Перейти к материалам
истории

Россия отказалась выдвигать свой фильм на «Оскар» Антон Долин — о том, как российское кино решило «эмансипироваться» от американской киноакадемии. И почему та вряд ли это заметит

Источник: Meduza
Михаил Метцель / ТАСС

26 сентября стало известно, что Россия не будет выдвигать свой фильм на премию «Оскар», которую будут вручать в феврале 2023 года. При этом всего за три дня до этого российский оскаровский комитет заявил, что претендента на главный приз в мировой киноиндустрии планируется выбрать из 122 картин. Тем не менее председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков — сам лауреат «Оскара» — решил, что «делать это бессмысленно». После такого решения оскаровский комитет России покинул его глава Павел Чухрай — а также состоявшие в организации режиссеры Николай Досталь и Андрей Звягинцев. Кинокритик «Медузы» Антон Долин вспоминает, как складывались отношения советской, а затем российской киноиндустрии с «Оскаром».

Россия в этом году не будет выдвигать фильм на премию «Оскар». Что это значит? Для Американской киноакадемии — решительно ничего. Категория «Международный фильм», в которую попадают картины не на английском языке, не считается ключевой — хотя за пределами США к ней по понятным причинам приковано особенное внимание. Кандидатов в ней хватает, и каждый такой новичок — например, в прошлом году это был Бутан — нередко интереснее и важнее, чем многие давние участники гонки. Как минимум включение новых игроков говорит о том, что авторитет премии не падает, а продолжает расти. 

Для России же настал конец долгой истории в «Оскаре». По крайней мере на нынешнем этапе, который тоже вряд ли будет длиться вечно.

В советское время «Оскар» был чем-то далеким, экзотичным, недосягаемым. Несомненно, важным для престижа страны — и не принадлежащим лично самим лауреатам, будь то Сергей Бондарчук («Война и мир», 1969) или Владимир Меньшов («Москва слезам не верит», 1981). Только Акира Куросава со своей статуэткой 1976 года за снятого в копродукции Японии и СССР «Дерсу Узала» в полной мере ощутил триумф как свой. 

В постсоветский период отношение к «Оскару» постепенно менялось. В 1990-х российская кинематография казалась молодой и многообещающей — и в 1995-м это ощущение логично разрешилось победой Никиты Михалкова и его «Утомленных солнцем».


📄 Дорогие читатели! Теперь вы можете скачать PDF-версию любой статьи «Медузы». Файл можно отправить в мессенджере или по электронной почте своим близким — особенно тем, кто не умеет пользоваться VPN или у кого явно нет нашего приложения. А можно распечатать и показать тем, кто вообще не пользуется интернетом. Подробнее об этом тут.


Номинации в желанной категории россияне получали не раз. Последним таким счастливчиком оказался Андрей Звягинцев — причем дважды, с «Левиафаном» (2014) и «Нелюбовью» (2017). Параллельно на «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» номинировались российские аниматоры — в частности, Константин Бронзит. В 2000 году художник-мультипликатор Александр Петров получил «Оскар» за короткометражную экранизацию повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». 

Несмотря на это, после 2000 года среди российских кинематографистов все чаще звучали то горькие упреки «Оскару», который Россию не замечает и упорно игнорирует — наверняка, как считали работники отечественного кино, по политическим мотивам, — то призывы к самодостаточности: зачем нам нужно добиваться одобрения американцев?

Отказ от выдвижения фильма на «Оскар» в 2022 году кажется закономерным итогом — причем именно по инициативе единственного российского режиссера, который в постсоветское время получил заветный приз. То есть Никиты Михалкова. Неминуемое умирание киноиндустрии в России — происходящее на фоне массового ухода из России голливудских студий, фильмов и прокатчиков — закономерно зарифмовалось с нынешним жестом наших «академиков». В символическом смысле это решение — «эмансипация» от американского влияния. По меньшей мере имеется в виду что-то такое.

Вся современная российская киноиндустрия и прокатная система возникли под влиянием растущего интереса публики к американскому развлекательному кино — и до сих пор именно на нем держались, невзирая на регулярные рекорды отечественных блокбастеров (все равно оцениваемых в категории «не хуже, чем в Голливуде»).

