«Покерфейс» — новый детективный сериал в духе «Коломбо» от создателей «Достать ножи» Наташа Лионн из «Жизней матрешки» каждую серию раскрывает новое убийство
На стриминге Peacock вышли четыре серии детективной комедии «Покерфейс». Его придумал автор дилогии «Достать ножи» Райан Джонсон, а главную роль сыграла Наташа Лионн из «Жизней матрешки». В каждой серии ее героиня, путешествующая по Америке, раскрывает новое убийство. Михаил Кабо рассказывает, чем ироничное шоу понравится любителям детективов.
Чарли Коул (Наташа Лионн) живет в дряхлом трейлере и работает официанткой в лас-вегасском казино. Когда-то она профессионально играла в покер, но особый талант превратил ее в персону нон грата в мире азартных игр.
Дело в том, что Чарли — ходячий детектор лжи: она нутром чует вранье или блеф. Однажды ее подругу и коллегу Натали (Даша Поланко) находят убитой — полиция считает, что ее застрелил муж, который затем совершил самоубийство. Однако зрители знают, что на самом деле за гибелью Натали стоят управляющий казино Стерлинг Фрост — младший (Эдриан Броуди) и начальник его охраны Клифф Легран (Бенджамин Брэтт). Они избавились от горничной, когда та случайно увидела в ноутбуке важного постояльца что-то незаконное и, судя по всему, аморальное (вероятно, детскую порнографию).
Чарли замечает разные неувязки в деле и начинает собственное расследование. Увы, мафия не любит умников, и ей придется пуститься в бега. Из казино Лас-Вегаса действие переместится в придорожные забегаловки Нью-Мексико, семейные «шашлычные» Техаса и задрипанные бары Висконсина. Везде найдутся разномастные мерзавцы, которых Чарли придется вывести на чистую воду.
Детективный сериал «Покерфейс» — новый проект Райана Джонсона, создателя культового нуара про школьников «Кирпич», космической оперы «Последние джедаи», породившей раскол в фандоме «Звездных войн», и детективной комедии с Дэниэлом Крэйгом «Достать ножи». Продолжение последнего фильма — «Стеклянная луковица» — вышло на Netflix всего месяц назад и вслед за первой частью принесло Джонсону номинацию на «Оскар» за сценарий. Кажется, режиссер претендует на звание лучшего современного специалиста по детективам.
Как и «Достать ножи», «Покерфейс» — это веселое и ироничное дорожное приключение со множеством звезд и культурных отсылок. Правда, если фильмы про сыщика Бенуа Бланка пародировали романы Агаты Кристи об Эркюле Пуаро (и их многочисленные экранизации), то сериал о Чарли Коул заставляет вспомнить сериалы «Она написала убийство» с Анджелой Лэнсбери и, разумеется, «Коломбо» с Питером Фальком. Это не классический детектив, в котором зрители пытаются вычислить преступника вместе с главным героем, а перевернутый: убийцу нам показывают в первые пять минут. Основное удовольствие — наблюдать, как ищейка сначала оказывается связана с убитым, затем последовательно складывает элементы мозаики воедино и в конце концов наказывает злодеев.
Кроме того, «Покерфейс» возвращает в драматические сериалы эпизодическую структуру, которую создатели «престижного» телеконтента отвергали с начала нулевых — после успеха «Сопрано», «Безумцев», «Остаться в живых» и других длинных нарративных шоу. Отдельные эпизоды «Покерфейса» самодостаточны, — начиная со второй серии их можно смотреть в любом порядке. Каждая серия — это новое дело, новые герои и новые города. Такой подход, да и общая легкая интонация шоу напоминают об американских сериалах восьмидесятых, которые крутили по каналу СТС в нулевые: «Команде „А“», «Рыцаре дорог» и «Частном детективе Магнуме».
Вторая важнейшая творческая единица «Покерфейса» после Райана Джонсона — исполнительница главной роли, продюсер и режиссер одного из эпизодов сериала Наташа Лионн, чья карьера взлетела после успеха нетфликсовских «Жизней матрешки» (из-за этой роли в России принято шутить об удивительном сходстве актрисы с Аллой Борисовной Пугачевой). За спиной у Лионн не только пестрая фильмография, в которой нашлось место комедийным хитам нулевых, санэнсовскому инди, чудаковатым хоррорам и даже Вуди Аллену с Абелем Феррарой; но и сложный жизненный опыт — конфликты с родителями, героиновая зависимость и проблемы со здоровьем.
По сути, прожигательница жизни Чарли Коул, начинающая утро с бутылки пива, — это та же самая разработчица видеоигр Надя Вулвоков из «Жизней матрешки», которая подутратила тягу к саморазрушению, но приобрела «плимут барракуду» (на такой же машине, кстати, раскатывал детектив Нэш Бриджес). Хриплый голос, копна длинных кудрей, яркий гардероб, добросердечность, саркастичность и прямолинейность — вот из чего состоят харизматичные героини Лионн. Перед нами не узкий актерский диапазон, а совершенствование образа — Билл Мюррей, например, на этом построил карьеру.
С ностальгического формата сдувают пыль и известные характерные актеры, так называемые гостевые роли здесь — отдельный аттракцион. Например, Эдриан Броуди играет жалкого управляющего казино, копию непутевого наследника Фредо Корлеоне из «Крестного отца 2». Свежеиспеченная номинантка на «Оскар» Хонг Чау появляется в роли лесбиянки-дальнобойщицы, которая стирает за собой цифровой след и заклеивает суперклеем пулевые ранения («На самом деле в больницах пользуются таким же, но фармацевты не хотят, чтобы ты знала правду»). Комику Лилу Релу Ховери из «Прочь» и «Главного героя» досталась роль совладельца барбекю-ресторана, который убивает родного брата (причина позабавит киноманов: тот решил закрыть прибыльный бизнес после просмотра «Окчи» Пон Чжун Хо). Любимица режиссеров-провокаторов Хлоя Севиньи перевоплотилась в «Покерфейсе» в панк-рокершу, готовую пойти на убийство ради былой славы.
И это только первые четыре серии. Дальше в проекте Джонсона появятся Саймон Хелберг из «Теории Большого взрыва», Эллен Баркин («Подмена»), Ник Нолти, Джозеф Гордон-Левитт и Рон Перлман.
Райан Джонсон не пытается включать сатирика, как в «Достать ножи», где он высмеивал глупых богатых и супербогатых. Тем не менее персонажи «Покерфейса» тоже напоминают типичных коэновских идиотов-преступников из «Фарго», «Невыносимой жестокости» или «После прочтения сжечь». Как известно, главная цель детектива (и жанра, и следователя) — не дать преступнику уйти безнаказанным. И наблюдать за тем, как преступников раз за разом наказывают за глупость и злобу, оказывается не скучным, а на удивление терапевтическим зрелищем.