Перейти к материалам
истории

«Дэдпул и Росомаха»: гигантский коллаж из вторсырья Фильм Marvel — не слишком смешной и оригинальный — вдруг снова в лидерах проката. Возможно, публика просто пожалела списанных со счетов героев

Источник: Meduza
Disney+

В мировом прокате идет фильм «Дэдпул и Росомаха» Шона Леви. Картина, которая насмехается над собственным жанром — супергеройского боевика, — вдруг оживила к нему интерес. К своим ролям вернулись Райан Рейнольдс и Хью Джекман, герой которого, казалось бы, попрощался с публикой в «Логане». Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему фильм о супергероях вдруг снова понравился зрителям.

Мир Дэдпула умирает, чиновники из администрации временны́х потоков приговорили вселенную к высшей мере. Спасти ее можно единственным образом: эксгумировать погибшего несколько лет назад (см. «Логан» Джеймса Мэнголда, 2017 год) Росомаху — того самого героя, из-за ухода которого целый пространственно-временной континуум вот-вот аннигилирует. Судьба самого Дэдпула и его друзей — впрочем, тех не наберется и десятка — традиционно никого не колышет.  

Marvel прощается (ведь прощание — это всегда красиво), но не уходит. Кризис идей, форм и самого жанра супергеройского блокбастера превращается в обыгрывание кризиса. Поражение конвертируется в победу. Публика снова рукоплещет, супергеройский боевик впервые за долгие годы бьет кассовые рекорды на старте проката. А сам Дэдпул в исполнении неузнаваемого Райана Рейнольдса (его актерское обаяние будто специально стерто отталкивающим гримом и спрятано под костюм) в самом деле становится «Иисусом Marvel». Эта умеренно-непочтительная шутка повторяется с экрана так часто, что поневоле начинаешь подозревать: они это всерьез. 

Стоит ли затевать рассказ о скучнейшей предыстории студийных дрязг и сделок, из-за которых одна из самых успешных супергеройских франшиз («Дэдпул», в отличие от других, принципиально презирает цензурные ограничения и регулярно ломает четвертую стену) в самом деле чуть не погибла? Обожаемый подростками антигерой-наемник со способностями к регенерации был палочкой-выручалочкой 20th Century Fox. А потом студию купил Disney, важнейшей составляющей которого был и остается Marvel. Проект триквела о Дэдпуле завис. Прошло время, начался и кончился ковид, прошли забастовки сценаристов и актеров в Голливуде. После многочисленных смен режиссеров и сценаристов Дэдпула извлекли из-под руин былого коммерческого успеха и в компании с Росомахой отправили на авансцену объединенной вселенной, все менее интересующей публику.

Disney+
Disney+
Disney+

Кстати, это не первая встреча двух во всех смыслах противоположных персонажей (Дэдпул умеет лишь шутить и не затыкается, Росомаха немногословен и лишен чувства юмора). Они — правда, в других своих версиях — уже сталкивались в не слишком удачных «Людях Икс: Начало. Росомаха» Гэвина Худа в далеком 2009 году. Но тогда в центре внимания был серьезный мутант с бакенбардами и стальными когтями, сегодня же на первом плане самовлюбленный шут.

Всегда было любопытно, как воспримет какой-нибудь многофигурный кинокомикс — допустим, «Мстителей» или «Лигу справедливости» — зритель, не видевший ни одной картины в этом жанре? Что и как поймет? Получит ли удовольствие, и от чего именно? Что ж, «Дэдпул и Росомаха» не подходят для такого опыта. Это воплощение фансервиса, возведенного в черт знает какую степень.

Некоторые сцены напоминают изысканные криптограммы: не узнаешь персонажа или не поймешь цитату — и ты вылетел из узкоспециальной игры. Неприличного юмора тоже хватает, но стыдно сталкиваться не с ним, а с внутрииндустриальными подмигиваниями на тему Marvel, Disney и Fox (один из эпизодов буквально разворачивается на развалинах гигантского логотипа последней студии). Нагромождение метаабсурда переходит все границы, сделано это намеренно. Будто креативный лидер Marvel Кевин Файги осознал, что терять студии нечего, можно пойти ва-банк и реализовать все, даже самые глупые мечты дурацкого персонажа, взбунтовавшегося против выписанного ему смертного приговора.

Перед нами тот мир, в котором Дэдпул мог бы быть не только мессией, но и демиургом. Отвергнуть претензии на глубокий смысл, перестать заигрывать с повесткой, дать порулить самовлюбленному идиоту — что может быть более освобождающим жестом? Вероятно, именно это почувствовала и разделила уставшая аудитория Marvel. 

