Перейти к материалам
Стивен Спилберг получает «Золотой глобус» за «Фабельманов»
истории

«Банши Инишерина» и «Фабельманы» получили «Золотые глобусы». Похоже, это главные претенденты на «Оскар» О чем еще говорят результаты премии этого года?

Источник: Meduza
Стивен Спилберг получает «Золотой глобус» за «Фабельманов»
Стивен Спилберг получает «Золотой глобус» за «Фабельманов»
(Rich Polk / NBC / AP / Scanpix / LETA

В Беверли-Хиллз прошла 80-я церемония вручения премии «Золотой глобус». В номинации «Лучший драматический фильм» победили «Фабельманы» Стивена Спилберга, он же стал лучшим режиссером. Мрачная картина о ссоре двух друзей Мартина Макдоны «Банши Инишерина» стала лучшей комедией, также Макдона получил награду за лучший сценарий. Лучшими актерами в драматическом фильме были признаны Остин Батлер («Элвис») и Кейт Бланшетт («Тар»), а в комедийном фильме — Колин Фаррелл («Банши Инишерина») и Мишель Йео («Все везде и сразу»). Кинокритик Антон Долин анализирует результаты премии.

Год назад одна из старейших и авторитетнейших кинопремий Голливуда «Золотой глобус» выжила чудом. Казалось, притупившая интерес к кинематографу пандемия и множество репутационных скандалов (несправедливая репрезентация, невнимание к женщинам-режиссерам, подозрения в коррупции) прикончат награду Голливудской ассоциации иностранной прессы. Однако к юбилею «Золотой глобус» собрался с силами и провел работу над ошибками.

Состав голосующих членов ассоциации расширился и стал более разнообразным. Забрезжила и некая объединительная сверхидея — в пику все более минималистскому и левому «Оскару» вспомнить о гламуре старого Голливуда, допустить в процедуре раздачи призов некую неформальную вальяжность. И вправду, как можно сбрасывать со счетов премию, коронующую призами за режиссуру и лучший фильм года Стивена Спилберга? Особенно если он сам приходит на церемонию за статуэтками. 

Итак, лучшей драмой года признаны исповедальные «Фабельманы» Спилберга, расхваленные критиками, хоть и прохладно принятые широкой аудиторией. Однако если по-прежнему считать «Золотой глобус» предвестником «Оскара» (с каждым годом в этом все больше сомнений), то ключевой вопрос о лидере остается подвешенным. Ведь «глобусами» награждают две картины — драму и комедию или мюзикл.

Основным конкурентом Спилберга остается ирландец Мартин Макдона со своей лучшей, самой парадоксальной, зрелищной и пронзительной картиной «Банши Инишерина». Он тоже признан лучшим, только в сценарной категории. А фильм получил звание лучшей комедии. В этом году старомодность и условность этого жанрового разделения особенно очевидны: почему, собственно, трагичные (хоть одновременно смешные) «Банши Инишерина» считаются комедией, а забавные (хоть и трогательные) «Фабельманы» — драмой и что помешало включить «Элвиса» База Лурмана в число мюзиклов? 

Исполнители главных ролей в фильме «Банши Инишерина» Брендан Глисон и Колин Фаррелл на церемонии «Золотой глобус»
Rich Polk / NBC / Getty Images

Кстати, сыгравший в нем заглавную роль Остин Батлер признан лучшим актером в соответствующей категории, но и это трудно счесть определенным прогнозом — ведь также награжден Колин Фаррелл из картины Макдоны. Аналогичная двойственность наблюдается в женской номинации: главными соперницами продолжают считаться Кейт Бланшетт из драмы «Тар» и Мишель Йео из фантасмагории «Все везде и сразу». Каждая получила по «Золотому глобусу». А как оно сложится на «Оскаре»? На стороне Бланшетт и Фаррелла, напомним, еще и венецианские актерские «Кубки Вольпи». 

