Перейти к материалам
истории

«Рижский бальзам» — 2023. Главные материалы и проекты года на русском языке Очень субъективный выбор «Медузы»

Источник: Meduza

2023 год оказался для российских независимых медиа куда более тяжелым, чем предыдущий — несмотря на то, что в 2022-м практически все они были заблокированы, а их редакциям пришлось бежать из страны. В последние месяцы журналистские команды, работающие в изгнании, испытывают острую нехватку ресурсов; работать внутри России стало невероятно опасно; лишь немногим удалось сохранить аудиторию. Другая мучительная проблема заключается в том, что читатели изо всех сил пытаются избегать любых новостей — потому что не ждут ничего хорошего. В этих условиях нам кажется особенно важным отметить успехи коллег. Как и всегда, мы составили очень субъективный список. Те, кто в него вошел, могут забрать у нас свою бутылку «Рижского бальзама». Спасибо, что продолжаете работать. Это очень вдохновляет.

«Важные истории» — за соответствующие названию расследования о войне. И о том, почему она продолжается

«Важные истории» в нашем списке по совокупности заслуг. Вот только несколько примеров того, что журналисты издания сделали за 2023 год:

  • выяснили, что Сергей Миронов и его жена удочерили похищенную из Херсонской области годовалую девочку и сменили ей имя;
  • рассказали (совместно с другими изданиями) о ФГУП «ГРЧЦ» — важнейшем элементе системы интернет-цензуры в России;
  • собрали полтора миллиона просмотров на видео о том, чем живет отдельно взятый российский регион (Карелия) во время войны.

А еще выпустили десятки заметок о том, как российские и иностранные компании обходят санкции и помогают российской армии продолжать войну. Это важнейшая работа, которая, к сожалению, не всегда заметна читателям — но необходима.

Соня Гройсман, Оля Чуракова, подкаст «Сестры» — за то, что дал слово женщинам, чьи близкие ушли воевать с Украиной

«Сестры» — это не отдельный проект, а новый сезон подкаста «Привет, ты иноагент», который делают журналистки Соня Гройсман и Оля Чуракова (обе, что очевидно, давно объявлены «иноагентами» в РФ; все создатели «Сестер» перечислены тут). Подкаст довольно точно объясняет, почему россияне не только не сопротивляются войне, но еще и добровольно идут воевать с «братским народом». Журналистских работ, посвященных этой теме, по-прежнему остро не хватает.

«Новая вкладка» — за то, что продолжает делать репортажи из России, хотя это невероятно трудно

После 24 февраля российские власти ввели цензуру и выдавили из страны независимые медиа; тем, кто с ними продолжает сотрудничать, грозят тюремные сроки. Журналисты, решившие остаться в России и пишущие для СМИ, находящихся в изгнании, работают чаще всего анонимно — и на свой страх и риск. «Новая вкладка» — проект, объединивший некоторых из них. Диапазон историй широкий — от убийц, оказавшихся на свободе благодаря войне, до нашествия мух на Урале. И это еще один «Бальзам» не за конкретный текст, а за общие заслуги.

Андрей Лошак, «Настоящее время» — за еще одно важное исследование воюющей России, сделанное внутри страны

«Пентагон» — так называется аварийное общежитие в Саратовской области. В своем документальном фильме Лошак рассказывает и о его жильцах, и о России вообще. «Почему россияне не протестуют? Потому что россияне выживают» — этот вывод Лошака, возможно, покажется вам очевидным, и тем не менее журналисту удалось подкрепить его убедительными доказательствами.

Олеся Герасименко, «Русская служба Би-би-си» — за свидетельства врачей и пациенток роддома в Мариуполе. Того самого, который обстреляла Россия (а потом врала, что не делала этого)

9 марта 2022 года украинские власти сообщили, что российская армия сбросила бомбу на роддом мариупольской больницы № 3. Читатели международных СМИ были шокированы фотографиями Евгения Малолетки, который находился в осажденном городе и снимал последствия обстрела. Россия не только не взяла на себя ответственность за случившееся — она использовала всю мощь своей пропаганды, чтобы дискредитировать работу журналистов и объявить случившееся «постановкой» с участием «актеров». Олеся Герасименко поговорила с сотрудниками и пациентками мариупольского роддома — и рассказала, что там в действительности происходило.

