Перейти к материалам
истории

Права на альбомы Тейлор Свифт перешли менеджеру Канье Уэста и Джастина Бибера. Певица обвинила его в буллинге — и теперь все ссорятся друг с другом

Источник: Meduza
Mario Anzuoni / Reuters / Scanpix / LETA

Певица Тейлор Свифт заявила, что права на все шесть ее альбомов против ее воли были проданы музыкальному менеджеру Скутеру Брауну, который сотрудничает с Канье Уэстом, давним оппонентом Свифт, а также с Арианой Гранде, Джастином Бибером и другими артистами. Обвинения Свифт в адрес Брауна и бывших партнеров стали одной из самых обсуждаемых тем в западных СМИ, пишущих о шоу-бизнесе.

Скутер Браун получил права на альбомы Тейлор Свифт, когда его компания Ithaсa Holdings купила Big Machine Records, с которым певица заключила контракт в возрасте 15 лет — и которому права принадлежали. Каталог Тейлор Свифт, по данным Variety, составляет до 80% выручки Big Machine Records. Сделка оценивается примерно в 300 миллионов долларов.

Какие права были проданы? Почему они не принадлежат самой Тейлор Свифт?

Речь идет не об авторских правах, а о правах на так называемые мастеры — оригинальные записи, с которых делают копии альбомов. Заключая с музыкантом договор на выпуск альбома, лейбл, как правило, получает права на мастеры — и первым зарабатывает от продажи и стриминга музыки, отчисляя затем процент музыканту, объясняет CNN. При этом лейбл обязан обеспечить сохранность мастеров — недавно ряд музыкантов подали многомиллионные иски к Universal Music Group из-за уничтожения их записей в пожаре 2008 года.

Договор Тейлор Свифт с Big Machine Records закончился в ноябре 2018 года. Певица перешла на Republic Records, принадлежащий одной из крупнейших компаний в индустрии Universal Music Group, и заключила контракт, который не только закрепил за ней права на все будущие записи (ее седьмой альбом Lover должен выйти в августе), но и обязал Universal поделиться доходами от продажи акций стримингового сервиса Spotify со всеми своими артистами. Ранее Свифт боролась со стриминговыми платформами, считая, что они обесценивают труд музыкантов.

Что говорит Свифт?

По словам певицы, она «годами просила, молила о возможности владеть своими работами», однако глава Big Machine Records Скотт Борчетта предложил ей контракт, по которому она якобы могла бы получать права на старые альбомы по одному — по мере выпуска новых. «Я отказалась, так как знала, что как только я подпишу контракт, Скотт Борчетта продаст лейбл, а соответственно и меня и мое будущее», — заявила она, подчеркнув, что решила «оставить прошлое позади».

Скутер Браун
Terry Wyatt / Getty Images / Spotify / AFP / Scanpix / LETA

Свифт говорит, что была готова к продаже прав на свои записи, однако «в своих худших кошмарах не могла представить, что покупателем будет Скутер [Браун]». Свифт называет Скутера Брауна виновником «бесконечного манипулятивного буллинга», который якобы продолжался годами. «Как, например, когда Ким Кардашьян устроила публикацию незаконно записанного фрагмента разговора, и Скутер сделал так, что двое его клиентов [Джастин Бибер и Канье Уэст] стали задирать меня по этому поводу в онлайне. Или когда его клиент Канье Уэст сделал клип-порноместь, в котором мое тело оставили без одежды. Теперь Скутер оставил меня без результатов работы всей моей жизни, которые мне не дали купить. По сути, мое музыкальное наследие попадет в руки человека, который пытался его разрушить», — написала она.

Певица настаивает, что Скотт Борчетта знал: имя Брауна она произносила лишь «в моменты, когда или плакала, или пыталась сдержать слезы». «Он знал, что делал; они оба знали. Контролировали женщину, которая не хотела быть связана с ними», — написала Свифт, выразив надежду, что ее история научит молодых артистов «лучше защищать себя во время переговоров». 

Что говорят ее оппоненты?

Скотт Борчетта отрицает большую часть того, что говорит Свифт. По его словам, предложенный им контракт вовсе не предполагал, что певица будет получать права на свои старые альбомы лишь по мере выхода новых. Борчетта утверждает, что Свифт могла получить права не только на мастеры, но и на все фото- и видеоматериалы, если бы согласилась заключить соглашение сроком на 10 лет (The New York Times отмечает, что обычно контракты заключают не на какой-то срок, а на определенное количество альбомов).

В подтверждение Борчетта выложил фрагмент проекта договора, а также текст письма, которое, по его словам, певица отправила ему осенью в связи с решением перейти на Universal. Свифт объясняла, что помимо прав на мастеры ей важны положительные перемены, которые затронут и других артистов — вероятно, речь шла о вознаграждении за продажу акций Spotify для музыкантов.

Борчетта также отрицает, что Свифт не знала о сделке заранее — по его словам, в середине июня ее отец, будучи акционером Big Machine Records, должен был узнать о продаже компании, а незадолго до сделки Борчетта сам, как он утверждает, написал ей об этом.

«Поп-музыкальная мировая война»

Заявление Свифт, по выражению журнала Rolling Stone, спровоцировало «поп-музыкальную мировую войну». В поддержку Тейлор Свифт высказались певицы Холзи и Скай Феррейра; утверждается также, что Адель, Рианна и Майли Сайрус отписались от Скутера Брауна в инстаграме, а Ариана Гранде удалила запись с поздравлениями своему менеджеру. Певец и актер Тодрик Холл назвал Брауна злым и эгоистичным человеком, гомофобом и «не фанатом Свифт».

Скутер Браун не прокомментировал ситуацию, но публично выступили его союзники. Джастин Бибер извинился перед Тейлор Свифт за старый пост в инстаграме, который ранил ее, и заверил ее в своей любви. Одновременно Бибер обвинил Свифт в попытке спровоцировать своих фанатов на буллинг Брауна. За менеджера также вступились певица Деми Ловато и его жена Йаэль, по словам которой Браун всегда поддерживал Свифт и просил своих клиентов быть к ней добрее.

Виктор Давыдов