Перейти к материалам
истории

Вышел третий сезон «Убийств в одном здании» — одного из лучших детективов последних лет В нем Стив Мартин, Селена Гомес и Мартин Шорт расследуют убийство в театре, Мэрил Стрип играет актрису-неудачницу, а Пол Радд — негодяя

Источник: Meduza
Capital Pictures / Scanpix / LETA

В 2021 году на Hulu вышел детективный ситком «Убийства в одном здании» Стива Мартина и Джона Роберта Хоффмана. Главные роли в нем сыграли сам Мартин, а также Селена Гомес и Мартин Шорт. По сюжету троица запускает тру-крайм-подкаст об убийстве, которое случилось в их старинном многоквартирном доме, заселенном эксцентричными жильцами. Сериал получился таким успешным (100% на Rotten Tomatoes), что в августе 2023-го вышел уже третий сезон, а к кастингу присоединились Мэрил Стрип, Пол Радд и другие звезды. «Медуза» рассказывает, чего ждать от нового сезона «Убийств в одном здании».

Классический каминный детектив в стиле романов Агаты Кристи — далеко не самый популярный жанр у современных зрителей. Наиболее яркие проекты за последнее время — «Достать ножи» (2019) Райана Джонсона и дилогия Кеннета Браны об Эркюле Пуаро «Убийство в Восточном экспрессе» (2017) и «Смерть на Ниле» (2022). Несмотря на общие жанровые корни, фильмы полярны по стилистике: Джонсон снимает постмодернистскую сатиру, в которой разгадка преступлений уходит на второй план, а Брана, наоборот, почти дословно воспроизводит книги Кристи, написанные сто лет назад.

А что с детективными сериалами?

С сериалами дела обстоят немного лучше. Но важно отметить, что чаще всего авторы соединяют в них несколько жанров, чтобы завлечь аудиторию. Вот популярные детективы на Netflix: 

  • «Призраки усадьбы Блай» (детектив + хоррор);
  • «Уэнсдэй» (детектив + сверхъестественное);
  • «Охотник за разумом» (детектив + триллер);
  • «Тьма» (детектив + научная фантастика).

В жанре чистого детектива — хоть и с примесью драмы — снят сериал «Открытое море», в котором герои расследуют убийство на корабле.

Проекты Райана Джонсона оказались гораздо успешнее — чересчур консервативный подход Кеннета Браны не впечатлил ни критиков, ни зрителей. Впрочем, «Стеклянная луковица» (2023) — сиквел «Достать ножи» — тоже не устроил многих фанатов жанра: линия с расследованием в нем прописана гораздо слабее, чем социальный комментарий.

На этом фоне в 2021-м платформа Hulu выпустила свой каминный детектив — сериал «Убийства в одном здании» Стива Мартина и Джона Роберта Хоффмана.

Стив Мартин придумал историю спонтанно, на вечеринке, и поначалу не хотел работать с Селеной Гомес  

По сюжету неудачливый театральный режиссер Оливер (Мартин Шорт), забытый актер Чарльз (Стив Мартин) и запутавшаяся в себе девушка Мэйбл (Селена Гомес) живут в исторической высотке «Аркадия» на Манхэттене. Троица обожает тру-крайм-подкасты и, когда одного из их соседей убивают, решает расследовать преступление и записать об этом собственное шоу.

Но с любительскими расследованиями лучше быть осторожнее

Раскрытие преступлений в интернете превратилось в популярное хобби. И опасное для тех, кто ни в чем не виноват О том, как ложные обвинения детективов-любителей иногда вредят реальным людям, — на примере истории об убийстве студентов в Айдахо

Но с любительскими расследованиями лучше быть осторожнее

Раскрытие преступлений в интернете превратилось в популярное хобби. И опасное для тех, кто ни в чем не виноват О том, как ложные обвинения детективов-любителей иногда вредят реальным людям, — на примере истории об убийстве студентов в Айдахо

Идея сериала принадлежит Стиву Мартину. В одном из интервью он рассказал, как много лет назад друг на вечеринке попросил его выдумать что-то для трех других гостей — «немолодых бродвейских актеров». Мартин почти сразу выдал идею о троице пожилых соседей, которые увлекаются расследованиями, но «слишком ленивы, чтобы куда-то ехать», «поэтому они берутся только за убийства в их доме».