Анна Фимина, «Дождь» — за откровенный разговор с российскими военными

Уникальное для 2023 года свидетельство. «Дождю» удалось поговорить с российскими солдатами, которые вернулись с войны с тяжелыми ранениями. Журналистке Анне Фиминой они рассказали, почему верят в украинских «нацистов» и ни в чем «не винят Владимира Владимировича». Один из главных героев фильма свое отношение ко всему происходящему сформулировал так: «У них [украинцев] свои новости. Им говорят, что мы плохие, что мы их атаковали. Что по нашей вине война началась». Возможно, вам, как и в случае с фильмом Лошака, может показаться, что все это очевидно — тем важнее, что журналисты находят в себе силы фиксировать происходящее.

Телеканал Дождь

«Холод» — за материал о том, что происходит с пленными россиянами

Война идет почти два года. В плену по обе ее стороны, очевидно, находятся тысячи людей. Но о том, в каких условиях они сидят, мы знаем очень мало. Этот текст «Холода» — попытка выяснить, что происходит в плену с российскими солдатами. А также о том, как их пытаются «перевоспитать».

Обратите внимание: в качестве автора материала указана просто «редакция». Так делают многие издания, включая «Медузу», потому что в России независимая журналистика объявлена преступлением. Анонимность — один из способов, помогающих журналистам обеспечивать свою безопасность — и безопасность своих близких.

«Система» — за скрупулезные материалы в духе старой школы расследовательской журналистики

Расследовательский проект «Система» от телеканала «Настоящее время» запустился в начале 2023 года. И уже успел рассказать нам о том, как кум Путина Виктор Медведчук стал «новым бенефициаром экономики Донбасса», а ГРУ основало фантомную ЧВК для вербовки россиян на войну с Украиной.

Настоящее Время. Сюжеты

«Минута в минуту» — за возможность увидеть, как свергают диктатора (правда, пока не того)

Авторы проекта с поразительной точностью (заявленной прямо в названии) реконструируют самые разные события — от путча ГКЧП до теракта в Буденновске. Наиболее впечатляющий выпуск — хроника свержения и казни румынского диктатора Николая Чаушеску. Материал, который в некотором смысле дарит надежду — а таких в 2023 году было не очень много («Медуза», разумеется, выступает категорически против казней, но увидеть на скамье подсудимых некоторых автократов очень бы хотелось).

Евгения Волункова, «Такие дела» — за то, что по-прежнему рассказывают про тех, кому хуже всего. И за то, что продолжают работать из России

«Такие дела» — уникальный случай. Редакция остается в России и продолжает рассказывать честные истории о том, что там происходит. Надеемся, это продлится как можно дольше (и никто не пострадает). В том числе потому, что от работы «Таких дел» буквально зависит жизнь их героев. В этих условиях редакция каким-то непостижимым образом умудряется еще и выпускать красивые проекты — просто посмотрите на материал о знаменитом советском фотографе Юрии Рыбчинском (его автор — главред «Таких дел» Евгения Волункова).

Валерия Позычанюк, Ирина Панкратова, The Bell — за материал о Степане Ковальчуке, который пытается превратить VK в «убийцу ютьюба»

На компанию VK, выросшую вокруг «ВКонтакте», Кремль делает особую ставку. Руководят соцсетью представители кланов Кириенко и Ковальчука, а администрация президента, по всей видимости, надеется, что именно VK заменит россиянам ютьюб — когда его все-таки заблокируют. О том, что из этого получается, можно узнать, прочитав вот этот материал The Bell (или еще более подробный текст, который «Медуза» сделала вместе с коллегами из этого издания).

Никита Сологуб, «Медиазона» — за самый смешной и грустный материал 2023 года

Вот синопсис этого текста: петербуржцы, решившие уехать из России после начала войны, заплатили 15 миллионов рублей своему знакомому, который обещал им помочь, утверждая, что их преследует ФСБ. Желаем приятного чтения.

«Адвокатская улица» — за все

В сентябре 2023-го о закрытии объявила «Адвокатская улица» — одно из важных узкоспециализированных, но высокопрофессиональных российских СМИ. За неполные пять лет работы мы привыкли к ее оперативным разборам новых законов и обстоятельным интервью с судьями и адвокатами (вот лишь один пример). Примечательно, что издание было вынуждено закрыться из-за дискриминационного статуса «иноагента» на фоне нового наступления российского государства именно на адвокатуру. Российские власти массово преследуют несогласных — и очень хотят, чтобы им никто не мешал: ни юристы, ни журналисты. Но у них ничего не получится.

«Медуза»