«Оскар — 2022»: номинанты Лидируют «Власть пса» и «Дюна». Российский мультфильм тоже претендует на награду. Антон Долин — о том, чего ждать от кинопремии
В Лос-Анджелесе объявили номинантов на премию «Оскар», которая в 2022 году состоится 27 марта. В 12 номинациях на награду претендует фильм «Власть пса» (ее режиссер Джейн Кэмпион стала первой в истории женщиной, дважды номинировавшейся на «Оскар» за режиссуру), в 10 категориях выдвинута «Дюна» Дени Вильнева. У «Белфаста» Кеннета Браны и «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга по восемь номинаций. О том, чего ждать от «Оскара» в 2022 году, рассказывает Антон Долин.
Все сенсации отступают перед понятной радостью — в пятерку номинантов в категории «Короткометражная анимация» попал пятнадцатиминутный мультфильм Антона Дьякова «Боксбалет». Вообще нашим аниматорам на «Оскаре» везет чаще, чем режиссерам игрового кино: Константин Бронзит («Мы не можем жить без космоса», 2014) за эти годы стал одним из фаворитов американских академиков, а последний на сегодняшний день россиянин, получивший статуэтку, — Александр Петров из Ярославля («Старик и море», 1999). А вот картина финского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть» с Юрой Борисовым в главной роли, вошедшая в шорт-лист премии, в окончательный список номинантов не попала.
Сюрпризов «Оскар-2022» пока преподнес не так уж много. Возможно, главный из них — датский анимационный документальный фильм «Побег» («Flee») Йонаса Поэра Расмуссена, основанный на реальной истории беженца из Афганистана: он покинул родную страну после осознания своей гомосексуальности и обрел любовь в Дании. Все прогнозы сходились на том, что мимо этой яркой картины «Оскар» пройти не сможет, и все равно поразительно: «Побег» попал в номинации сразу в трех категориях — «Международный фильм», «Полнометражная анимация» и «Документальный фильм».
Другая неожиданность, также связанная с желанием «Оскара» быть не столько американской, сколько всемирной премией, — незаурядный успех драмы японца Рюсуке Хамагути «Сядь за руль моей машины» по новелле Харуки Мураками. Этот трехчасовой неторопливый фильм, уже ставший событием Каннского фестиваля, получил четыре номинации, в том числе за сценарий, режиссуру и фильм года (а еще в категории «Международный фильм»).
В то же время давний фаворит Академии Педро Альмодовар остался без персональных номинаций: его «Параллельных матерей» отметили только за музыку Альберто Иглесиаса и актерскую работу Пенелопы Крус.
Леди Гага, вопреки ожиданиям, в список «Оскара» не попала, «Дом Gucci» удостоен лишь номинации за грим. Зато на звание лучшей актрисы претендует раскритикованная прессой Кристен Стюарт, сыгравшая принцессу Диану в драме Пабло Ларраина «Спенсер» (других номинаций у картины нет).
Абсолютным лидером этого года по числу номинаций стал ревизионистский вестерн новозеландки Джейн Кэмпион «Власть пса» с Бенедиктом Камбэрбетчем (персональную номинацию получил и он, и его коллеги Коди Смит-Макфи, Джесси Племонс и Кирстен Данст): 12 упоминаний. Столько же было, например, у «Списка Шиндлера» в 1994 году.
Победа «Власти пса» в главной категории вполне вероятна, особенно при учете профессионального стажа Джейн Кэмпион (в 1994 году она уже получила «Оскар» за сценарий фильма «Пианино»). Возможно, это первый серьезный шанс кинокомпозитора и гитариста Radiohead Джонни Гринвуда получить давно заслуженный «Оскар» за саундтрек.
С другой стороны, академики все-таки не любят экспериментаторов, а потому статуэтка может достаться и Хансу Циммеру, написавшему музыку для «Дюны». Многие удивятся, но научно-фантастический экологический эпос Дени Вильнева — на втором месте после «Власти пса»: 10 номинаций. Если «Дюна» вдруг победит, то впервые в истории лучшим фильмом года будет названа, по сути, первая половина этого фильма.
Третье место по числу номинаций разделили Стивен Спилберг с нарядной «Вестсайдской историей» и Кеннет Брана с ностальгическим «Белфастом» — у каждого по семь упоминаний. Уже за ними следуют добросовестный «Король Ричард» Рейнальдо Маркуса Грина (шесть номинаций), «Не смотри наверх» Адама Маккея и «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо (у каждого по четыре).
В аутсайдерах ожидаемо оказалась «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона — фильм слишком индивидуальный и эксцентричный, чтобы попасть в лидеры: у него всего три упоминания, хоть и в самых почетных категориях — сценарий, режиссура, лучший фильм. Автор «Магнолии» и «Нефти» встал в одну линейку с относительными новичками — Мэгги Джилленхолл с ее нервической психодрамой «Незнакомая дочь» и Сиан Хедер с победителем фестиваля «Санденс», лентой «CODA: Ребенок глухих родителей» (тоже по три номинации).
«Оскары» будут вручать 27 марта.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!