Ждете новую «Дюну»? Мы тоже — и решили скоротать время с сериалом «Дюна: Пророчество». Не повторяйте наших ошибок Вот каким получился приквел (без Тимоти Шаламе, но с Эмили Уотсон)
На HBO вышли первые три эпизода сериала «Дюна: Пророчество» (всего в первом сезоне будет шесть серий, четвертая появится 8 декабря) — приквела к масштабной киноэпопее Дени Вильнева, снятой по одноименному роману фантаста Фрэнка Герберта. Новый проект — экранизация книг сына писателя, Брайана Герберта, который после смерти отца решил расширить вселенную «Дюны». Сразу уточним: в сериале не будет Тимоти Шаламе и Зендеи, потому что речь в нем идет о событиях задолго до рождения их персонажей. Это история расцвета тайного женского ордена Бене Гессерит, который тысячелетиями проводил евгенические эксперименты, чтобы в империи родился мессия. Описание сюжета звучит многообещающе — трейлер сериала тоже многих заинтриговал. «Медуза» рассказывает, оправдывает ли сериал ожидания поклонников книг и фильмов.
За десять тысяч лет до рождения Пола Атрейдеса окончилась война между людьми и искусственным интеллектом. Великие дома империи полностью запретили использование робототехники, чтобы не повторить чудовищной катастрофы. Тем временем таинственный женский орден Бене Гессерит, возглавляемый преподобной матерью Валей Харконнен (Эмили Уотсон) и ее сестрой Тулой (Оливия Уильямс), предвидит новую угрозу человечеству. Чтобы изменить ход истории, хитроумные колдуньи внедряются в политические круги империи и организуют династические браки: скрещивая разные ветви они готовят рождение мессии-спасителя. Но однажды с пустынной планеты Арракис на родную планету Бене Гессерит Валлах IX прибывает Десмонд Харт (Трэвис Фиммел) — имперский солдат, служащий главе дома Коррино (Марк Стронг). Он утверждает, что обрел силу песчаного червя Шаи-Хулуда, и бросает вызов планам Бене Гессерит, в котором видит нового врага человечества.
После смерти Фрэнка Герберта, автора оригинальной «Дюны» и нескольких ее продолжений, историю фантастической вселенной продолжил исследовать его сын Брайан Герберт. Он написал несколько трилогий-приквелов ко вселенной отца, где рассказывал о зарождении великих домов и, в частности, ордена Бене Гессерит. В отличие от отца Брайан Герберт пишет типичные космические мыльные оперы, в которых уже нет философско-эзотерических откровений первых романов. Но для сериалов это идеальный материал, и поэтому его трилогию «Великие школы Дюны» (2012–2016) снимали одновременно с экранизацией Дени Вильнева.
Но съемки «Пророчества» очень быстро превратились в производственный ад. Дени Вильнев, который изначально планировал стать шоураннером, ушел из проекта (официально причина не названа), и после смены нескольких режиссеров и сценаристов эстафету подхватила Элисон Шарпкер («Видоизмененный углерод»). Спешка и мучения создателей, к сожалению, очень чувствуются в первых эпизодах, выпущенных на стриминге HBO.
Сериал заметно отличается от фильмов Вильнева — как по тону и атмосфере, так и по масштабу. Создатели явно черпали вдохновение у первых сезонов «Игры престолов», и основное действие здесь разворачивается вокруг дворцовых интриг внутри дома Коррино. Нерешительный император Джавико прислушивается к совету ордена Бене Гессерит и соглашается выдать свою взрослую дочь за несовершеннолетнего герцога другого дома, неосознанно исполняя евгенические замыслы ведьм-сестер. Параллельно внутри женского коллектива воспитываются новые послушницы, открывающие в себе телепатические способности и осознающие, что путь их ордена может быть вовсе не таким уж праведным, как им внушают на занятиях.
К сожалению, сериал о космических колдуньях с телепатическими способностями получился попросту скучным. Отсутствие идей, фантазии и элементарного интереса к проекту чувствуется во всем — начиная с декораций дворцов и космических кораблей, будто сгенерированных нейросетью, заканчивая актерской игрой (не спасает сериал и двухкратная номинантка на «Оскар», звезда фильмов Ларса фон Триера Эмили Уотсон). Нехватка бюджета сказалась не только на плохой графике, но и на сценарии: тут нет вменяемого экшена, герои упорно изображают, что на них движется страшная угроза, но ничего, кроме разговоров, это не подтверждает. Приходится заполнять время бессмысленно долгими сценами в ночных клубах и покоях, где происходят оргии под действием психоактивных веществ. И походит это уже не на «Игру престолов», а на какой-нибудь «Великолепный век».
Худшая сюжетная линия — о юных ученицах Бене Гессерит, будто сошедших со страниц очередного young adult романа о «не таких, как все» подростках. Из-за этого вся таинственность ордена, претендующего на власть в империи, которую прекрасно передал в фильмах Вильнев, в «Пророчестве» испаряется. В сериале вселенная «Дюны» жутко упрощается и эстетически совсем не сочетается с основными картинами.
Жаль, потому что основная тема «Дюны: Пророчества» на самом деле та же, что и в фильмах: свобода воли против предначертанной судьбы. В «Дюне: Часть 2» Вильнев показал, как прошлое может влиять на массы и становиться поводом для разжигания войны. Но вопрос, пророчество ли вело Пола Атрейдеса к роли мессии или же дело в его собственных поступках и жажде мести, оставался открытым.
В «Дюне: Пророчестве» ответ однозначный: коллективная цель превыше всего и нужно использовать любые средства, включая легенды и мифы, чтобы добиться власти и подчинить себе будущее. Если раньше людей порабощали роботы, то теперь — прошлое, память о войне и новые угрозы уничтожения.
Из «Дюны: Пророчества» мог бы получиться хороший приквел и дополнение к фильмам Вильнева, но проблема только в том, что смотреть за этими интригами решительно неинтересно. И лучшим проявлением свободы воли в данном случае будет просто пропустить сериал и, например, почитать первоисточник.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!