В издательстве «Медузы» вышла книга Антона Долина «Плохие русские». Вы можете заказать ее уже сейчас. Автор рассказывает, как очень успешные российские фильмы и сериалы последних десятилетий, от «Брата» до «Слова пацана», построили идеологию путинского режима. Заказать «Плохих русских» или купить другие книги нашего издательства можно по этой ссылке.

После того как вселенную Дэдпула — тот, не пройдя отбор в команду Мстителей, устроился торговать подержанными машинами — перечеркнуло решение омерзительного бюрократа мультивселенной по имени Парадокс (отличная, кроме шуток, роль британца Мэттью Макфэдьена — Тома из «Наследников»), тот отправляется в лимб неудавшихся супергероев, Пустоту. Компанию ему составляет худший лузер среди Росомах бесчисленных параллельных миров (Хью Джекман, кто же еще), проигравший все битвы и с горя тяжело запивший. Будто этого унижения недостаточно, его еще и обрядили в анекдотический желтый костюм, знакомый читателям комиксов о Людях Икс; включить его в киноверсию этой серии до сих пор никто не решался. Теперь вдвоем им надо как-то отсюда выбраться. Для этого неожиданные союзники обращаются к помощи команды списанных бывших супергероев. 

Это и апогей фансервиса, и самый щемящий ностальгический момент фильма. Как может не растрогать камбэк персонажей и актеров, позабытых публикой и продюсерами на фоне грандиозных успехов Marvel и DC? Здесь собрались Блэйд (да, Уэсли Снайпс!), Электра Начиос (да, Дженнифер Гарнер!), Гамбит — бредовый супергерой, чья сверхсила — взрывающиеся игральные карты (фильм о нем так и не был снят, хотя планировался, в его роли блестяще выступает Ченнинг Татум). Наконец, Крис Эванс, но в качестве не Капитана Америки, а Джонни Шторма из дилогии довольно ужасных фильмов о Фантастической Четверке (2005–2007); публика уже и забыла этот стыдный факт его актерской биографии. 

Marvel Entertainment

Включение команды отставников в экшен-интригу обустроено довольно вяло — в «Дэдпуле и Росомахе» вообще на удивление скучные сцены драк и боев. Однако ее сентиментальную силу трудно переоценить. Будто Marvel молит свою аудиторию о пощаде. Неужели вы хотите списать нас за ненадобностью? Как же так? Что мы будем делать друг без друга? Судя по кассовым результатам, публика услышала и сжалилась. 

«Дэдпул и Росомаха» — гигантский коллаж из вторсырья. Важнейший из его немногочисленных оригинальных элементов — не Макфэдьен с его безупречным отрицательным обаянием и не Эмма Коррин (принцесса Диана в «Короне») в роли совсем не страшной мегазлодейки Кассандры Новы, а режиссер этой части «Дэдпула» Шон Леви. Его недолюбливают критики, но обожает аудитория. Леви, как показала прославившая его франшиза «Ночь в музее», обладает даром воскрешать мертвое, вдыхать жизнь в пыльные скучные артефакты. И сейчас этому доктору Франкенштейну все-таки удалось вдохнуть жизнь в сшитого из разрозненных лоскутов монстра, обогатить его хоть какой-то энергией.

Впрочем, сугубо художественных удач здесь раз-два и обчелся. Есть уродливая до милоты собачка с вечно высунутым языком. Есть армия двойников главного героя, включающая Ковбоя, Самурая и Шотландца. Ну и еще пара гэгов, которым хочется улыбнуться. 

Тем не менее назвать «Дэдпула и Росомаху» хорошим фильмом — значит покривить душой. Это путаный, перегруженный, беззастенчиво нарциссичный (как и его главный герой), временами невыносимо глупый и несовременный блокбастер. Вместе с тем во время его просмотра невольно посещает мысль: возможно, лишь таким мог — и даже должен — стать реквием по жанру, который человечество обожало пару десятилетий. Не исключено, что это приговор не студии Marvel, а нашему распадающемуся миру, разъединенной вселенной, откуда ушли прекраснодушие и любовь к наивным супергероям. Былая вера угасла и развеялась, из Спасителей остался один Дэдпул. По мощам и елей. 

Еще одна любопытная премьера

«Смерчи» Ли Айзека Чун — летний блокбастер об ученых, которые пытаются укротить торнадо Стивен Спилберг спродюсировал новую версию своего классического фильма-катастрофы — с крутыми спецэффектами и предсказуемым сюжетом

Еще одна любопытная премьера

«Смерчи» Ли Айзека Чун — летний блокбастер об ученых, которые пытаются укротить торнадо Стивен Спилберг спродюсировал новую версию своего классического фильма-катастрофы — с крутыми спецэффектами и предсказуемым сюжетом

Антон Долин