Российским зрителям, как бы ревниво к этому ни относились отечественные режиссеры — тот же Никита Михалков, чьи последние фильмы стабильно проваливались в прокате, — совершенно точно хотелось смотреть голливудское кино. И сегодня они явно больше расстроены его исчезновением из репертуара, чем потенциальной потерей неких почетных призов и званий для российских авторов.

О «параллельном импорте» зарубежных фильмов

В России хотят ввести «принудительное лицензирование» для кино — чтобы показывать голливудские премьеры Ничего хорошего из этого, кажется, не выйдет

О «параллельном импорте» зарубежных фильмов

В России хотят ввести «принудительное лицензирование» для кино — чтобы показывать голливудские премьеры Ничего хорошего из этого, кажется, не выйдет

Стоит ли это еще одного, хоть и локального, раскола в профессиональной среде? Вопрос риторический. Решение российского оскаровского комитета — и без того организации предельно непрозрачной, состав которой периодически менялся или обновлялся по непонятному принципу, — принималось через голову некоторых его членов. И вот уже четверо его покинули — режиссеры Николай Досталь, Павел Чухрай (между прочим, председатель этого самого комитета, что делает ситуацию еще абсурднее), Андрей Звягинцев и Владимир Котт

Конечно, в 2022 году шанс попасть в список номинантов на «Оскар» для любого российского фильма был ничтожным. Да и вряд ли среди снятых и выпущенных в этом сезоне картин была хоть одна, отвечающая интересам Американской академии, разве что «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова. Но вряд ли российский оскаровский комитет мог бы себе позволить выдвинуть картину режиссера с репутацией диссидента.

Но действительно ли все дело в отсутствии возможности попасть в шорт-лист? Слишком уж в этом случае вся ситуация начинает напоминать басню о лисе и винограде. Или советский анекдот о Неуловимом Джо — как известно, уловить его не могли лишь потому, что «он на фиг никому не нужен». 

Городок в западно-американской степи. Салун. За столом сидят два ковбоя, местный и приезжий, и пьют виски. Вдруг по улице кто-то проносится на огромной скорости, паля во все стороны из пистолетов. В салуне никто и ухом не ведет. Приезжий местному:

— Билл?

— Да, Гарри?

— Что это было, Билл?

— Это был Неуловимый Джо, Гарри.

— А почему его зовут Неуловимым Джо, Билл?

— Потому что его никто еще не поймал, Гарри.

— А почему его никто еще не поймал, Билл?

— Потому что он на фиг никому не нужен, Гарри.

Остается постфактум задать ненужный вопрос: на самом ли деле «Оскар» игнорировал Россию? Ответ очевиден: конечно же, нет. СССР и Россия входили в десятку самых награждаемых стран за всю его историю: если добавить к трем советским «Оскарам» один михалковский, получится четыре статуэтки. И это если не считать 16 номинаций.

Достойный результат, несравнимый с показателями двух лидеров — Италии и Франции, но вполне сопоставимый с цифрами Японии (пять побед, 17 номинаций) или Дании (четыре победы, 14 номинаций). И это при том, что последний японский «Оскар» случился в прошлом году за «Сядь за руль моей машины», а датский — в позапрошлом за «Еще по одной» — то есть совсем недавно наши позиции в общем зачете были еще выгоднее. 

Впрочем, все это сегодня уже совершенно неважно. Хочется лишь отмотать время назад и зафиксировать точку, когда Первый канал отказался от прямой трансляции церемонии вручения «Оскаров» — случилось это в 2015 году, вскоре после аннексии Крыма. Тогда как раз на победу претендовал «Левиафан». Ходили слухи, что руководство канала испугалось: а вдруг Звягинцев получит приз и скажет в микрофон что-то эдакое. Так что Россия начала отворачиваться от «Оскара» сама, Американская киноакадемия никаких поводов к этому не давала. Причем с самого начала это было связано с политикой и цензурой — но отнюдь не с американской стороны.

Собирается ли государство как-то поддерживать киноиндустрию?

Из-за войны российский кинопрокат оказался на грани уничтожения — проблемы даже с сырьем для попкорна Как изменится репертуар? И что об этом говорят власти?

Собирается ли государство как-то поддерживать киноиндустрию?

Из-за войны российский кинопрокат оказался на грани уничтожения — проблемы даже с сырьем для попкорна Как изменится репертуар? И что об этом говорят власти?

Антон Долин