Перейти к материалам
Реклама «Дюны» на Таймс-сквер в Нью-Йорке
истории

Вильнев — лучший, Зендея — лучшая, про Шаламе вообще молчим Весь мир в восторге от новой «Дюны» — вот что о ней говорят критики, фанаты первоисточника и сын Фрэнка Герберта

Источник: Meduza
Реклама «Дюны» на Таймс-сквер в Нью-Йорке
Реклама «Дюны» на Таймс-сквер в Нью-Йорке
Craig T Fruchtman / Getty Images

В мировой прокат 1 марта вышла «Дюна. Часть 2» Дени Вильнева. Премьера фантастического боевика помогла американским кинотеатрам сократить убытки от переносов других потенциальных хитов прошлого года, которые не вышли на экраны из-за забастовок актеров и сценаристов. «Медуза» рассказывает, как критики, зрители и фанаты встретили продолжение истории Пола Атрейдиса — и стоит ли ждать третью часть.

«Дюна. Часть 2» обогнала «Оппенгеймера» по сборам за первый уик-энд. Это личный рекорд Вильнева

По данным Variety, вторая часть истории Пола Атрейдиса (Тимоти Шаламе) заработала в мировом прокате 178,5 миллиона долларов, почти половину из них — в американских кинотеатрах. Кроме того, премьера сиквела за первую неделю собрала в два раза больше денег, чем первая часть, — для Дени Вильнева это личный рекорд.

В первые выходные сиквел даже немного обогнал в прокате один из главных релизов 2023-го — «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Номинированный на «Оскар» в 13 категориях байопик заработал на 50 тысяч долларов меньше. «Дюна. Часть 2» попала в тридцатку самых успешных дебютов американского проката за все время, заняв 24-е место (этот рейтинг все еще возглавляет блокбастер «Мстители: Финал» с 357 миллионами долларов за первый уик-энд).

По информации американских медиа, производственный бюджет блокбастера Дени Вильнева составил 190 миллионов долларов (столько же ушло на маркетинг) — и наверняка он окупится. Успешная премьера буквально спасла американские кинотеатры, в которых долгое время не было крупных релизов из-за забастовок актеров и сценаристов 2023 года. Из-за протестов на экран во второй половине 2023-го и начале 2024-го не вышли потенциальные хиты: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» Джейсона Райтмана, «Крейвен охотник» Джей Си Чендора и «Красотки в бегах» Итана Коэна. Вторую «Дюну» тоже переносили — она стала первым блокбастером из этого списка, все-таки вышедшим в прокат.

Трейлер фильма «Дюна. Часть 2»
Warner Bros. Pictures

Как пишет Variety, из-за переносов к февралю 2024-го кассовые сборы в США на 20% отставали от аналогичного периода 2023 года. Благодаря релизу фильма Вильнева потери сократились до 13,5%. С помощью «Дюны» прокатчики надеются нивелировать разрыв за март — апрель. Также в прокат выйдут четвертая «Кунг-фу панда», новые «Охотники за привидениями» и еще несколько менее громких проектов.

За промокампанию второй «Дюны» отвечал главный маркетолог Warner Bros. До этого он продвигал «Барби»

Обычно промокампания большой премьеры начинается за несколько месяцев до выхода фильма в прокат. «Дюну» начали продвигать еще в первой половине 2023 года — кинокомпания успела выпустить два трейлера фильма, но потом началась забастовка, которая продолжалась до ноября. Все это время исполнители главных ролей — Тимоти Шаламе, Зендея, Остин Батлер, Флоренс Пью, Дэйв Батиста, Леа Сейду, Хавьер Бардем, Ребекка Фергюсон — не могли участвовать в продвижении фильма (все они — члены бастовавшей Гильдии киноактеров США). После окончания страйка аудиторию пришлось готовить к премьере заново.

Как пишет Deadline, за возобновленную кампанию отвечал директор по маркетингу Warner Bros. Джош Голдстайн, которого издание называет «гуру маркетинга». В 2023-м Голдстайн руководил продвижением «Барби» Греты Гервиг — та кампания считается невероятно успешной, о фильме еще за несколько месяцев до премьеры говорили везде. Чтобы добиться этого эффекта, маркетологи «Барби» придумали несколько неожиданных ходов. В частности, они объединились с Airbnb и открыли «дом Барби» — копию игрушечного особняка, в котором можно было пожить. Подробнее о том, как Warner продвигал «Барби», «Медуза» рассказывала в этом тексте.

Airbnb

Продвигать фильм с Марго Робби и Райаном Гослингом решили также с помощью мемов. Например, на постерах с изображением главных героев был слоган: «Она — это всё. Он — просто Кен» («Sheʼs everything, heʼs just Ken»). В соцсетях шутили, что этой фразой можно описать отношения Зендеи и Тома Холланда, Майли Сайрус и Лиама Хемсворта и даже принцессы Дианы и принца Чарльза. После этого создатели запустили сайт, на котором можно сгенерировать такой же постер со своими фотографиями. Также маркетологи использовали уже известный мем — «вопящий Райан Гослинг». Еще до выхода фильма студия опубликовала кадры со съемок сцены в «Барби», когда к Барби и Кену пристают прохожие, и герой Гослинга снова смешно визжит. Ролик тут же стал вирусным. 

