10 ужастиков «Хоррор Феста»: венецианцы охотятся на туристов, Данила Козловский — на дворян-вампиров, а Тони Сервилло — на заключенных итальянской тюрьмы
С 9 по 12 декабря в пяти городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани — пройдет кинофестиваль «Хоррор Фест». В программу войдут авторские фильмы ужасов, премьеры которых состоялись на мировых фестивалях — в Каннах, Венеции, Торонто, Шанхае, Сан-Себастьяне, Нью-Йорке и испанском Сиджесе. Программный директор «Хоррор Феста» кинокритик Егор Москвитин выбрал 10 картин фестиваля и рассказал о них.
Карамора
Внеконкурсный показ и обсуждение — 12 декабря
О чем это. Российский сериал в жанре хоррора и альтернативной истории, который начинали режиссер Илья Найшуллер и продюсеры Валерий Федорич и Евгений Никишов, а заканчивают Данила Козловский и Эдуард Илоян из Start.
Проект считается взрывоопасным: по сюжету императора Николая II окружают дворяне-вампиры, которым и противостоят революционеры, включая Сталина. Козловский играет бунтаря Карамору, названного в честь героя рассказа Горького о противостоянии царской полиции и террористов. У Горького герой был одержим исследованием себя самого — маленького участника большой истории, способного на подвиг, трусость, малодушие, жертву, борьбу и капитуляцию. У Козловского все начинается с желания мужчины спасти женщину — ну а дальше посмотрим.
Когда премьера. На «Хоррор Фесте» покажут первые фрагменты сериала. Целиком он выйдет в феврале 2022 года на видеосервисе Start.
Почему это актуально. Кино и сериалы продолжают переосмысливать прошлое. В фантастике «Ради всего человечества» Алексей Леонов и Валентина Терешкова лишили США покорения Луны. В «Хранителях» все начинается с резни в Талсе в 1921 году — реальных расовых беспорядков, о которых молчали десятилетиями. А «Карамора» вслед за «Пищеблоком» описывает политическую историю России как процесс переливания крови между вампирами и людьми.
Бабушка
9 декабря на «Хоррор Фесте». Мировая премьера прошла на фестивале в Сан-Себастьяне
О чем это. Вполне традиционный — и не самый страшный — хоррор о фотомодели из Испании, которая отправилась покорять Париж. После первых успехов девушка вынужденно вернулась в Мадрид к своей больной бабушке.
Эту перевернутую «Красную Шапочку» поставил испанский режиссер Пако Пласа, автор нашумевшего «Репортажа» — мокьюментари о столкновении журналистов и зомби. В этот раз он делает ставку не на кровь, а на чувственность и эстетику.
Почему это актуально. Долгое время женщина в хоррорах была либо жертвой, насилие над которой превращалось в аттракцион, либо «барышней в беде», ради которой геройствовал мужчина. Здесь все иначе. Вслед за «Неоновым демоном» и «Суспирией» фильм «Бабушка» исследует проклятие красоты сильной героини.
Вали отсюда
9 декабря на «Хоррор Фесте». Мировая премьера состоялась на кинофестивале в Торонто
О чем это. Не столько страшный, сколько смешной треш-боевик о нападении зомби на парламент Тайваня. Герой — недавно избранный депутат, пытающийся выжить в кровавом аду. Фильм снят настолько эксцентрично и экспрессивно, что больше напоминает видео для тиктока, растянутое на полтора часа, чем полнометражное кино. Какая-нибудь «Игра в кальмара» на его фоне — образец сдержанности и приличий.
Почему это актуально. Во-первых, это история из Азии, уже подарившей нам фильмы «Рейд», «Поезд в Пусан» и сериал «Зов ада». Во-вторых, «Вали отсюда» поддерживает давнюю традицию жанра — использовать молчаливых зомби в качестве иллюстрации реальных социальных проблем. В фильмах Джорджа Ромеро массовое бешенство было олицетворением консьюмеризма, расовых трений, ксенофобии или коммунизма. В тайваньской картине парламентариев целой страны открытым текстом называют безмозглыми кровожадными монстрами.
