Перейти к материалам
Олег Орлов после суда по административному делу о «дискредитации армии». Москва, 7 октября 2022 года
истории

Такие люди, как Олег Орлов, борются не за ту Россию, которая есть сейчас, а за ту, какой она должна быть Джонатан Литтелл — в поддержку правозащитника, которого грозят посадить за «дискредитацию армии»

Источник: Meduza
Олег Орлов после суда по административному делу о «дискредитации армии». Москва, 7 октября 2022 года
Олег Орлов после суда по административному делу о «дискредитации армии». Москва, 7 октября 2022 года
Александр Земляниченко / AP / Scanpix / LETA

В Москве 8 июня начинается суд над Олегом Орловым — российским ученым и правозащитником, одним из основателей «Мемориала». Российские власти обвинили его в «повторной дискредитации армии» из-за сравнений путинского режима с фашистским. Возможное наказание по этой статье — три года тюрьмы. Автор романа «Благоволительницы» Джонатан Литтелл, который в начале нулевых работал в составе гуманитарной миссии в Чечне, считает, что такие люди, как Орлов, показывают пример непокорности новому российскому фашизму. «Медуза» публикует статью Литтелла по-русски.

«СССР-1945 — страна, победившая фашизм. Россия-2022 — страна победившего фашизма». С этим лозунгом, жестким, но справедливым, худощавый человек с небольшими усиками и белыми волосами стоял в конце апреля 2022 года перед «триколорными» трибунами, возведенными у кремлевской стены для торжественного празднования «победы над фашизмом» в мае 1945-го. Его имя Олег Орлов, и, когда через несколько секунд его «приняли», это было в пятый раз начиная с 24 февраля.

В марте этого года Олег Орлов вместе с восемью другими сотрудниками «Мемориала» — организации, которая создавалась при его участии в конце 1980-х и которая в октябре 2022-го получила Нобелевскую премию мира, — был обыскан и допрошен по подозрению в «реабилитации нацизма». В тот же день Орлова обвинили в «повторной дискредитации российской армии» (по этой статье грозит до пяти лет тюрьмы) — из-за неоднократных одиночных пикетов против российского вторжения в Украину, но главным образом из-за публикации, в которой Россия названа фашистским государством (она доступна по-русски на его личной странице в фейсбуке и на официальном сайте «Мемориала», а по-французски — на сайте Mediapart). Сотрудники Следственного комитета, по-видимому, не замечают, что эти два обвинения противоречат друг другу. 

Может ли Россия расцениваться сегодня как фашистское государство? С моей точки зрения, ответ не вызывает сомнений. Но каким образом, возразят мне, наследница страны, которая одержала победу над фашизмом, могла сама до такого докатиться? Может ли быть так, что зародыш фашизма был в ней всегда? Так, по-видимому, думал выдающийся советский писатель Василий Гроссман, который поместил в свой великий роман «Жизнь и судьба» (роман, по собственным словам автора, тут же «арестованный» КГБ, едва он попытался его опубликовать, и лишь чудом переживший гонения) сцену диалога между офицером СС Лиссом и воинствующим большевиком Мостовским. Лисс говорит ему:

Когда мы смотрим в лицо друг другу, мы смотрим не только на ненавистное лицо, мы смотрим в зеркало. <…> Разве вы не узнаете себя… в нас? <…> А если победите [в этой войне] вы, то мы и погибнем, и будем жить в вашей победе. Это как парадокс: проиграв войну, мы выиграем войну, мы будем развиваться в другой форме, но в том же существе. <…> Поверьте, кто смотрит на нас с ужасом — и на вас смотрит с ужасом.

Пророческие слова. Россия во главе с Путиным и его пропагандистами уже больше года заявляет, что в Украине господствует «нацистский режим» и что цель этой грязной войны — «денацификация»: это звучит голословно, поскольку всем очевидно, в какой из этих стран на самом деле нацизм. Обратимся, как это сделал в своей статье Орлов, к определению фашизма от 1995 года, данному официальнейшей Российской академией наук по запросу президента Ельцина:

Фашизм — это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Сложно, читая это определение, не подумать о Путине, который регулярно отрицает само существование Украины и народа, называющего себя украинским, который ведет жестокую наступательную войну во имя этой империалистической, этнической идеологии, который методично уничтожал демократию, с трудом установленную в его стране в 1990-е, и который сажает — если просто-напросто не убивает — своих даже самых незначительных противников. Например, школьников, лайкнувших антивоенный пост, или родителей, чьи дети показали в школе рисунок в поддержку мира.

