«Ворон» — очередной голливудский провал Роль, которую в 1994 году играл Брэндон Ли, теперь исполнил Билл Скарсгард. Его возлюбленную сыграла FKA twigs. Не помогло
В российский прокат вышел «Ворон» — ремейк классического фильма 1994 года, на съемках которого погиб актер Брэндон Ли. Британский режиссер Руперт Сандерс попытался предельно отстраниться от первоисточника и сделать «Ворона» совсем другим, но этот план себя не оправдал: картина получилась неубедительной и слабой. Единственное, ради чего ее стоит смотреть, — игра Билла Скарсгарда, исполнившего главную роль. Подробнее обо всех недостатках нового «Ворона» рассказывает кинокритик Антон Долин.
Эрик и Шелли любили друг друга больше жизни, поклявшись в вечной верности. А потом их убили негодяи. Тогда мистический черный ворон помог Эрику восстать из мертвых, чтобы отомстить за убийство любимой. Сюжет «Ворона», культового графического романа Джеймса ОʼБарра, экранизированного в 1994-м Алексом Пройасом, уже позабылся. За легендарным фильмом последовало несколько менее успешных сиквелов. И теперь к тридцатилетию классического «Ворона» было решено перезапустить франшизу.
Но чуда не произошло. Перед нами типичный голливудский провал, неслучайно припасенный на конец лета. Август 2024-го в кинопрокате отметился единственным приятным сюрпризом — седьмым «Чужим». А «Ворон», как и «Бордерлендс» перед ним, оказался жертвой бесконечных переделок и компромиссов (впервые обсуждать проект начали аж в 2008-м, с тех пор поменялись режиссер, сценаристы и исполнители всех ролей). В таких муках ничего хорошего обычно не рождается. Итог — безжизненная и натужная попытка повторить то, что осталось в ХХ веке. Все-таки благополучные воскрешения из мертвых чаще случаются в кино, чем в реальности.
Британский режиссер Руперт Сандерс — первый предвестник неудачи. Оба его предыдущих фильма свидетельствуют о неспособности автора убедительно присвоить чужой материал. «Белоснежка и охотник» хотя бы подкупали эпической интонацией, «Призрак в доспехах» же настолько очевидно уступал анимационному первоисточнику, что даже участие Скарлетт Йоханссон и Такэси Китано не помогло.
«Ворон» пытается копировать внушительную готическую атмосферу картины Пройаса — несомненно, мастера китча, но самобытного и чуткого к моде, — и с первых кадров угнетает нагромождением выспренних штампов. Героя еще ребенком травмировала гибель белой лошади, как вам такое? Сцены побоищ здесь не только излишне кровожадны, но и однообразны, временами их просто скучно смотреть. Любовь, напротив, явлена чрезмерно умилительно и при этом невыразительно.
Назначенная на роль Шелли и отнюдь не блистающая актерскими талантами певица FKA twigs получила больше реплик и сцен, чем ее предшественница из 1994 года София Шинас. Но фактически они лишь подчеркнули служебность персонажа, приносимого в жертву. Не помогло даже перекодирование профессии: в «Вороне» Пройаса рок-музыкантом был Эрик, тут же вокальный талант есть у Шелли, а поэт Эрик лишь пишет для нее тексты.
Музыки в фильме все равно недостаточно, а ее роль несравнимо более блеклая, чем в оригинале. «Ворон» 1994 года прославился среди прочего стильным саундтреком, для которого писали материал самые модные альтернативные группы — от живых классиков The Cure до начинавших тогда карьеру Nine Inch Nails. В нынешнем «Вороне» доминируют монотонные мелодии Фолькера Бертельманна, знакомого по «На Западном фронте без перемен» Netflix. Чувство радости вызывает разве что старый хит Joy Division, и то из чистой ностальгии. Единственный же оригинальный музыкальный элемент картины — опера Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол», на премьере которой и происходит основное сражение. Но зрители в зале почему-то не слышат выстрелов в фойе — и это лишь одна из бесчисленных небрежностей картины.
Сандерс и авторы сценария, Зак Бэйлин и Уильям Шнайдер, сделали все возможное, чтобы дистанцироваться от фильма Пройаса. Они придумали иные мотивы для преступления, разработали дизайн загробного мира — тоже на удивление банального, изобрели новых злодеев, возглавляемых харизматичным долгожителем Винсентом Рогом (антигерой Дэнни Хьюстона всерьез служит Сатане, тогда как предыдущему «Ворону» вполне хватало безжалостных бандитов и насильников). Создатели картины даже ввели мистического ангела-хранителя, роль которого доверили французу Сами Буажила («Патриоты», «Свидетели»). Вообще, европейский акцент картины звучит почти навязчиво — ее снимали в Праге и окрестностях Мюнхена, хотя воспроизвести пытались Америку. Очевидно, это должно было повысить аутентичную «готичность» изображения, а привело лишь к размытости географии и времени действия.
Результат всех сюжетных инноваций — нарушенный баланс интриги. Например, у нее несуразно долгая экспозиция: убийство Эрика и Шелли, с которых по-настоящему стартует сюжет, происходит через полчаса после начала. Напротив, с этого момента действие лихорадочно убыстряется, проглатывая и не проговаривая многие мотивации.
Есть ли в новом «Вороне» хоть что-то, заслуживающее похода в кино? На этот вопрос существует конкретный ответ. Картина Сандерса — бенефис Билла Скарсгарда, одного из восьми детей великого шведского артиста Стеллана Скарсгарда («Рассекая волны», «Догвилль»), четверо из которых решили пойти по стопам отца. Публика лучше знает Александра («Меланхолия», «Варяг», «Наследники»), но и Билла после его явления в облике клоуна Пеннивайза из «Оно» забыть невозможно. В неузнаваемом гриме или вне его — например, в роли зловещего маркиза из «Джона Уика — 4», — Билл Скарсгард, кажется, рожден, чтобы играть извращенных злодеев. Не пройдет и года, как мы увидим его в ролях вампира Орлока из нового «Носферату» и вновь Пеннивайза, уже в сериале-приквеле «Оно».
Конечно, Скарсгарду не сравниться с Брэндоном Ли — сыном Брюса Ли, погибшим на съемках «Ворона» от огнестрельного ранения. Фильм Пройаса стал его надгробным памятником. Но новый «Ворон» позволяет по достоинству оценить редкую психофизику и хрупкую харизму Скарсгарда в драматической роли.