Сожженный заживо
10 декабря — фестивальная премьера на «Хоррор Фесте». Цифровая уже прошла в Польше
О чем это. Шесть женщин — Николь Гуд, Карлота Мартинес-Переда, Таз Перейра, Эрика Скоггинс, Саманта Тимс, Лорел Вэйл — объединились, чтобы снять альманах вроде «Четырех комнат», только в их фильме события происходят в больнице, а героиня не ночной портье, а медсестра. Вместо четырех комнат — шесть палат. По госпиталю блуждает призрак сгоревшего заживо пациента — и не дает местным жителям покоя.
Почему это актуально. Убеждение, что хорроры и триллеры — это не женский жанр, ложное. Мэри Хэррон сделала «Американского психопата», у оскароносной Кэтрин Бигелоу есть кино о вампирах, а триумфатор этих Канн Жюли Дюкорно до «Титана» сняла ужастик про каннибалов «Сырое». Но шесть женщин в режиссерских креслах сразу — что-то новое.
А еще это альманах, что тоже интересно. Современное кино экспериментирует с хронометражем — например, на фестиваль мог попасть хоррор-сборник «Изоляция», через короткометражные новеллы описывающий ужасы карантина в разных штатах Америки. Наконец, «Сожженный заживо» — необычный международный проект, снятый кинематографистами из Новой Зеландии и Аргентины (хотя, казалось бы, эти страны не роднит ничто, кроме хорошего белого вина).
Венецияфрения
10 декабря на «Хоррор Фесте». Мировая премьера состоялась на фестивале в Сиджесе
О чем это. Кровавый слэшер о венецианцах, которые устраивают охоту на туристов из Испании. Жители города носят маски и обставляют убийства так, как будто бы это элемент карнавала. Свидетели не зовут полицию, а только хлопают в ладоши и снимают сторис.
Почему это актуально. Потому что это метафора мира, где даже близкие страны вновь возводят стены на границах. И потому что это фильм Алекса-де ла Иглесии — известного баскского безумца. Но главное — это первый из цикла хорроров, сделанных по заказу стриминга Amazon. Интернет-гиганты обожают страшное кино: еще в 2016 году Netflix подсчитал, что триллеры и хорроры — это самые вовлекающие жанры для зрителя.
Проклятие монахинь
11 декабря на «Хоррор Фесте». Мировая премьера состоялась в Нью-Йорке на кинофестивале «Трайбека»
О чем это. Современный священник и его юный помощник отправляются в изолированный от мира женский монастырь, чтобы изгнать дьявола. Зрелый циник и молодой романтик сталкиваются с предсказуемыми испытаниями: одному предстоит отказаться от своего скепсиса, а другому — усмирить свои страсти. Но и монахини рассказывают собственную, крайне субъективную версию событий.
Почему это актуально. Современные хорроры вынуждены отталкиваться от уже проверенных драматургических гипотез — историй про экзорцизм, проклятые дома, компанию подростков, супружеские пары в плену у злодеев и так далее. Так устроен весь кинобизнес: вот график, показывающий, как за последние десятилетия снизилась доля оригинальных историй в прокате. Даже по российским локализованным названиям «Проклятие монахинь» («Agnes» в оригинале) и «Паранормальные» («The Innocents») видно, как сложные хорроры из Канн и «Трайбеки» пытаются втиснуть в рамки предсказуемого мейнстрима.
Но иногда знакомые клише удается вывернуть наизнанку — и вот уже история об изгнании дьявола превращается в столкновение мужчин (носителей старой этики) и женщин (носителей этики новой). А безумие и страх распространяются в замкнутом пространстве монастыря с той же скоростью, что и в «Искушении» Пола Верховена (и реальном мире).
Паранормальные
11 декабря на «Хоррор Фесте». Мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале
О чем это. Две маленькие сестры и их родители переезжают в новый город — и пытаются начать новую жизнь. Совсем как в романах воспитания Стивена Кинга, девочки находят верных друзей — таких же отвергнутых всеми подростков. «Паранормальные» восхищаются стойкостью, смелостью и открытостью детей, каждого из которых окружающие считают неполноценными. У одной девочки расстройство аутического спектра, у другой — заболевание кожи. В то же время в этих детях скрывается сверхъестественная сила — и фильм пытается ответить на вопрос, послана она добром или злом.
