джек Блэк. Но это не спасло фильм от провала — у «Бордерлендс» всего 9% положительных рецензий, что делает его одной из худших экранизаций игр в истории. Рассказываем, что пошло не так.
В далеком постпанк-будущем наемница Лилит (Кейт Бланшетт) принимает заказ от главы злодейской корпорации по имени Атлас (Эдгар Рамирес). Ей нужно полететь на захолустную планету Пандору и найти там похищенную дочь заказчика — Крошку Тину (Арина Гринблатт).
Но Лилит быстро узнает, что это не дочь Атласа, а жертва его экспериментов. Ребенок нужен злодею, чтобы найти вход в таинственное Хранилище с неким супероружием. Его создали эридианцы, истребленные коренные жители Пандоры, — и только они могут его открыть. Поэтому Атлас вырастил Тину из ДНК уничтоженной расы.
Попасть в Хранилище мечтают все. Даже мать Лилит пропала много лет назад, разыскивая его. Наемница решает защитить девочку от Атласа и сама найти легендарное место. Искать ключи ей помогают бывший солдат Роланд (Кевин Харт), огромный псих в маске по имени Криг (Флориан Мунтяну, он же Виктор Драго из «Крида»), болтливый робот Клэптрэп (с голосом Джека Блэка) и сумасшедший доктор Патриция Таннис (Джейми Ли Кертис).
Боевик снял Элай Рот — актер и режиссер, которого знают прежде всего по роли сержанта Донни Доновитца по прозвищу Жид-медведь из «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. Но любителям хорроров Рот знаком и как постановщик кровавых слэшеров «Хостел» (2005) и «День благодарения» (2023). Одним словом, подходящая кандидатура для экранизации игры Borderlands.
Эта серия фантастических шутеров строится на мультяшном ультранасилии, трешовом юморе и ярких персонажах, которых заботит лишь жажда наживы. Тем не менее Рот, специалист по экранному насилию и странному юмору, почему-то сделал из этого материала второсортный семейный фильм о поиске предназначения.
В центре истории — группа непохожих наемников, которые охотятся за макгаффином, то есть содержимым Хранилища. Поначалу они недолюбливают друг друга и готовы в любой момент предать товарищей — но объединяются ради общей цели, а затем становятся настоящими друзьями. Звучит как копипаста «Стражей Галактики»: поджанр team-up боевиков придумал, конечно, не Джеймс Ганн — но он довел его до совершенства. По очень успешной марвеловской трилогии легко определить главные ингредиенты такого фильма: трогательные персонажи, острый юмор, яркий антагонист и захватывающий экшен. В «Бордерлендс» не удался ни один из этих элементов.
Все, что известно о Лилит, — ее бросила мать ради поиска Хранилища и теперь она дерзкая охотница за головами. Об остальных героях информации еще меньше — их можно описать ярлыками: отважный солдат, недалекий силач, умная ученая, злой босс корпорации. Такой упрощенный подход к персонажам возможен в онлайн-шутере, но не в кино.
В результате между героями нет напряжения и химии, они не развиваются и не меняются к концу истории. Диалоги настолько деревянные, что некоторые критики предложили «разжигать ими костер». Актерам просто нечего играть. Например, роль солдата Роланда играет звезда стендапа Кевин Харт — казалось бы, если продюсеры берут в каст комика, значит, от него требуется классная подача реприз. Но за весь фильм Харт ни разу не шутит — только стреляет.
За юмор в фильме отвечает не умолкающий ни на минуту робот Клэптрэп в озвучке Джека Блэка. Элай Рот вставляет его дежурные панчи в любой непонятной ситуации, поэтому болтовня робота быстро приедается. Критики назвали работу Блэка «настолько несмешной, что буквально становится стыдно».
Многочисленные драки и перестрелки тоже не помогают — они скучные. Большинство экшен-сцен сняты по принципу «удар — склейка — падение», а не единым дублем. На фоне «Джона Уика» Чада Стахелски и «Никто» Ильи Найшуллера, совокупный бюджет которых не превышал 35 миллионов долларов, экшен в 100-миллионном «Бордерлендс» выглядит дешевым и устаревшим. Элай Рот при этом попытался сыграть в «Джона Уика» — и поставил одну боевую сцену, снятую непрерывным дублем. Но она очень короткая и внезапная: когда зритель понимает, чем его хотят развлечь, эпизод уже заканчивается.
Известно, что Кевин Харт три месяца тренировался с «морскими котиками», чтобы научиться драться. Он и Флориан Мунтяну самостоятельно выполнили все трюки в фильме. Это не мешает критикам писать, что Элай Рот «режиссирует экшен-эпизоды, будто расставляет солдатиков».
«Бордерлендс» — комедийный приключенческий боевик, где нет шуток и нет приключений. Джеймс Ганн в «Стражах» переворачивал клише и давал персонажам развиваться. Фильм Элая Рота воспроизводит штампы один за другим, не дает героям узнать друг друга и спешит перейти к банальному финалу.
