Перейти к материалам
истории

«Карамора» — революционеры против вампиров в сериале Данилы Козловского Александр II оказывается вурдалаком, а еще в сюжете появляется Сталин

Источник: Meduza
Start

На видеосервисе Start вышел сериал «Карамора» — динамичный и эффектный проект Данилы Козловского с Данилой Козловским в главной роли, в котором революционеры начала XX века бросают вызов вампирам, контролирующим все европейские страны. Кинокритик Егор Москвитин посмотрел половину первого сезона — и теперь ждет, что будет дальше.

Российская империя, начало XX века. Спас на Крови уже построен (1907), но революционер Иосиф Джугашвили еще не начал называть себя Сталиным (1913).

Террорист Карамора (актер Данила Козловский — генеральный продюсер сериала и режиссер всех восьми эпизодов) вместе со своей девушкой (дебютантка Дарья Балабанова) и сообщниками (в их числе герой Никиты Кукушкина) нападает на усадьбу нефтяного магната. Их цель — вынудить богача заплатить семьям погибших на его производстве рабочих. Но операция идет не по плану: террористы ссорятся, а Карамора узнает, что главный принцип власти — бесчеловечность, ведь Россией (а похоже, и всем миром) правят настоящие вампиры.

Но и среди них нет единства: на каждого трехсотлетнего консерватора найдется молодой столетний реформатор. Со словами «Я хочу, чтобы русские люди сами определяли свою судьбу», Карамора начинает крестовый поход против вурдалаков. Революционная борьба занесет его в Амстердам, на Карпаты, в Тбилиси, Санкт-Петербург и Москву и сведет с Маяковским, Нобелем, Сталиным, Толстым и даже Гаврилой Принципом. И это только в первых четырех эпизодах.

Немногие счастливчики из российской киноиндустрии посмотрели пилотную серию «Караморы» несколько лет назад — когда режиссером проекта еще числился Илья Найшуллер, а ведущими продюсерами — топ-менеджеры «Газпром-медиа» Валерий Федорович и Евгений Никишов. Уже по тому короткому недоснятому эпизоду было ясно, что проект заметят.

Во-первых, поражало несвойственное для нашего телевидения качество съемки: вампиры в пилотной серии бегали по потолку и разрывали людей на части, светские встречи перетекали в оргии, выразительные костюмы героев заставляли вспомнить другой вампирский фильм — «Блейд». Сериал обещал стать не менее масштабным приключением, чем «Штамм» Гильермо дель Торо, да и смотрелся он не хуже.

Удивляла и альтернативная история «Караморы». Согласно мифологии сериала, народовольцы убили императора-освободителя Александра II с седьмой попытки лишь с помощью серебра. Все прочие теракты провалились, потому что революционеры не знали, что священная для российской истории фигура — вампир.

После выхода пилота прошло несколько лет. Политический климат — и в сериальной индустрии в том числе — изменился. Илья Найшуллер взялся за голливудские проекты, а «Карамору» подхватила продюсерская компания Данилы Козловского с красноречивым названием DK Entertainment. В сентябре 2021 года, как раз во время «Кинотавра», где много говорили о будущем кино и сериалов в интернете, было объявлено, что «Карамора» выйдет на стриминге Start — без полнометражных версий, как было, например, в случае с «Гоголем».

Первое, что интересно проверить спустя эти годы, осталась ли в сериале сцена с покушением на царя. Осталась. Более того, уже в следующих эпизодах ненадолго появляется страшно симпатичный молодой революционер по прозвищу Коба (в последний раз в кино оно встречалось, кажется, в голливудской «Планете обезьян») в исполнении актера Вагана Сарояна.

Как сериал «Троцкий» и фильм «Союз спасения», «Карамора», разумеется, подчеркивает пагубность революций и переворотов. Чтобы остудить пламенное сердце героя, ему рассказывают притчу о Дракуле: тот тоже хотел искоренить вампиров, а в итоге сам превратился в тирана и кровопийцу. Чем радикальнее Карамора, тем возмутительнее его поступки. Сценарий постоянно повторяет знакомые установки: «Революция пожирает своих детей», «Борясь с драконом, не стань драконом».

Start
Start
Start

Подчеркивая трагедию революции, эта история в то же время упивается кровавой эстетикой эпохи. Вместо диалогов в сериале — чеканные лозунги. «Страна сама делает из нас врагов». «Люди должны знать, кто ими правит, — и как только они узнают правду, все изменится. Мы свергнем зло».

Враги Караморы — обрюзгшие вампиры, олигархи-эксплуататоры, распущенные наследники элит, циники во власти. Союзники Караморы — прекрасные подруги (еще одну революционерку играет великолепная Нино Нинидзе), храбрые поэты (в роли Маяковского — Николай Комягин из Shortparis) и прогрессивные изобретатели (комический напарник героя — Нобель в исполнении Александра Алябьева). Среди вампиров тоже обнаруживаются приличные люди — герои Филиппа Янковского (невероятного!) и Андрея Смолякова (отцовская фигура и в других картинах Козловского). Их участь еще более незавидна — быть оборотнями среди упырей.

Четвертая серия начнется с флешбэка, в котором революционер столкнулся с царской охранкой, — и эта сцена наконец объясняет, почему сериал называется как короткий рассказ Максима Горького. И дело не в том, что караморой называют комара — вроде бы маленькую, но неуловимую тварь, способную заразить революционной лихорадкой целый народ. Горьковский революционер Карамора был человеком, поражавшимся собственному малодушию: подчинившись воле полицейского, он превратился из борца в предателя. Но, поначалу событийный, рассказ Горького быстро становился разговорным: молодой революционер спорил с охранником о судьбе страны и природе человека. В сериале этот диалог происходит в голове у героя.

START

Впрочем, основное достоинство «Караморы» не в контексте, а в воплощении. Да, многие актерские работы наверняка вызовут вопросы у зрителей, как и психологическая достоверность диалогов и даже исторические детали (за подобного рода неточности почему-то корят даже фэнтези). Но «Карамора» подкупает своей скоростью и страстью. Сериал очень щедр на смену места действия, события происходят одно за другим. В третьем эпизоде — сразу две неожиданные эмоциональные кульминации. Соблюдается паритет сюжетных линий героя и героини: оба разрушают, чтобы построить, но у женщины больше рефлексии, а у мужчины — злости.

Участие в сюжете исторических деятелей держит зрителя в тонусе. Когда появится Столыпин? Кого сыграет Парфенов? Был ли Петр I вампиром? А Иван Грозный? На кого охотился Авраам Линкольн? В альтернативную историю, придуманную сценаристом Александром Фоминым, хочется углубиться. Предметный мир и бытовые зарисовки «Караморы» напоминают о «Табу», перестрелки — о хороших вестернах. А тревожная музыка кажется воплощением стихотворения Маяковского «Скрипка и немножко нервно».

И все же у этого сериала слишком быстрый ритм, чтобы стать глубокой психологической драмой. Но это приключение, которое захватывает без остатка.

Егор Москвитин