Олег Орлов, которого будут судить 8 июня, с большой вероятностью рискует присоединиться в «путинском ГУЛАГе» к Алексею Навальному, Владимиру Кара-Мурзе, Илье Яшину и многим другим оппозиционерам, убежденным или же ставшим таковыми случайно. Он знал, что ничего другого его не ждет, еще в первый раз, когда 10 апреля 2022 года вышел на Красную площадь с плакатом «Наше нежелание знать правду и наше молчание делает нас соучастниками преступлений». После семи арестов, которые по совокупности делали уголовное преследование неизбежным, друзья умоляли его уехать, продолжать борьбу — начатую еще в 1979-м, когда он в одиночку стал распространять листовки против советской оккупации Афганистана, — из-за границы. Но Орлов так же, как и Яшин, Кара-Мурза и Навальный, отказался покидать свою страну. 

Откуда это упрямство некоторых россиян, предпочитающих гнить в застенках режима, нежели сбежать, хотя власть предоставляет им такую возможность, даже подталкивает их к этому? На этот вопрос, далеко не исчерпывающийся пресловутой «славянской жертвенностью», нет простого ответа. Безусловно, известную роль играет глубоко укорененный патриотизм, абсолютно противоположный извращенному патриотизму старого как мир лозунга «Пусть она не права, все равно это родина», который я видел на танках в Чечне.

Военный репортаж Литтелла из Украины

Что такое Украина? Репортаж писателя Джонатана Литтелла. Он съездил в Бучу и другие города под Киевом — и своими глазами увидел последствия российской оккупации

Военный репортаж Литтелла из Украины

Что такое Украина? Репортаж писателя Джонатана Литтелла. Он съездил в Бучу и другие города под Киевом — и своими глазами увидел последствия российской оккупации

Такие люди, как Орлов, Навальный и другие, питающие к родине глубокую любовь, неотделимую от чувства справедливости, борются за ту страну, какой она должна быть, а не за ту, какая она есть сейчас. Они сознают, что дело их, россиян, а не кого-то еще — изменить свою страну, трансформировать ее, очистить от фашистского вируса, чтобы сделать свободной и демократической. И, в соответствии с совершенно русской логикой, они полагают — резонно или нет, — что эта борьба не для дезертиров. А если кому-то грозит тюрьма или даже смерть — что ж, такова цена свободы для всех. И это вопрос не только свободы, но и того, чтобы доказать всему миру, что преступления, совершенные в Украине, а прежде в Чечне, в Сирии и т. д., совершены не россиянами вообще, а конкретными людьми — фашистским режимом, который захватил власть и ресурсы страны, и миллионами его пособников. Из ненависти к иному, из алчности, не говоря уже о глупости, безразличии и страхе.

Для такого человека, как Орлов, отправиться в тюрьму — это отправиться туда, куда ему велит долг: в единственное место в порабощенной стране, где только может находиться свободный человек. Россияне всегда с придыханием относились к заключенным, «зэкам»: в стране преступных хозяев и безгласных рабов они остаются единственными, кто еще, пожалуй, может держать голову высоко и смеяться над своими притеснителями (как это регулярно делает Навальный в своем дневнике в инстаграме). Возможно, они не могут продолжать борьбу, но они могут оставаться непокорными. И эта непокорность, которая приводит власть в бешенство, имеет еще и ценность примера. Именно те, кто сумел сказать «Нет» и кто был готов за это заплатить, представляют Россию — пока только морально, но когда-нибудь, надо надеяться, и на практике.

Сталкиваясь с моральной силой этих мужчин и женщин, опьяненный империалистическим угаром мафиозный режим, коим и остается режим Путина, может их посадить или убить, но не может заставить их замолчать.

Подписать петицию в поддержку Олег Орлова можно здесь.

Джонатан Литтелл