Главным мемом кампании стал «Барбигеймер» — противостояние «Барби» и «Оппенгеймера», самых обсуждаемых блокбастеров года, выходивших в один день — 19 июля 2023-го. Пользователи соцсетей шутили о том, поймут ли они фильм Нолана, если перед этим не посмотрят картину Гервиг. Маркетологи воспользовались и этим: Робби и Гервиг в соцсетях выложили свою фотографию с билетами на «Оппенгеймера» в руках на фоне постера байопика, призывая зрителей сходить на обе картины. 

В результате фильм Греты Гервиг собрал в прокате в полтора раза больше, чем картина Кристофера Нолана, — 1,4 миллиарда долларов против 957 миллионов.

В промокампании второй «Дюны» команда Джоша Голдстайна тоже использовала мемы. За месяц до выхода фильма в американских кинотеатрах появились ведра для попкорна в форме песчаного червя с планеты Арракис: чтобы достать попкорн, нужно было засунуть руку в «рот» червя. Несмотря на то что ведро было неудобным, пользователям соцсетей оно понравилось — о странном ведре много шутили (в том числе неприлично). Так «Дюна. Часть 2» появилась в трендах соцсети Х задолго до премьеры.

Как и в случае с «Барби», аудитории вновь предложили создавать свой контент по мотивам фильма — на этот раз в Snapchat добавили фильтр, который с помощью дополненной реальности позволял заменить лицо главного героя Пола Атрейдиса на лицо пользователя в одной из ключевых сцен — когда герой впервые седлает песчаного червя. 

После окончания страйка к кампании все-таки присоединились актеры. Во время мирового промотура команда фильма посетила Париж, Лондон, Сеул, Мехико, Абу-Даби и Нью-Йорк — и каждый из этих показов запомнился в том числе благодаря неожиданным образам Зендеи, подобранным в соответствии с эстетикой «Дюны». Так, на премьеру в Лондоне актриса пришла в знаменитых серебряных доспехах «фембота» модного дома Mugler — впервые их показали на показе осенней коллекции в 1995 году.

Зендея в доспехах Mugler
Hannah McKay / Reuters / Scanpix / LETA

После выхода фильма в прокат мемов стало еще больше. Особенно часто в соцсетях шутят о лидере повстанцев-фрименов Стилгаре (Хавьер Бардем), который уверен, что Пол Атрейдис — мессия. Буквально в каждом слове молодого лидера Стилгар находит следы пророчества. Иногда это выглядит совсем абсурдно.

Пол Атрейдис: чихает

Стилгар: «Именно так бы чихнул Лисан аль-Гаиб

Фильм понравился не только критикам — картину поддержал сын писателя Фрэнка Герберта

Внимание. В следующей главе есть спойлеры к роману Фрэнка Герберта «Дюна» и фильму Дени Вильнева «Дюна. Часть 2».

Для кино Дени Вильнев значительно изменил сюжет первоисточника. Например, действие двух частей укладывается в несколько месяцев, тогда как в романе Фрэнка Герберта «Дюна» оно растянуто на несколько лет. В книге Чани (Зендея) разделяла взгляды Пола Атрейдиса и его матери леди Джессики (Ребекка Фергюсон) и во всем поддерживала их, в фильме же она относится к их поступкам критически. В романе Джессика рожала сестру Пола — Алию — двухлетней и уже говорящей. Гениальная девочка даже убивала одного из главных злодеев, но Вильнев и соавтор сценария Джон Спэйтс полностью переписали эту линию. Еще режиссер вырезал несколько второстепенных сюжетов.

Несмотря на отход от канона, подавляющее большинство фанатов осталось довольно экранизацией. За несколько дней до мировой премьеры рейтинг картины на агрегаторе IMDb вырос до рекордных 9,4 балла (на основе 1,1 тысячи оценок). При этом лидер рейтинга IMDb «Топ-250» — «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта — много лет удерживал средний балл в 9,3. Вероятно, фанаты «Дюны» устроили «ревью бомбинг», то есть специально активно лайкали и комментировали предстоящую премьеру. На момент публикации этого текста оценка второй «Дюны» снизилась до девяти баллов (на основе 116 тысяч голосов) и картина опустилась на десятое место рейтинга IMDb.

Но фильм оказался бы в топе и без фанатской накрутки: критики высоко оценили сиквел (на Rotten Tomatoes он получил 93% свежести). Все рецензенты отмечают то, как Тимоти Шаламе взрослеет вместе со своим персонажем. Авторы The Hollywood Reporter и Variety пишут, что образ актера в сиквеле контрастирует с его образом в первой части: в продолжении Пол Атрейдис предстает более мрачным, властным и напористым персонажем.

