Перейти к материалам
истории

Вышел самый ожидаемый сериал Netflix 2019 года — «Ведьмак» Фанатам он понравится сразу, а тем, кто ничего о нем не знает — ближе к концу сезона

Источник: Meduza
Katalin Vermes / Netflix

На Netflix вышел «Ведьмак» — фэнтези-сериал по вселенной Анджея Сапковского, который называют главным конкурентом «Игры престолов» с HBO. За первые сутки с момента выхода он уже успел расстроить критиков и обрадовать фанатов — создателям шоу удалось сохранить и юмор, и мифологию, и даже атмосферу компьютерных игр. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, получится ли у этой экранизации стать заменой истории Джорджа Мартина.

Осторожно! В тексте есть незначительные спойлеры. Если вы ничего не знаете о сюжете сериала и знать не хотите, лучше прочитайте эту рецензию после просмотра первого сезона.

«Ведьмак» — главное оружие Netflix

В заставке восьмой серии самого масштабного сериала Netflix 2019 года, кажется, скрыт тайный смысл. В ней появляются металлические фигуры, напоминающие дракона, льва, оленя и (очень отдаленно) кракена; они раскалываются на части и соединяются, чтобы образовать волчью пасть — эмблему Геральта из Ривии, отверженного людьми мутанта с седыми волосами, обладающего магическими способностями и привыкшего убивать за деньги. Его ремесло — охота на монстров. Таких как он называют ведьмаками. Львы, драконы и кракены — монстры из «Игры престолов», которых пришел обезглавить новый герой.

Так мы считали последние два года, наблюдая за гонкой вооружений между стриминговым сервисом Netflix и кабельным каналом HBO. «Игра престолов» уже завершилась, на смену ей на том же канале вышли «Темные начала» — другая фэнтези-сага о вымышленном мире, в котором, как в мутном зеркале, отражаются все страхи мира настоящего. Даже дата премьеры «Ведьмака» — пятница перед длинными рождественскими выходными — кажется ударом по HBO: там в эти дни должны показать одну из кульминационных серий «Темных начал». Впрочем, масштаб современных телевизионных блокбастеров таков, что уже и не знаешь, с кем именно воюет «Ведьмак». Может быть, с «Темными началами», а может быть, и с вышедшими в кинопрокат «Звездными войнами». И то, и другое, и третье — семейные саги и романы воспитания. Два самых главных жанра — и для Голливуда, и для телевидения, и для литературы.

Главный герой очень одинок и охотится на монстров

В сказочном мире, выросшем из восточноевропейского фольклора и книг польского писателя Анджея Сапковского, назревает война. Жестокая армия Нильфгаарда вторгается в миролюбивую Цинтру — но ее разорение становится лишь последствием охоты на юную принцессу Цири. Она как-то связана с ведьмаком Геральтом из Ривии. Тот об этом ничего не знает, и вместе со своей лошадью Плотвой скитается по деревням в поисках работы. Его дело — убивать монстров (первой от рук героя падет болотная кикимора), поэтому люди ведьмака хоть и презирают, но ценят. Трагедия героя состоит в том, что редкие незнакомцы, которые могут понять его одиночество, оказываются либо врагами, либо мишенями. В первом эпизоде так происходит с прекрасной Ренфри — принцессой разбойников, убить которую ведьмаку предложит чародей Стрегобор.

Netflix

Критики невзлюбили сериал, и вот почему

Ожидание дуэли с «Игрой престолов» привело к тому, что через день после премьеры «Ведьмак» поссорил критиков и зрителей: оценка от первых на Rotten Tomatoes равна 58%, но от вторых шоу получило 90%. Похожие рейтинги (57% и 86%), кстати, показали и последние «Звездные войны», вышедшие в прокат накануне. Не все журналисты — знатоки и фанаты саг, чего не скажешь о большинстве зрителей.

Для любого, кто ждал новой «Игры престолов», «Ведьмак» и правда покажется разочарованием — слишком уж часто проект от Netflix заходит на вражескую территорию и терпит там эстетические и драматургические поражения. В первом эпизоде есть масштабная батальная сцена в чистом поле, которая проигрывает по своей зрелищности и изобретательности и знаменитой «Битве Бастардов» с HBO, и даже двум телефильмам Netflix — «Королю вне закона» с Крисом Пайном и «Королю» с Тимоти Шаламе. Гораздо хуже, чем главному конкуренту, «Ведьмаку» дается и параллельный монтаж сцен с яростной военной резней и тревожным ожиданием ее исхода гражданскими. Принцессы и вельможи вновь прячутся за стенами замка, гадая о своей судьбе, но сопереживать им не удается — ведь зритель только что познакомился с этими героями, а актеры и диалоги зачастую не в силах сделать их трагедии убедительными. Совпадения доходят до смешного: «Ведьмак» даже повторяет сцену королевского самоубийства, но в «Игре престолов» она выглядит гораздо трагичнее. А местные пророчества звучат куда однозначнее и проще, чем загадки Джорджа Мартина. Даже режиссер Алик Сахаров, прославившийся благодаря «Игре престолов», в шоу Netflix позволяет себе длинноты. 

