Перейти к материалам
истории

«Дом Gucci» с потрясающей Леди Гагой: Ридли Скотт выпустил второй фильм за год! Это то ли триллер, то ли комедия об одном из самых громких убийств в модной индустрии

Источник: Meduza
MGM / Entertainment Pictures / ZUMA Press / Scanpix / LETA

В прокат выходит «Дом Gucci» Ридли Скотта — это второй фильм 84-летнего режиссера в 2021 году. «Дом Gucci» рассказывает историю одного из самых громких преступлений в модной индустрии — убийства Маурицио Гуччи, главы дома Gucci. Кинокритик «Медузы» Антон Долин видит в картине Скотта много изъянов, но признает, что ее стоит посмотреть хотя бы из-за Леди Гаги, исполнившей роль главной героини Патриции Реджани, жены Маурицио.

Gucci — незыблемый международный бренд: его не смогли похоронить ни шокировавшее весь мир убийство Маурицио Гуччи, заказанное его женой Патрицией, ни уход из бизнеса собственно семейства Гуччи, в результате чего модный дом оказался в руках талантливых чужаков. Именно об этом рассказывает новый фильм Ридли Скотта.

Сам 84-летний британский режиссер — тоже незыблемый международный бренд. Публика приняла с прохладцей его предыдущий фильм «Последняя дуэль», чьи прокатные результаты стали, мягко говоря, разочаровывающими, а критики прошлись по «Дому Gucci» (обычные зрители к этой картине, напротив, более благосклонны), но ни то, ни другое не способно опрокинуть репутацию неутомимого автора. Лишь он способен в таком возрасте выпустить два настолько разных и выразительных фильма в течение нескольких недель — и заодно намекнуть в интервью на новые проекты, которыми он уже занят. Ничего, кроме восхищения, это не вызывает. Даже в том случае, если кино как таковое далеко от совершенства. 

Universal Pictures Russia

Скотт не раз говорил, что снимает предельно разные фильмы, и именно поиск нового, неизведанного опыта — главный источник его неиссякаемой творческой энергии. В самом деле, «Дом Gucci» ни в чем не похож на «Последнюю дуэль», хотя здесь тот же оператор Дариуш Вольски, тот же композитор Гарри Грегсон-Уильямс и тот же Адам Драйвер в одной из центральных ролей. Тот фильм был тяжеловесной средневековой психологической драмой, этот — нарочито поверхностный полнометражный фельетон о модной индустрии. «Последняя дуэль» концентрировалась вокруг преступления (изнасилования) и была, по сути, его детальным расследованием. В «Доме Gucci» преступление, о котором заранее прекрасно знает каждый зритель, совершается ближе к финалу и расследуется настолько скомкано, что мотивы убийц остаются невнятными — почитав прессу и даже «Википедию», можно разобраться в них куда лучше. И вообще, это фильм о другом. Проблема в том, чтобы понять: о чем? 

«Дом Gucci» не работает как исследование фэшн-индустрии: на своих колоритных персонажей режиссер смотрит так же отстраненно, как если бы они были вымышленными лордами из какого-нибудь Вестероса, а Гуччи — вымышленной фамилией, вроде Ланнистеров или Старков. Консультанты поработали на славу, но слишком очевидно, что одежда и стиль автору картины малоинтересны. А для внятного разговора на тему проклятого капитализма, разрушающего души и семьи, фильму не хватает глубины и, возможно, хронометража. 

Но и как семейная сага, а этому жанру «Дом Gucci» соответствует по всем формальным показателям, картина не работает. В ней предостаточно банальностей, вроде поколенческого конфликта Маурицио Гуччи (Драйвер) с его аристократичным отцом-снобом Родольфо или мезальянса с Патрицей Реджани — бомбы замедленного действия, но при этом характеры разработаны крайне слабо, а отношения между ними прописаны лениво. Кажется, продюсеры сделали настолько серьезную ставку на звездный актерский состав, что не озаботились сколачиванием сильных исполнителей в единый ансамбль: каждый актер в своем роде замечателен, но существует будто сам по себе. Джереми Айронс (Родольфо) бравирует старомодной сдержанностью, играющий его брата Альдо Аль Пачино, напротив, предпочитает гротеск, а Джареда Лето (Паоло Гуччи) буквально невозможно узнать за гримом, и потому оценить актерскую игру не так-то просто. 

MGM / Entertainment Pictures / ZUMA Press / Scanpix / LETA
MGM / Entertainment Pictures / ZUMA Press / Scanpix / LETA

Дополнительная нешуточная проблема — английская речь с карикатурным итальянским акцентом, причудливый языковой компромисс, который не позволяет смотреть фильм как драму. И китчевый антураж 1970-80-х, и соответствующий саундтрек все время склоняют к тому, чтобы видеть в «Доме Gucci» комедию (редкий жанр, в котором Ридли Скотт вовсе не искушен), только совершенно не смешную и с кровавым исходом. 

Не спасает фильм, но делает его интересным и, по меньшей мере, заслуживающим просмотра Патриция Реджани — она же Леди Гага, ключевая претендентка на звание «главной героини» этой многофигурной конструкции. Трудно и бессмысленно сравнивать актерские таланты и харизмы; просто так вышло, что ее сюжетная линия — самая увлекательная, сочетающая драматизм и фарс в гармоничной пропорции. Она (как, надо думать, и сам Скотт) — не из этого мира, ей трудно отделить собственные амбиции от искренней привязанности к чудаковатому Маурицио. Единственным навигатором для девочки из простой семьи, попавшей в псевдо-аристократическую среду семейного бизнеса, становится профессиональная гадалка и мистик Пина Ауриемма — блестящий, но до обидного короткий выход Сальмы Хайек. 

Можно было бы даже найти здесь, как и в «Последней дуэли», проблематику «новой этики»: в глубинно патриархальной вселенной итальянской семьи найдется место любому фрику, но на женщину здесь все равно будут поглядывать свысока. Хотел ли Ридли Скотт сказать именно об этом или так вышло само, сочувствовал ли он своей героине или ее презирал, осталось до конца неясным. Возможно, поэтому противоречивые отзывы членов семьи Гуччи, Патриции Реджани или дизайнера Тома Форда на картину кажутся в чем-то любопытнее, чем перипетии сюжета самого фильма. 

Антон Долин