Почему это актуально. Это медленный скандинавский хоррор — жанр, за которым мы следим после «Тельмы» норвежца Йоакима Триера (режиссер фильма Эскиль Вогт с ним много работал). Еще это история о детской жестокости — теме, с которой не рискует связываться массовая культура. К примеру, Стивен Кинг запретил печать своего романа про школьный шутинг «Ярость» после того, как книгу нашли у одного из настоящих стрелков. «Паранормальные» не примитивно демонизируют детей так, как это принято в ужастиках вроде «Омена», а идут дальше — и ставят под вопрос христианскую концепцию безгрешности ребенка.
Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь
12 декабря на «Хоррор Фесте». Мировая премьера состоялась на Шанхайском кинофестивале
О чем это. О двух братьях и сестре, тихо и бедно живущих в маленьком американском городке. Младший — вампир, ему нельзя появляться на солнце. Чтобы жить, он должен пить человеческую кровь, а его эмоциональное развитие остановилось в подростковом возрасте. Старшие брат и сестра жертвуют жизнями ради него — и не только своими.
Почему это актуально. Это так называемый хоррор-слоубернер — медленная, холодная, вязкая драма без стандартных пугающих приемов. Похожим образом был устроен скандинавский ужастик «Впусти меня», рассказывавший о трагической любви девочки-вампира и смертного мальчика.
Еще в фильме есть жуткая сюжетная линия с детьми, играющими за стеной дома, где прячется больной вампиризмом Томас. Он мечтает встретиться с ними — но мы знаем, что это невозможно. Что если это метафора отношения здоровых детей и их родителей к детям с особенностями развития и инвалидностью? Фильм вполне допускает и такую трактовку, от которой зрителю становится страшнее и больнее, чем от любых жанровых пугалок.
Ариаферма
12 декабря на «Хоррор Фесте». Мировая премьера прошла на Венецианском кинофестивале
О чем это. О психологическом противостоянии заключенных и надсмотрщиков в старой итальянской тюрьме, которую вот-вот закроют. Большинство узников уже увезли в другие учреждения, но двум горсткам мужчин предстоит провести вместе еще несколько дней. И ни одна из сторон не будет чувствовать себя в безопасности — ни те, кто вооружен; ни те, кто за решеткой.
Почему это актуально. «Ариаферма» восхищает не только злободневностью, но и актерским ансамблем. Звезд-мужчин из итальянского кино здесь больше, чем россиян в «12» Никиты Михалкова. А главную роль играет любимец Паоло Соррентино Тони Сервилло, награжденный в Венеции премией Пазинетти, как лучший актер.
Оленьи рога
12 декабря. Фильм закрытия «Хоррор Феста». Мировая премьера состоялась на фестивале «Beyond» в Калифорнии
О чем это. В самом обычном городке в Орегоне происходят сверхъестественные события. Мужчина, соорудивший лабораторию по производству метамфетамина, сталкивается с таинственным монстром. Но настоящими жертвами чудовища становится его сыновья — кажется, за грехи отца их решили наказать индейские духи.
Почему это актуально. Сам статус авторов указывает на то, что хорроры сегодня — больше искусство. Продюсер проекта, Гильермо дель Торо, недавно взял «Оскар» с «Формой воды». Режиссер Скотт Купер — автор фестивальных «Недругов» с Кристианом Бэйлом и «Сумасшедшего сердца», тоже завоевавшего две премии Киноакадемии США. Производством занималась компания Searchlight, известная по «Земле кочевников», «Кролику Джоджо», «Фаворитке», «Форме воды» и «Трем билбордам на границе Эббинга, Миссури».
Наконец, «Оленьи рога» обращаются к индейскому фольклору — духам природы, восставшей против осквернившего ее человека. Отражение этой идеи можно найти в еще одном проекте с похожим названием — сериале «Мальчик с оленьими рогами».
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!