Тогда эта задумка никак не пригодилась, но в конце 2010-х Мартин к ней вернулся — после выхода фильма Нэнси Майерс «Простые сложности» (2011) он почти не появлялся в кино и «затосковал по съемкам». Агент Мартина устроил ему встречу с продюсером Дэном Фогельманом, чтобы обсудить варианты. По словам Мартина, он вкратце описал идею о соседях-детективах, пока они оплачивали счет в ресторане. Фогельману она понравилась, и работа над сериалом «понеслась, как скоростной поезд».

Фогельман собрал команду продюсеров, которые познакомили Мартина со сценаристом Джоном Хоффманом. В процессе работы он изучал в интернете материалы о довоенных многоквартирных домах в Нью-Йорке. Кроме того, у него самого был опыт «расследования» убийства. 

Несколько лет назад Хоффман узнал о том, что его близкий друг детства покончил с собой. Сценарист захотел разобраться, что с ним случилось, поехал в родной Висконсин и стал следить за ходом официального расследования. Он также познакомился с бывшей женой и детьми своего погибшего друга, общался с его соседями и коллегами, которые говорили, что у того не было причин для самоубийства. В конце концов полиция пришла к выводу, что это было убийство, и поймала преступника.

Стив Мартин тоже подключился к работе над сценарием. Однажды он пригласил Джона Хоффмана в свою нью-йоркскую квартиру и подвел его к окну — в здании напротив писатель увидел отца с дочкой на кухне. Но это была иллюзия. «Они не в этой квартире, а в той, что под нами, — и отражаются в окне соседнего здания», — объяснил Мартин. После этого он водил Хоффмана по своему многоэтажному дому и делился наблюдениями «о тонкостях, которые обнаружил и которыми заинтересовался».

«В самом начале я полностью полагался на Стива Мартина, когда писал первый эпизод», — вспоминал позже Хоффман.

Пожилых героев — забытых актера и режиссера — тоже придумал Мартин, размышляя о своей собственной карьере. А еще — о словах актера, которого встретил на одной вечеринке. Он «сыграл главную роль в популярном шоу, а потом не работал около 10 лет» и обвинял в своих неудачах современные сценарии.

Главное условие, которое Стив Мартин поставил продюсерам, — вторую ведущую роль должен был играть его давний друг и коллега Мартин Шорт. 

История дружбы Стива Мартина и Мартина Шорта

Комики познакомились почти 40 лет назад, в 1984 году, на площадке абсурдистской комедии «Три амигос!» Джона Лэндиса. Стив Мартин и «третий амиго», Чеви Чейз, тогда были более знамениты, и Шорт поначалу чувствовал себя неловко в их компании, но вскоре они со Стивом Мартином подружились.

В последующие годы они часто работали вместе в популярных американских телешоу, среди них — «Saturday Night Live» (SNL), с которого Шорт начинал карьеру. Их неожиданные камео в SNL считаются своеобразным мемом, который обожают фанаты шоу. В результате Мартин стал одним из самых частых героев передачи: больше него (16 раз) SNL вел только Алек Болдуин (19).

В 1990-х Мартин и Шорт снялись в двух частях комедии «Отец невесты» Чарльза Шайера, а в 2004-м вместе приехали на церемонию «Оскар». Актеры часто посещают мероприятия вдвоем — например, Шорт поддерживал Мартина, когда в 2005 году тому присудили премию Марка Твена за вклад в развитие американского юмора. Вместе они дважды вручали призы Дайан Китон, с которой играли в «Отце невесты».

В 2015 году дуэт отправился в тур по Штатам c комедийным шоу «A Very Stupid Conversation» — запись выступлений комиков вышла на Netflix в 2018-м. А в 2021-м они отправились в новое турне с программой «The Funniest Show in Town at the Moment» — оно продолжается до сих пор. Как говорят сами актеры, они пишут и переписывают программу в процессе.

Кроме того, Мартин и Шорт продолжают регулярно появляться в вечерних шоу и в SNL. Но кинокарьера у обоих давно на паузе: последние 10–15 лет они чаще появляются в различных проектах в качестве эпизодических персонажей или камео. «Убийства в одном здании» для них — первые главные роли в кино или сериалах более чем за 10 лет.