Можно предположить, что фильм адресован только фанатам игры, которые знакомы с миром — и додумают сюжет там, где авторы оставили слепые зоны. Но и фансервис не удался.
Как из фильма пропал Крэйг Мэйзин
Экранизацию начали готовить почти десять лет назад: в 2015-м студия Lionsgate купила права на экранизацию. Продюсерами фильма стали Ави и Ари Арады, известные по работе почти над всеми фильмами о Человеке-пауке — от классических экранизаций Сэма Рэйми до недавних мультфильмов «Через вселенные» (2018) и «Паутина вселенных» (2023).
С 2015-го по 2021-й сценарий многократно переписывали с нуля. Всего над ним работали девять сценаристов, в том числе Сэм Левинсон («Эйфория»), Джуэл Тейлор («Они клонировали Тайрона») и Зак Олькевич («Быстрее пули»). Последнюю версию сценария, видимо, написал Крэйг Мэйзин, шоураннер другой экранизации игры — «Одни из нас» — и сценарист сериала «Чернобыль».
Изначально на место режиссера прочили Ли Уоннелла («Апгрейд») и Криса Маккея («Робоцып» и «Лего Фильм: Бэтмен»). Но в 2020-м продюсеры выбрали Элая Рота. В это же время началась пандемия коронавируса, и «Бордерлендс» пришлось снимать, соблюдая все ограничения. По словам Рота, это сильно сказалось на возможностях группы.
За год до выхода фильма, когда основные съемки уже были завершены, фанаты обратили внимание, что Крэйг Мэйзин исчез из титров, а вместо него появилось имя «Джо Кромби». При этом такого человека нет в базе IMDb, поэтому фанаты и журналисты предположили, что Мэйзин решил убрать свое имя из титров и использовал псевдоним.
«Я не сценарист этого фильма, поэтому я не могу претендовать на какое-либо авторство „Бордерлендс“, а тем более на соавторство [с Элаем Ротом]. Я видел новости о псевдониме — это неправда. Я не использовал псевдоним. Если имя, о котором идет речь, действительно псевдоним, все, что я могу сказать, — это не мой псевдоним», — объяснил Мэйзин в интервью Variety. Его имя в титрах так и не появилось. Под псевдонимом Джо Кромби, как оказалось, скрывается сценарист Джо Аберкромби, работавший в том числе над мультсериалом «Любовь, смерть и роботы».
В 2023-м «Бордерлендс» показали фокус-группам и отправили на двухнедельные пересъемки — обычная практика для высокобюджетных проектов. Но Элай Рот к этому моменту уже занялся другим фильмом, хоррором «День благодарения», — и студии пришлось нанять еще одного режиссера, Тима Миллера («Дэдпул»), который в итоге заканчивал проект.
Создатели «Бордерлендс» переосмыслили персонажей и сюжет игры (неудачно). А главное — изменили возрастной рейтинг
Элай Рот, продюсер Ави Арад и сценаристы серьезно переработали вселенную игр и изменили хронологию событий. Например, в фильм не попали два ключевых персонажа первой части Borderlands — Мордекай и Брик. Зато в историю добавили Крошку Тину, которая появлялась только во второй части шутера. Ее биографию полностью переписали: в игре у нее были настоящие родители, которых убили в рабстве.
Похожая трансформация случилась с генералом Ноксом — злодей-мужчина из игры стал женщиной (Джанина Гаванкар), влюбленной в Роланда. Создатели выдумали и главного злодея Атласа — он соединяет в себе нескольких антагонистов серии.
По словам Рота, он «не хотел быть слишком раболепным» по отношению к первоисточнику и пытался «по-своему рассказать отличную историю, наполненную пасхалками для фанатов». Но в результате, если вы знакомы с игрой, странные нововведения только нервируют.
При этом рейтинг фильма — PG-13, то есть для детей от 13 лет. Оригинальная игра — постапокалиптический треш-боевик, «Безумный Макс» на стероидах с возрастным рейтингом 17+ в США. В перестрелках врагов разрывает на куски, а псих Криг отрезает врагам головы бензопилой. Но по какой-то причине авторы экранизации решили сделать из этого семейное кино.
Это выглядит особенно странно, учитывая, что одновременно с «Бордерлендс» в кинотеатрах с триумфом идет боевик «Дэдпул и Росомаха». Это первый фильм категории 18+ во вселенной Marvel. Корпорация Disney, специализирующаяся на семейном кино, рискнула и выпустила картину, где полно насилия и шуток о наркотиках. Фильм уже заработал более миллиарда долларов и стал абсолютным рекордсменом по сборам среди картин 18+.
«Бордерлендс» собрал за неделю менее 10 миллионов — при бюджете свыше ста. На старте у него было 0% положительных рецензий на Rotten Tomatoes (сейчас уже 9%) и всего 51% от аудитории — это делает картину Рота одной из худших экранизаций игр в истории.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!