Перейти к материалам
истории

«Радио Свобода» и «Голос Америки» стали первыми в России СМИ — «иностранными агентами». Что теперь с ними будет, никто не знает

Meduza
Офис «Радио Свобода» в Праге
Офис «Радио Свобода» в Праге
Алексей Витвицкий / Sputnik / Scanpix / LETA

5 декабря министерство юстиции признало «иностранными агентами» радиостанции «Голос Америки» и «Свобода», а также связанные с ними проекты. Теперь они должны будут отчитываться перед Минюстом о своей деятельности и маркировать свою продукцию в теле- и радиоэфире, а также в публикациях на сайтах (как это будет осуществляться на практике — неизвестно). Все это — ответ на действия американских властей, заставивших телеканал RT зарегистрироваться по закону США об иностранных агентах.

Кого признали «иностранными агентами»?

В список министерства юстиции попали радиостанция «Голос Америки» и издания, входящие в американскую вещательную корпорацию «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (это само «Радио Свобода», созданный в партнерстве с «Голосом Америки» телеканал «Настоящее время», фактчекинговый проект «Фактограф» и региональные новостные сайты — татаро-башкирская служба «Радио Свобода», «Сибирь.Реалии», «Idel.Реалии», «Кавказ.Реалии» и «Крым.Реалии»).

Радиостанция «Голос Америки» вещает с 1942 года. В 1947 году — с началом холодной войны — на радио появилась русскоязычная редакция. В советские годы «Голос Америки» и «Радио Свобода» были одними из главных альтернативных источников информации для жителей СССР. Передачи на русском языке и других языках народов Советского Союза «глушились» властями до конца 1980-х годов. Летом 2008 года русская служба «Голоса Америки» прекратила вещание на средних волнах — и полностью перешла в интернет. Управляется проект государственной корпорацией Broadcasting Board of Governors (BBG).

«Радио Свобода» начало вещание на территории Западной Германии летом 1950 года. В 1953 году на радиостанции появилась русская редакция. Радиовещательная организация финансируется конгрессом США через BBG. Всего «Радио Свобода» выпускает передачи на 26 языках, его слушают в 23 странах мира, в 17 странах, в том числе и в России, есть собственные редакции. Указ, разрешающий «Радио Свобода» работать в Москве, был подписан Борисом Ельциным в 1993 году (отменен Владимиром Путиным в 2002 году; на работу редакции это тогда не повлияло).

Центральный офис организации находится в Праге. Там же базируется телеканал «Настоящее время». У телеканала и радиостанции несколько десятков внештатных корреспондентов в разных регионах России.

Кто и почему решил признать их «иностранными агентами»?

5 октября 2017 года главный редактор RT Маргарита Симоньян рассказала о намерении министерства юстиции США признать российский телеканал «иностранным агентом». Симоньян сослалась на письмо, полученное из ведомства. На телеканале назвали это решение «политическим» и объявили «далеко не первой попыткой выжить RT из страны».

Сразу после заявления Симоньян пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков предупредил, что российские власти примут меры «на основе принципов взаимности».

Еще через четыре дня «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время» и сайт «Idel.Реалии» получили предупреждения от Министерства юстиции РФ о том, что работа их журналистов в России может быть ограничена. Каким именно образом, в ведомстве не уточняли.

13 ноября RT зарегистрировался в США как «иностранный агент». По американскому законодательству российский телеканал должен будет каждые полгода присылать отчеты о поступлении и расходовании средств (в первой анкете для американских властей представители RT указали, что американскую редакцию RT финансирует некоммерческая организация «ТВ-новости», а как та получает деньги — представителям редакции неизвестно). Минюст США может также обязать RT маркировать материалы пометкой «представитель иностранной организации» — в случае, если увидит в его деятельности признаки политической пропаганды.

15 ноября депутаты Госдумы в ответ приняли поправки к закону о СМИ, которые позволяют признавать любые издания «иностранными агентами» в том случае, если они получают финансирование из-за рубежа. По словам вице-спикера Госдумы Петра Толстого, они были приняты для того, чтобы «у исполнительной власти была возможность принять зеркальные меры в отношении тех стран, где ущемляются права наших журналистов». 26 ноября его подписал президент Владимир Путин. За десять дней до этого — 16 ноября — предупреждения о возможности признания агентами получили и «Радио Свобода», и «Голос Америки». 5 декабря они действительно первыми были внесены в реестр «СМИ — иностранных агентов».

30 октября стало известно, что журналисты RT лишились аккредитации в конгресс США — доступ в ложу для прессы закрыт для тех, кто работает на иностранное правительство или занимается лоббизмом. Госдума и Совет Федерации в ответ планируют запретить СМИ — «иностранным агентам» доступ в обе палаты парламента. В Госдуме этот вопрос рассмотрят 6 декабря, в Совете Федерации — 15-го (вечером 5 декабря глава комитета по регламенту Совета Федерации Андрей Кутепов сказал «Интерфаксу», что по факту запрет вступил в силу уже 5 декабря). И у «Голоса Америки», и у «Радио Свобода» есть свои парламентские корреспонденты.

Что дальше?

По новому российскому законодательству СМИ — «иностранные агенты» должны регулярно отчитываться перед Минюстом РФ о своей деятельности и маркировать материалы пометкой «иностранный агент». Как именно будет выглядеть эта маркировка, пока неизвестно.

В Роскомнадзоре 5 декабря заявили, что получат полномочия осуществлять дополнительный контроль и надзор за СМИ — «иностранными агентами». Какими будут эти полномочия, тоже неизвестно.

Президент вещательной корпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Том Кент заявил, что будет «внимательно следить за всеми сообщениями из Минюста и других органов российской власти», и сказал, что у него пока нет информации о том, какие конкретно ограничения могут быть наложены на проекты «Радио Свобода».

Директор телеканала «Настоящее время» Дейзи Синделар рассказала «Медузе», что никакой другой информации — кроме той, что канал внесли в список «иностранных агентов» — они не получили. «Мы продолжаем работать как раньше, сегодня очень информационно насыщенный день», — отметила она. Синделар отказалась отвечать на вопрос, как скажется на работе журналистов «Настоящего времени» возможный запрет прохода в Госдуму и Совет Федерации.

«Решение российских властей присвоить „Голосу Америки“ статус иностранного агента никак не повлияет на нашу текущую работу, — заявила „Медузе“ руководитель отдела по коммуникациям и внешним связям BBG Нассери Карью. — Характер этих ограничений пока неизвестен. Мы продолжим обеспечивать русскоязычную аудиторию точными и объективными новостями».

Саша Сулим