Наконец-то вышла «Мулан» — китайская сказка на голливудский лад Поклонников мультфильма ремейк устроит, а вот фанатов азиатского кино — не очень
«Мулан» — одна из самых ожидаемых премьер 2020 года. Из-за коронавируса выход в прокат диснеевского ремейка переносили несколько раз. Наконец он выходит в кинотеатрах в России (в странах, где работает Disney +, премьера прошла онлайн). Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, почему этот фильм устроит всех, кто испытывает теплые чувства к одноименному мультфильму 1998 года, и разочарует фанатов азиатского кино, несмотря на присутствие в фильме Джета Ли и Донни Йена.
Давным-давно, то ли в пятом, то ли в седьмом веке нашей эры в далеком Китае жила красавица и умница Хуа Мулан. Она родилась девочкой, но с детства мечтала воевать, поскольку была от природы одарена энергией ци. Когда на империю напала армия кочевников, император объявил мобилизацию — от каждой семьи по боеспособному мужчине. Отец Мулан был ветераном, чьи старые раны никак не заживали, поэтому она переоделась в отцовские доспехи, сменила имя и отправилась воевать вместо него. Это была опасная авантюра, но Мулан справилась, и даже более того: спасла страну, заслужила почести от владыки, заслужила государственную должность.
Не так уж давно международная корпорация Walt Disney решила сделать мультфильм про Мулан. Надо было завоевывать новые рынки — прежде всего в Азии — и искать новых принцесс, непохожих на поднадоевших Белоснежку, Золушку и Русалочку. «Мулан» была выпущена в 1998-м, и о воинственной девушке узнал мир и за пределами Китая (там первую картину о национальной героине сняли еще в 1939-м). Зрители особенно полюбили красного дракончика Мушу, спасавшего Мулан в трудных ситуациях. Несколько лет спустя вышел сиквел — как всегда, менее успешный, чем оригинал.
Совсем недавно та же корпорация решила снять полнометражную игровую версию «Мулан», вписав ее в линейку новейших ремейков анимационной классики: «Книга джунглей», «Дамбо», «Аладдин», «Король Лев». Фильм пережил немало сложностей: продюсеры меняли режиссера, много раз переносили дату премьеры, некстати пришелся и коронавирус. Теперь наконец-то эпопея подошла к концу. «Мулан» выходит на экраны по всему миру — где-то только на стриминге Disney+, а там, где его нет (например, в России), в кинотеатральный прокат.
«Мулан» 2020 года именно такова, как можно было ожидать. А дальше все зависит от ожиданий. Если вы ненавидите Голливуд и то, как он подгоняет под свой стандарт уникальные культурные коды, то будете оскорблены. Если ждете качественное зрелище, будете удовлетворены. Если боитесь увидеть, как по любимому мультфильму вашего детства проедут гусеницы корпоративного танка, то ваши опасения напрасны. Перед нами скорее еще одна диснеевская версия старинной легенды, чем переделка анимационного мюзикла.
Опытным путем продюсеры Walt Disney наконец-то пришли к выводу, что даже самые продвинутые технологии игрового кино не способны воспроизвести и превзойти очарование мультфильма. Особенно в части волшебных существ и говорящих животных: ни развязного дракончика, ни ручного сверчка в новой «Мулан» не будет (зато Сверчком прозвали одного из однополчан героини), только боевой конь. Взамен — безмолвный призрак благожелательной птицы Феникс, витающей над головой героини. Обошлись, слава богу, и без песен, старых или новых.
Что взамен? Качественная костюмная приключенческая сказка с отчетливым феминистским пафосом. Для этой цели, видимо, и нанимали на должность режиссера новозеландку Ники Каро, создательницу «Северной страны» и «Жены смотрителя зоопарка». К китайской мифологии она относится с явным уважением, но без фанатизма, а вот показать угнетение женщины патриархатом и ее счастливое освобождение, да еще и с оружием в руках она смогла вполне убедительно, местами даже вдохновенно. Это касается не только самой Хуа Мулан (певица, модель и актриса Лю Ифэй), но и антагонистки — таинственной Колдуньи, которая и вдохновляет кочевых полководцев на их бесчинства, эту роль сыграла немеркнущая красавица Гун Ли. Другими словами, противостояние яростного Бори Хана (Джейсон Скотт Ли) мудрому императору и его армии нужно прежде всего, чтобы создать фон для встречи и конфликта двух непобедимых воительниц.
Есть лишь одна категория зрителей, которым просмотр «Мулан» строго противопоказан. Это любители и, тем более, знатоки китайского развлекательного кино. Они обольют презрением смягченную и усредненную версию жанра уся, которую представил Walt Disney. Раскритикуют в пух и прах сцены сражений и дуэлей, которым не хватает чисто азиатской изобретательности и трюковой виртуозности. Посетуют на нехватку безумного юмора, без которого не обходятся китайские фильмы. И напоследок педантично заметят: не Голливуду учить азиатов феминизму — женщины на Востоке издревле бегали, дрались и владели всеми видами оружия ничуть не хуже мужчин (собственно, легенда о Мулан — неплохое подтверждение).
Конечно же, по всем пунктам они будут правы. Если что-то и сгладит их разочарование, то исключительно актерское участие Джета Ли (Император) и Донни Йена (военачальник Тунг); забавно, что оба играли в «Герое» Чжана Имоу, причем роли наемных убийц императора. Хотя, может, и в этом радости немного — звезды элементарно продались.
Законно задаться вопросом: почему было не пригласить вместо Ники Каро любого из китайских режиссеров, в совершенстве владеющих материалом и жанром? Ответ банален и грустен. Даже самое лучшее азиатское кино за пределами родного континента интересует лишь узкую прослойку фанатов; исключения встречаются, но редко. Поэтому продюсеры «Мулан» осознанно свели все чудачества уся к усредненному голливудскому шаблону — ведь только его можно будет продать с равным успехом по всему миру. Бизнес есть бизнес.
С другой стороны, о чем тут грустить? Если относиться к делу проще и не углубляться в нюансы, впервые за много месяцев случилось радостное событие. В прокат вышел фильм, на который можно пойти всей семьей и получить удовольствие от честного качественного зрелища. По нашим временам немало.