Кейт Бланшетт, сыгравшая главную роль в фильме «Тар»
Axelle/Bauer-Griffin / FilmMagic / Getty Images
Исполнительница главной роли в фильме «Все везде и сразу» Мишель Йео
Christopher Polk / NBC / Getty Images

Еще одного явного фаворита этого киносезона, Брендана Фрейзера, сыгравшего главную роль в драме Даррена Аронофски «Кит», премия не отметила. Вполне вероятно, что это связано с его заявлением: Фрейзер сказал, что не придет на «Золотой глобус», даже если получит награду. В 2018 году в интервью журналу GQ актер описал, как пятнадцатью годами ранее его домогался Филип Берк, бывший глава Голливудской ассоциации иностранной прессы, вручающей «глобусы». Сегодня Фрейзер заявляет, что все еще не доверяет премии и ее попыткам решить внутренние проблемы и занять более прогрессивную позицию. При этом его работа в «Ките» — одна из самых выразительных в этом сезоне, в Венеции ее встречали шестиминутной овацией. Не исключено, что на «Оскаре» он будет основным конкурентом Остина Батлера и Колина Фаррелла.

Более отчетливо выглядит ситуация с исполнителями ролей второго плана. Справедливыми и закономерными смотрелись коронация и без того царственной Анджелы Бассетт («Черная Пантера: Ваканда навеки»), вспомнившей в своей трогательной речи покойного Чедвика Боузмана, и награждение Ке Кью Хвана, чья роль во «Все везде и сразу» удивительным и чудесным образом вернула на авансцену артиста, прославившегося в 12 лет ролью у того же Спилберга в «Индиане Джонсе и Храме судьбы», но с тех пор почти пропавшего с радаров.  

В телевизионных категориях победителями стали три предельно различных сериала, отражающих весь спектр продолжающей расти телеиндустрии: «Дом Дракона» от HBO провозглашен лучшей драмой, «Начальная школа Эбботт» от ABC — лучшей комедией, а второй сезон сатирического «Белого лотоса» от того же HBO — лучшим мини-сериалом или антологией. 

Важным моментом на церемонии юбилейного «Золотого глобуса» было показанное по видео обращение президента Украины Владимира Зеленского, пообещавшего гостям и зрителям: «Третьей мировой не будет». Это своеобразный ответ «Оскару», который в прошлом году отказался от включения Зеленского в протокол, за что был жестко раскритикован. Но если подобное отступление от привычных традиций — жест осознанный и открыто политический, то лидировавшие на «Золотых глобусах» фильмы интуитивно и без всякой конъюнктурности отразили ту тревожную реальность, в которой прошла премия.

«Банши Инишерина» — фильм о состоянии распри, абсурдной, немотивированной и от этого особенно жестокой войны людей, всю жизнь бывших близкими друзьями. Хоть действие разворачивается ровно сто лет назад, во время Гражданской войны в Ирландии, параллели с современностью рисуются без труда.

Победивший в анимационной категории блестящий «Пиноккио» Гильермо дель Торо — сказочная притча о противостоянии художника-нонконформиста милитаризму и фашизму.

Наконец, хоть в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и не победила считавшаяся лидером симпатий антивоенная драма Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен», голосующие выбрали еще более актуального претендента, выигрывающего и в художественном смысле. «Аргентина, 1985» аргентинца Сантьяго Митре — картина о суде над хунтой, державшей всю страну в страхе, но получившей по заслугам. Хочется верить, что этот фильм не только напоминает об уроках прошлого, но и хотя бы в чем-то предсказывает будущее. 

О «Ките» Даррена Аронофски

Венеция-2022. «Кит» Даррена Аронофски Драма о человеке, которого уничтожает ожирение. Сыгравший главную роль Брендан Фрейзер получил шестиминутную овацию — и расплакался в ответ

О «Ките» Даррена Аронофски

Венеция-2022. «Кит» Даррена Аронофски Драма о человеке, которого уничтожает ожирение. Сыгравший главную роль Брендан Фрейзер получил шестиминутную овацию — и расплакался в ответ

 

Антон Долин