Перейти к материалам
Команда сериала «Тед Лассо» на церемонии вручения премии «Эмми»
истории

Лучшая комедия — «Тед Лассо», лучшая драма — «Корона». Сложно поспорить с результатами «Эмми»! Егор Москвитин — об итогах премии

Источник: Meduza
Команда сериала «Тед Лассо» на церемонии вручения премии «Эмми»
Команда сериала «Тед Лассо» на церемонии вручения премии «Эмми»
Chris Pizzello / AP / Scanpix / LETA

73-я церемония премии «Эмми» завершилась триумфом «Короны» и «Теда Лассо», которым удалось поставить несколько (пусть и предсказуемых) рекордов. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, как важнейшая теленаграда США подчеркнула главные ожидания зрителей от современных сериалов.

Сперва о рекорде, которого не случилось. Когда летом премия «Эмми» объявила своих номинантов, много говорили о том, что кинематографистов из ЛГБТК+ сообщества может ждать долгожданный прорыв. Эмджей Родригес из «Позы» стала первой трансгендерной персоной, номинированной на «Эмми» в категории «Лучшая женская роль в драматическом сериале». Звезда новой «Золушки» Билли Портер мог с третьей попытки взять приз за лучшую мужскую роль в драме — все той же «Позе». Небинарная актриса Эмма Коррин, сыгравшая принцессу Диану в «Короне», претендовала на награду в одной номинации с Родригес.

TV Promos

Но прорыва не случилось: Портер уступил Джошу ОʼКоннору из «Короны» (принц Чарльз), а Коррин и Родригес — Оливии Колман (Елизавета II). Ей уже доставались все важнейшие премии за роли королев: фильм «Фаворитка» принес «Оскар», премию BAFTA, венецианский Кубок Вольпи и «Золотой глобус», а сериал «Корона» — только «Золотой глобус». Теперь этот образ Колман — женщины, вынужденной подавлять свои чувства ради сохранения семьи и страны, — наконец, замечен и «Эмми».

«Корона» вообще установила рекорд, который, скорее всего, еще много лет не удастся превзойти: впервые в истории премии драматический сериал победил сразу в семи основных номинациях. Среди актеров кроме Колман и ОʼКоннора в списке награжденных Джиллиан Андерсон (за роль Маргарет Тэтчер) и Тобайас Мензис (за роль принца Филиппа). Постановщица Джессика Хоббс была отмечена за режиссуру эпизода «Война» — кульминации четвертого сезона. В нем достигают пика два конфликта трех женщин: королевы и премьер-министра и королевы и принцессы. Награду за сценарий этой серии получил шоураннер «Короны» Питер Морган. И, конечно же, «Корона» взяла — впервые за четыре сезона — «Эмми» как лучшая драма.

Вероятно, этот успех можно связать с повышенным вниманием к самим Виндзорам. Скандал вокруг Меган Маркл и принца Гарри не утихает, а недавняя венецианская премьера фильма «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» с Кристен Стюарт показывает, как мифология королевской семьи превращается во что-то вроде диснеевской франшизы. Но триумф «Короны» можно объяснить и иначе: на телевидении и стримингах теперь нет более важной темы, чем тема семьи. Почти все серии четвертого сезона «Короны» герои проводят в фамильном замке, напоминающем осажденную крепость. Чем не метафора вынужденной самоизоляции с родными?

Netflix

На поле комедий тем временем победила команда «Теда Лассо». История о добром и простоватом чудаке, который оказывается идеальным лидером, побила рекорд «Хора» Райана Мерфи. Комедия Apple TV+ была представлена 20 номинациях (у «Хора» было 19) — и выиграла в четырех. Это лучшая комедия, лучшая главная мужская роль (усатый Джейсон Судейкис обошел в том числе Майкла Дугласа из «Метода Комински») и две лучшие роли второго плана. За женскую партию отметили Ханну Уэддингхэм (владелица клуба Ребекка Уэлтон). За мужскую — Бретта Голдстина. Да-да, того самого футболиста с идеальной щетиной, которого многие считают не настоящим актером, а трехмерной моделью из компьютерной игры FIFA. Жаль, он не догадался сделать «мертвую рыбу» после победы.

Герои «Теда Лассо» успешно решают те же проблемы, что превращают «Корону» в трагедию с неизбежным финалом. Деморализованная и разрушенная команда под руководством чуткого тренера вдруг превращается и в гармоничную семью, и в эффективный коллектив. На агрессию Лассо отвечает улыбкой, на язвительный скепсис — обезоруживающим оптимизмом, на заговоры — простодушием, а на оскорбления — советом, какую книжку обидчику стоило бы прочитать. «Тед Лассо» — сказка об американском Иване-дураке. Но после тяжелого 2020 года такая сказка — то, что нужно.

Apple TV

Между «Тедом Лассо» и «Короной» в «Эмми» — «Ход королевы» от Netflix, который обыграл в категории «мини-сериалы» даже «Мейр из Исттауна» от НВО. Эта победа (впрочем, Кейт Уинслет обошла Аню Тейлор-Джой в номинации «Лучшая актриса мини-сериала») символична по двум причинам.

Во-первых, в 2020 году стриминги с их нелинейным программированием справились с задачей, неподвластной ни эфирному, ни кабельному телевидению. Новым прайм-таймом в условиях самоизоляции стал не вечер после рабочего дня, а обеденный перерыв. По телевизору в это время крутят прогнозы погоды. Стриминги перехватили инициативу — и предложили зрителю что-то простое и понятное, но более зрелищное.

А во-вторых, сложным психологическим драмам вроде «Мейр из Исттауна», «Подземной железной дороги» и «Я могу тебя уничтожить» роман воспитания шахматистки противопоставил сказочную иллюзию, на которую невозможно не купиться. От последствий детских травм и опасностей юности главную героиню спасает ее непоколебимая вера в свое предназначение. Вера в дело всей жизни, в особую цель. Этот профессиональный фанатизм превращается и в лекарство, и в оберег от любого зла. Кто о таком не мечтает? Особенно в смутные времена.

Егор Москвитин