У Хоффмана и Фогельмана были только две серьезные правки в концепцию Мартина. Во-первых, они захотели осовременить сюжет с помощью одного из самых актуальных форматов в американской поп-культуре — тру-крайм-подкаста. Другой проблемой стал состав главных героев. Авторы сомневались, что сериал должен быть именно о трех мужчинах: персонажи могли получиться слишком похожими друг на друга. По словам Хоффмана, они захотели «поселить инопланетянина в их мире».

«Шоу построено на сочетании классики с современностью. И мы думали: как нам взять двух легендарных классических комиков [Мартина и Шорта] и столкнуть их с чем-то современным, но при этом нью-йоркским», — вспоминал сценарист.

Они решили добавить в союз двух пожилых героев «саркастичную молодую женщину, у которой есть своя тайна» — и выбрали Селену Гомес. «Как только речь зашла о Селене Гомес, будто зажглась лампочка. У нее есть особый вайб, какое-то точное, но сухое, скрытое остроумие», — описывал актрису Хоффман. 

Продюсеры не были уверены, что Гомес захочет сниматься в сериале, но, к их удивлению, ее очень заинтересовала роль. Оказалось, что актриса — большая поклонница психологических триллеров и даже посещала Crimecon, мероприятие, на котором фанаты загадок и нераскрытых дел проводят любительские «расследования».

Когда кандидатуру Гомес предложили Стиву Мартину, тот отнесся скептически: 74-летний актер ничего о ней не знал. «Я погуглил ее — и оказалось, что у Селены большая карьера, о которой я не догадывался. Более того, она снялась в таком же количестве фильмов, что и я. Так что она профессионал», — позже рассказывал Мартин.

Что надо знать о Селене Гомес

Девушка со ста миллионами подписчиков Как Селена Гомес стала главной звездой инстаграма и оказалась на обложке Time

Что надо знать о Селене Гомес

Девушка со ста миллионами подписчиков Как Селена Гомес стала главной звездой инстаграма и оказалась на обложке Time

Знакомство команды сериала с Гомес прошло по зуму — препродакшен шоу начался в разгар пандемии. Мартин, Шорт и Гомес встретились лишь в первый день съемок. По словам актрисы, поначалу работа с комиками казалась ей непростой задачей, ведь они не понимали, «чего ожидать от 29-летней девушки», о которой мало что знали. Гомес призналась, что в первые дни съемок была «робкой», но со временем стала более «раскованной, ощутила комфорт» и подружилась с партнерами по сериалу.

«Стив Мартин и Мартин Шорт — как мои сумасшедшие дяди. Они замечательные, постоянно дают советы — даже о личной жизни. Я задала им все вопросы, которые могут задать девушки, — например, когда они впервые влюбились. Я спрашивала их о парнях и свиданиях. Они советовали: „В первую очередь убедись, что он добрый“. Они такие милые!» — вспоминала Селена Гомес.

Мартин и Шорт тоже полюбили напарницу по сериалу. «Сейчас я даже не могу представить шоу без [Селены Гомес]. Марти и я, даже когда никто не слушает, говорим, какая она замечательная», — поделился Стив Мартин. 

Сериал стал одним из самых успешных проектов в карьерах Стива Мартина и Мартина Шорта, а во втором сезоне снялось еще больше звезд

В первом сезоне Мартин и Хоффман удачно совместили консервативный детектив и современность. Троица героев не только ищет убийцу своего соседа, но и решает личные проблемы. Чарльз борется с одиночеством и пытается построить первые романтические отношения за много лет (естественно, с соседкой по дому — но не героиней Селены Гомес). Оливер, давно не подступавшийся к режиссуре, ищет деньги на оплату квартиры — иначе его выселят, — а также налаживает отношения со взрослым сыном. А Мэйбл пытается разобраться с прошлым: в детстве она часто бывала в «Аркадии» (здесь жила ее тетя, чью квартиру она теперь ремонтирует), и убийство напрямую связано с ее близкими. Для каждого запись подкаста становится шансом выразить свои проблемы.

Вокруг шоу героев образуется комьюнити — фанаты даже караулят своих кумиров возле здания и делятся теориями о том, кто же убийца. Естественно, под подозрением оказывается каждый жилец «Аркадии» — даже Стинг, исполнивший забавное камео в шоу. 

Еще одна звезда сериала — Тина Фей, сыгравшая роль профессиональной ведущей подкастов Синды Каннинг. Трио главных героев — ее фанаты, но Синда воспринимает их как любителей-неудачников, хоть и завидует успеху их проекта. 