Рецензенты также отмечают безупречный кастинг. Большое внимание они уделяют Остину Батлеру, сыгравшему злодея Фейд-Раута Харконнена — этот герой впервые появляется только во второй части. Автор New York Times пишет, что Батлер настолько убедительно изобразил психопата, что заставил зрителей забыть о своей предыдущей самой большой роли — Элвиса Пресли

Warner Bros. Pictures

New York Times отмечает, что лучше всех внимание зрителей удерживает Зендея, Vulture и вовсе заявляет, что она «делает фильм» — придает сиквелу эмоциональность, которой не хватило первой части, и вообще становится «душой картины».

Vanity Fair называет операторскую работу Грега Фрейзера «эстетическим чудом». Сцена, в которой Пол Атрейдис впервые едет на песчаном черве, снята так, будто это эпизод со скоростным поездом, на который кто-то пытается залезть во время движения, пишет критик Vulture. Партитура Ханса Циммера «обволакивает, углубляя атмосферу Арракиса», добавляет автор. 

Warner Bros. Pictures

По мнению рецензента Vanity Fair, в прошлые годы у Дени Вильнева не получалось снять фильм, в котором одинаково успешно работали и сценарий, и визуальный ряд, — акцент всегда смещался в одну из сторон; в этот раз ему удалось соблюсти баланс. Критик New York Times уверен, что Вильнев превзошел все свои предыдущие работы, объединив в сиквеле библейскую эпическую историю и шекспировскую трагедию. Variety пишет, что «Дюна» — гибрид масштабных блокбастеров в духе Кристофера Нолана и авторских фильмов в духе Андрея Тарковского. Само решение снять настолько дорогой и нестандартный блокбастер журналисты называют «огромной авантюрой», которая «возвращает веру в большое кино», утраченную во время пандемии. 

При этом критики отмечают, что всю глубину романа Фрэнка Герберта невозможно уложить даже в пять часов хронометража (столько в сумме идут оба фильма). По их мнению, Вильнев оставляет на втором плане тему имперскости и изменений в окружающей среде. Также режиссер упрощает мотивы противоборствующих сторон — например, глубокая религиозность фрименов в его фильме выглядит скорее комичной.

Сын Фрэнка Герберта — писатель Брайан Герберт, написавший несколько продолжений оригинального цикла, — также прокомментировал премьеру. Он написал: «Приятно видеть, что история моего отца рассказана с такой тщательностью. Новый фильм вместе с первой частью — это, безусловно, лучшая киноверсия романа Фрэнка Герберта».

Warner Bros. до сих пор не запустили в производство продолжение фильма

«Когда я отправился в путешествие по „Дюне“, я предположил, что оно должно занять три фильма. Я очень люблю [второй роман цикла] „Мессия Дюны“, и он [сценарий по книге] находится в разработке», — заявил Вильнев в феврале 2024 года. При этом Warner Bros. пока не анонсировала работу над третьей частью.

Более того, кинокомпания несколько раз не выпускала в прокат уже готовые потенциальные блокбастеры, опасаясь того, что они соберут скромную кассу. Так в 2022-м произошло с картиной Билала Фаллы и Адиля эль Араби «Бэтгерл». Несмотря на хвалебные отзывы фокус-групп, Warner Bros. решили, что в прокате фильм стоимостью 90 миллионов долларов после вычета налогов не отобьет бюджет. Также Warner Bros. уже отменили готовый к релизу анимационный фильм «Койот против ACME» стоимостью 70 миллионов долларов и собравший хорошие оценки на предварительных показах. Инсайдеры полагают, что студия отменила и новую экранизацию романа Стивена Кинга «Жребий Салема», стоившую около 40 миллионов долларов. Сам писатель сказал, что видел готовый фильм и он «вполне ничего».

Так что во многом выход третьей «Дюны» зависит от сборов сиквела, стоившего Warner Bros. 190 миллионов.

Команда фильма «Дюна»
Angela Weiss / AFP / Scanpix / LETA

Дени Вильнев тем временем уже сообщил, что устал от Арракиса — и переключился на другие проекты. По словам режиссера, сейчас он работает над четырьмя картинами (их названия неизвестны), одна из которых скоро должна выйти в прокат. Но если Вильневу и удастся снять третью «Дюну», то для него это точно будет последний фильм по вселенной Герберта, заявил постановщик:

Люди спрашивают, закончу ли я с «Дюной» после экранизации «Мессии Дюны». Да. К тому моменту я буду работать [над франшизой] почти десять лет. Здорово [будет] думать, что все закончилось. Но всему свое время. После «Мессии Дюны» спросите меня снова, а там посмотрим.

Рецензия Антона Долина

«Дюна. Часть вторая» — Дени Вильнев вновь снял блокбастер года. Бесконечно грустный и величественный

Рецензия Антона Долина

«Дюна. Часть вторая» — Дени Вильнев вновь снял блокбастер года. Бесконечно грустный и величественный

Александр Тремасов