При этом «Ведьмак» чересчур быстро знакомит зрителя с множеством персонажей. Но те из нас, кто не читал книг Сапковского, и те, кто плохо знаком с актерами (к примеру, сыгравший российского президента в «Карточном домике» Ларс Миккельсен явно не будет довольствоваться проходной ролью!), не смогут отличить важных героев от вспомогательных. Возникнет ощущение неконтролируемого хаоса. Да еще и сам Ведьмак, от которого зрители-новички ждут роли проводника, половину сезона будет уклоняться от участия в центральной сюжетной линии. Наконец, конфликт сериала просто-напросто кажется слишком сказочным, чтобы следить за ним как за настоящей геополитической авантюрой и воспринимать его как аллегорию реальных проблем. 

Однако шоу все равно получилось

Однако в восьмой — заключительной — серии первого сезона «Ведьмака» будет еще одно масштабное сражение. И оно тоже поначалу будет уступать в своей драматургии не только грязной и убедительной батальной хореографии «Игры престолов», но даже и устаревшему пафосу «Властелина колец» с его сражением за Хельмову Падь. Но настоящим финалом этой битвы вдруг станет не свалка мужчин в доспехах, а поединок нескольких женщин-магов — и только в ней, за минуты до титров, «Ведьмак» наконец откроет самым усидчивым зрителям свой особый стиль. Фанаты же почувствуют эту интонацию с самого начала — и проведут с сериалом восемь если не счастливых, то уж точно приятных часов. 

Дело в том, что «Ведьмак» (и книжный, и компьютерный, и киношный, а теперь и телевизионный) — фэнтези, в котором есть не только мрак, но и ирония. И не только высокие трагедии, но и особый, невероятно уютный предметный мир. В «Ведьмаке» нужно искать не отражения реальности, а место, где можно переждать настоящую зиму. Герои здесь используют непривычные для большого фэнтези восточнославянские слова — поэтому сериал обязательно стоит смотреть если не с дубляжом, то по крайней мере с русскими субтитрами. Музыка, которая здесь играет, не встретится ни в фильме по Толкину, ни в сериалах по Мартину. Здешние магические ритуалы могут показаться привыкшим к психологическому реализму «Игры престолов» зрителям наивными, но такой и замышлялась эта сказка для взрослых. Ближайший побратим «Ведьмака» в кино — старый и по-хорошему нелепый фильм «Подземелья и драконы». Его снимали по мотивам одноименной системы настольных игр — и авторы не смогли придумать складный сценарий, зато точно передали инфантильный дух этих приключений. 

Katalin Vermes / Netflix
Katalin Vermes / Netflix

«Ведьмак» — редкий сериал, который в эру «премиального» телевидения не стесняется своей наивности и простоты. Здесь есть много кровавых сражений, и если массовые сцены сняты без изысков, то бои с участием Генри Кавилла (именно он играет главную роль) — это высочайшее мастерство и хореографии, и операторской работы. Здесь предостаточно эротических сцен, без которых еще недавно не обходилось ни одно шоу HBO, но которые вдруг стали признаком плохого тона в финальных сезонах той же «Игры престолов». А еще «Ведьмак» совершенно не брезгует процедурной логикой компьютерной RPG: пока другие герои спасают мир, Геральт половину сезона занимается решением самых банальных квестов. Наконец, герой не стесняется долгих и обстоятельных разговоров с Плотвой — собственной кобылой. Где еще в 2019 году увидишь такое чудо?

Фанатов романа и игр такая непосредственная драматургия приведет в восторг, а новым зрителям стоит просто запастись терпением и помнить: тексты Сапковского и игры польской студии CD Projekt Red тоже очень долго шли к славе. Писатель начинал со сборников рассказов, а разработчики — с завоевания сердец польских геймеров. В глобальный бестселлер их The Witcher превратился лишь к выходу третьей части. 

Так же должно произойти и с сериалом. Раз его герой благородно сопротивляется ярлыкам, которые на него вешают незнакомцы, то и само шоу сможет сделать это.

Егор Москвитин