Как и требует жанр каминного детектива, все подозреваемые — соседи с мотивом, действие редко покидает уютную многоэтажку, следствие ведут любители, а сюжет наполнен загадками и твистами. При этом сериал, вышедший вскоре после локдауна, поднимает актуальные темы: одиночество городских жителей, их зависимость от гаджетов и контента. А юмор во многом строится на культурном разрыве поколений: персонажам Шорта и Мартина — за семьдесят, героине Гомес — около тридцати.

Сериал мгновенно стал самым популярным комедийным шоу Hulu, получив 100% «свежести» на Rotten Tomatoes. Это самый высокооцененный проект в карьерах Мартина и Шорта. А еще он получил 17 номинаций на «Эмми» — правда, ни одной статуэтки не выиграл.

«Мы гордимся тем, что даже на таком позднем этапе жизни у нас есть хит. Гордимся тем, что это хорошо [сделанное шоу]. А еще нам нравится выступать на сцене вживую. Мы собираемся наслаждаться этим, пока можем», — поделился радостью Стив Мартин. 

Через год платформа Hulu выпустила продолжение хитового сериала. Во втором сезоне в «Аркадии» вновь происходит убийство, но на этот раз подозреваемые — сами Чарльз, Оливер и Мэйбл. Во многом жанр вынуждает создателей шоу повторяться: убит один из жильцов, и каждый сосед мог желать ему смерти. Но Хоффман и Мартин развили сюжет вглубь: они сосредоточились на своих героях и их прошлом, а успех первого сезона позволил продюсерам пригласить еще больше звезд.

Трейлер второго сезона «Убийств в одном здании»
Hulu

Во втором сезоне Мэйбл завязывает отношения с художницей Элис Бэнкс (Кара Делевинь). Оливер пытается разобраться, кто отец его сына — он или один из соседей. А Чарльз налаживает контакт с падчерицей и возобновляет актерскую карьеру. Помимо Кары Делевинь, камео есть у Эми Шумер, героиня которой въехала в ВИП-пентхаус вместо Стинга, и у Ширли Маклейн — звезды классического фильма Билли Уайлдера «Квартира» (1960).

Впрочем, из-за сюжетного повтора и менее захватывающего, чем в первом сезоне, расследования вторую часть хвалили чуть меньше. Но шоу все равно получило очень высокие оценки — 98% на Rotten Tomatoes. Мартин и Хоффман учли претензии аудитории и в третьем сезоне частично перенесли действие из «Аркадии» в новое место.

В третьем сезоне больше драмы и меньше детектива. А еще — потрясающая сюжетная линия с Мэрил Стрип

События стартуют с клиффхэнгера, которым завершился второй сезон. Режиссер Оливер наконец вернулся на Бродвей с новой постановкой и позвал на одну из ролей Чарльза. Но в день премьеры прямо на сцене умирает главная звезда спектакля — Бен Гленрой (Пол Радд). 

Под подозрением оказывается каждый член труппы: Бен был токсичным, самовлюбленным и нажил много врагов. Например, актриса Кимбер (Эшли Пак) терпит его домогательства, а темнокожий дублер Джонатан (Джейсон Визи) — завуалированные расистские оскорбления. Брат Бена — Дики (Джереми Шамос) — таскает за актером сумки и становится козлом отпущения за косяки звезды. Но самый явный мотив — у неудачливой актрисы Лоретты (Мэрил Стрип). Оливер дал ей первую важную роль в ее карьере, но Бен неоднократно требовал уволить ее за плохую игру. 

Комедийно-детективная предпосылка дополняется драмой. После убийства спектакль, который иронично называется «Предсмертный хрип», отменяют продюсеры. Для Оливера это страшный удар — он борется за возрождение своей первой за долгое время постановки. Чарльз переживает внутренний кризис — оказывается, что это из-за него убитый Бен стал таким негодяем много лет назад. А Мэйбл понимает, что столкнулась с зависимостью: она подсела на расследование убийств. 

