Перейти к материалам
истории

На Венецианском фестивале победил фильм «Рома» Альфонсо Куарона. Это самое справедливое решение жюри за последние годы

Источник: Meduza
Andre Merola / EPA / Scanpix / LETA

Завершился 75-й Венецианский кинофестиваль. Главный приз фестиваля — «Золотого льва» — получил мексиканский режиссер Альфонсо Куарон за фильм «Рома». По мнению кинокритика «Медузы» Антона Долина, решение жюри, совпавшее со всеми рейтингами зрителей и журналистов, лишний раз демонстрирует, что мексиканский кинематограф сегодня — один из лидирующих в мире, а авторское кино вполне может быть интересно массовому зрителю.

На моей памяти это второй случай, когда здравый смысл на фестивале побеждает конспирологию. Первый произошел в 2009 году в Каннах, где жюри с актрисой Изабель Юппер во главе присудило «Золотую пальмовую ветвь» великому фильму Михаэля Ханеке «Белая лента». Юппер многократно снималась у Ханеке и близко с ним дружит, но никто не заподозрил ее в коррупции — «Белая лента» действительно была лучшей. Что-то похожее случилось и на юбилейном 75-м Венецианском фестивале. Председатель жюри Гильермо дель Торо — соотечественник, ровесник и близкий друг Альфонсо Куарона, и ничто не помешало ему присудить товарищу «Золотого льва» за его ленту «Рома». Это решение, совпадавшее со всеми критическими и зрительскими рейтингами, вызвало ожидаемый восторг и никакой критики. 

Можно было бы упрекнуть отборщиков Венеции в таком составлении программы, при котором за призы сражался давний соратник президента жюри. Однако на этот раз речь действительно идет о совпадении. Дель Торо пригласили возглавить жюри вскоре после присуждения ему «Оскара» за «Форму воды» — картину-триумфатора прошлогодней Венеции. А «Рома» Куарона попал в конкурс только после того, как конфликт Каннского фестиваля с Netflix лишил французов сразу нескольких важных картин, которые и отправились на фестиваль в Италию. В итоге выиграли все: и дель Торо, который не скрывал своей радости на сцене церемонии закрытия, и Куарон, получивший первый столь крупный фестивальный приз (по справедливости — за свой лучший фильм), и зрители, у которых теперь, вероятно, будет шанс увидеть «Рому» не только в стриминге на Netflix (пока объявлена дата 16 декабря), но и в избранных кинотеатрах.

О чем сигнализирует триумф «Ромы», кроме немеркнущей дружбы двух режиссеров? Прежде всего, о том, что мексиканский кинематограф сегодня — один из лидирующих и самых интересных в мире; и это касается уже не только англоязычных проектов, осуществленных выходцами из Мексики («Бердмэн», «Гравитация», «Выживший», «Форма воды»), но и испаноязычных картин, исследующих культуру, историю и актуальную реальность страны. А еще о том, что альянс между бескомпромиссным авторским кино, коммерческим продюсированием и широким зрителем — не утопия, а реальная возможность. О том, что кинокомпаниям новой формации (тем же Netflix и Amazon) имеет смысл вкладываться в авторское кино. Наконец, о том, что исследование прошлого через детство и юность автора — лучший способ изучения самой материи кинематографа и открытия его новых, до сих пор тайных, возможностей. 

«Рома». Трейлер
ONE Media

Распределение призов жюри дель Торо войдет в историю фестивального движения как одно из самых разумных и взвешенных. Конечно, за бортом остались некоторые яркие картины, за которые болели многие, — например, наиболее радикальные конкурсанты: венгр Ласло Немеш с «Закатом» и мексиканец Карлос Рейгадас с «Нашим временем», — но такова реальность любого фестиваля. Зато между остальными лауреатами царит концептуальная гармония. Адепт и одновременно пророк «арт-мейнстрима», дель Торо выделил из конкурса те картины, в которых большие художники использовали жанровую оболочку и ее коммерческий потенциал для раскрытия своих идей — как правило, вовсе не банальных, а иногда даже подрывных. 

В особенности это касается вестерна. Виртуозная «Баллада о Бастере Скраггсе» братьев Коэнов награждена за лучший сценарий (каждая из шести новелл, составивших картину, демонстрирует разные грани таланта неутомимых Итана и Джоэла), француз Жак Одиар премирован за режиссуру, высокий класс которой он показал в ревизионистском вестерне «Братья Систерс»: его герои, парочка братьев и охотников за головами, преследуют золотоискателя-идеалиста, и поиск приводит к совершенно неожиданной развязке. Наконец, разруганная критиками в пух и прах смелая картина австралийки Дженнифер Кент «Соловей», тоже вдохновленная традицией вестерна, получила сразу две награды — специальный приз жюри для режиссера и премию Марчелло Мастроянни (ее вручают лучшему молодому актеру или актрисе) Байкали Ганамбарру, профессиональному танцовщику, дебютировавшему в кино. Неудивительно: такое кино не могло не понравиться Гильермо дель Торо с его страстью к причудливому сочетанию жестокости и волшебства.   

«Соловей». Отрывок из фильма
RadioColonna

Другой фильм-победитель, играющий с жанром и, в отличие от «Соловья», вызвавший фурор, это историческая костюмная трагикомедия грека Йоргоса Лантимоса «Фаворитка». Она заслужила престижный Гран-при («Гран-гран-гран-при», уточнил дель Торо) и вдобавок Кубок Вольпи для Оливии Колман, сыгравшей королеву Анну. Кубок за мужскую роль достался всеобщему любимцу Уиллему Дефо, исполнившему роль Ван Гога в претенциозной, но эффектной картине Джулиана Шнабеля «На пороге вечности». Этот байопик понравился не всем, но за Дефо, кажется, радовался весь зал: выдающийся актер вовсе не осыпан призами с головы до ног и был искренне растроган. 

«Фаворитка». Трейлер
FoxSearchlight

Другую актерскую награду от другого жюри — в конкурсе «Горизонты» — получила Наталья Кудряшова за прекрасную работу в фильме Алексея Чупова и Наташи Меркуловой «Человек, который удивил всех». Неожиданное для многих решение отдает должное внешне неброскому, но сильному дарованию молодой актрисы, сыгравшей в этой удивительной картине свою лучшую роль в кино. 

Подробнее о лучших фильмах Венецианского фестиваля

Антон Долин