Удивительная история из мира тру-крайма

Иногда тру-крайм-подкасты не просто реконструируют неразгаданные убийства — но и помогают следствию Об одном из таких случаев написал журнал Vanity Fair

Удивительная история из мира тру-крайма

Иногда тру-крайм-подкасты не просто реконструируют неразгаданные убийства — но и помогают следствию Об одном из таких случаев написал журнал Vanity Fair

Несмотря на многообещающую завязку, западные критики предъявляют новому сезону две претензии. Во-первых, они считают, что «Убийства» сдали в остроте юмора. В рецензии The Hollywood Reporter говорится, что от шуток в сериале возникает чувство неловкости. Журнал Rolling Stone пишет, что сценаристы «растратили комедийный гений» Мартина и Шорта, потому что «прониклись такой любовью к героям, что стали относиться к ним слишком осторожно». А издание Decider отмечает, что «остроту оригинала заменили попытки угодить фанатам».

Сериал действительно слишком нарочито заигрывает со зрителем и неловко пытается сломать четвертую стену. Например, Пол Радд, известный по роли Человека-муравья в киновселенной Marvel, в «Убийствах» играет звезду супергеройского шоу, в котором он превращается в гигантскую кобру и помогает полиции. А персонаж Эшли Пак — Кимберли — в одной из сцен читает лекцию о правильном макияже героине Селены Гомес, у которой в реальности есть собственный косметический бренд Rare Beauty.

Hulu / Everett Collection / Vida Press
Hulu / Everett Collection / Vida Press

Вторая претензия критиков связана с излишней драматизацией сериала, из-за которой страдает детективная составляющая. В третьем сезоне Оливер и Чарльз больше заняты спасением своей постановки и самокопанием, а поиск убийцы берет на себя Мэйбл вместе с новым героем — документалистом Тобертом (Джесси Уильямс из «Анатомии страсти»). 

Как пишет Decider, в сериале «много чего происходит, но все приколы, уловки и флешбэки лишь пытаются отвлечь от того, что главная загадка на этот раз не так сильна». Впрочем, как драма «Убийства» понравились критикам. The Hollywood Reporter называет новый сезон «мрачным размышлением об одиночестве». А Rolling Stone хвалит сериал за проработку персонажей: «даже инфантильный и самовлюбленный Бен несколько раз демонстрирует неподдельный, трогательный пафос». 

Персонаж Пола Радда не просто умирает в первом же эпизоде — он регулярно появляется во флешбэках, с помощью которых авторы сериала ловко достают скелеты из шкафов остальных героев. А для Мэйбл Бен вовсе становится напарником по расследованию (и самокопанию), появляясь в виде призрака.

Отдельно критики хвалят самый наглый ход Мартина и Хоффмана — приглашение трехкратной обладательницы «Оскара» Мэрил Стрип на роль неуверенной в себе актрисы Лоретты. Variety пишет, что в этом образе Стрип «выходит на самый высокий уровень» актерской игры.

Но больше всего прессе понравилось то, как сложился дуэт героев Мэрил Стрип и Мартина Шорта. «Они зажигают экран, заставляя зрителей не бросать „Убийства в одном здании“, несмотря на недостатки сериала», — считает Decider. А The Hollywood Reporter отмечает, что отношения Оливера и Лоретты, «старающихся вспомнить, каково это — влюбиться, вызывают сладкую меланхолию».

Трейлер третьего сезона «Убийств в одном здании»
Hulu

В целом критики положительно оценивают продолжение «Убийств». The Guardian вовсе называет его «лучшим сезоном сериала». Variety заключает, что «шоу больше не нужно ничего доказывать и теперь оно лишь развивается, приглашая звезд калибра Мэрил Стрип». Но The Hollywood Reporter намекает, что проект достиг потолка: «„Убийства“ пытаются сделать слишком много вещей, но из них удаются лишь одна или две».

Вполне логично, что третий сезон не повторит успех первого (хотя на Rotten Tomatoes у него 99%) — Мартин и Хоффман с самого начала поставили себе слишком высокую планку. Но все же им удалось сохранить свежесть идеи и сделать сбалансированное многосоставное шоу. Продлят ли сериал на четвертый сезон, пока неизвестно. Но если да — трудно представить себе сюжетные изобретения, которые смогут затмить линию с Мэрил Стрип.

Любите детективы? Вот отличный с Наташей Лионн

«Покерфейс» — новый детективный сериал в духе «Коломбо» от создателей «Достать ножи» Наташа Лионн из «Жизней матрешки» каждую серию раскрывает новое убийство

Любите детективы? Вот отличный с Наташей Лионн

«Покерфейс» — новый детективный сериал в духе «Коломбо» от создателей «Достать ножи» Наташа Лионн из «Жизней матрешки» каждую серию раскрывает новое убийство

Александр Тремасов